«Я люблю Сион так сильно, что рассердился на него, когда он перестал быть верен Мне».
«Я вернулся в Сион, Я живу в Иерусалиме. Иерусалим будет называться „Городом веры”, а гора Всемогущего Господа — „Святой горой”».
«Снова по улицам Иерусалима будут ходить пожилые люди. Люди будут жить так долго, что им нужны будут посохи для ходьбы.
«Будьте сильны, люди! Вы ныне слышите те же слова, которые были сказаны пророками, когда Всемогущий Господь впервые заложил основания, чтобы снова построить Свой храм.
Так сказал Господь Всемогущий:
«Ваши предки рассердили Меня, и Я решил уничтожить их и никогда не менять Своего решения.
«Вы соблюдаете особые дни печали и поста в четвёртый, пятый, седьмой и десятый месяц. Эти дни печали должны стать днями счастья и радости. Это будут добрые и счастливые праздники, а вы должны любить правду и мир!»
«В будущем народ из многих городов придёт в Иерусалим.
«В те дни люди, говорящие на многих разных языках, придут к еврею и скажут: „Мы слышали, что с вами Бог. Можно нам пойти с вами и поклоняться Ему?”»
3 Святость и освящение. В Ветхом Завете, когда говорят «посвящение», «освящение», «святость» — употребляют одно и то же слово. Применяются эти термины как к людям, так и к вещам, и имеют одинаковое значение: отделение (лица, вещи) от общества и обычной жизни для Бога. Только в применении к Самому Богу (напр. Лев 11:45), или к святым Ангелам (как в Дан 4:13), естественно предполагаются необходимые внутренние качества. Безусловно, священники или другие личности с согласием и радостью, обратившиеся к служению Богу достигали при этом некоторой отделенности от зла, но этот процесс несет в себе скорее влияние Новозаветное, нежели Ветхозаветное. См. Мф 4:5.
6 «Остаток» в ст. 6, 11−12 относится к оставшейся части народа Иудеи, который возвратился из Вавилона и среди которого пророчествовал Захария. См. Рим 11:15, примечание.
14 «...И не отменил». В В. З. еврейское слово нахам часто переводится словом «раскаяние» или перемена мнения, а здесь в ст. 14 просто «отмена». Точный смысл его по-еврейски — «облегчить» или «снять». Из контекста видно, что богодухновенные авторы употребляют это слово в том же смысле, в каком Новый Завет употребляет слово мэтаноия — изменение мыслей, смена взглядов. См. Мф 3:2; Деян 17:30, примечание. В Н. З. такая перемена во взглядах часто сопровождается раскаянием и самоосуждением. Но это слово нельзя применить к Богу в прямом смысле, как это может казаться человеку по Ветхозаветной своей привычке.
23 То есть во дни, когда Иерусалим станет духовным центром всего мира. Ст. 23 объясняет: еврей (см. «Остаток», Ис 1:9 и Рим 11:5) окажется в ту пору миссионером, и станет свидетельствовать тем народам, которых сегодня называют «христианскими»!