1 Then Balaam said to Balak, “Build seven altars for me here, and prepare for me here seven bulls and seven rams.”
“Balak the king of Moab has brought me from Aram,
From the mountains of the east.
‘Come, curse Jacob for me,
And come, denounce Israel!’
And how shall I denounce whom the Lord has not denounced?
And from the hills I behold him;
There! A people dwelling alone,
Not reckoning itself among the nations.
Or number one-fourth of Israel?
Let me die the death of the righteous,
And let my end be like his!”
13 Then Balak said to him, “Please come with me to another place from which you may see them; you shall see only the outer part of them, and shall not see them all; curse them for me from there.”
“Rise up, Balak, and hear!
Listen to me, son of Zippor!
Nor a son of man, that He should repent.
Has He said, and will He not do?
Or has He spoken, and will He not make it good?
He has blessed, and I cannot reverse it.
Nor has He seen [d]wickedness in Israel.
The Lord his God is with him,
And the shout of a King is among them.
He has strength like a wild ox.
Nor any [f]divination against Israel.
It now must be said of Jacob
And of Israel, ‘Oh, what God has done!’
And lifts itself up like a lion;
It shall not lie down until it devours the prey,
And drinks the blood of the slain.”
27 Then Balak said to Balaam, “Please come, I will take you to another place; perhaps it will please God that you may curse them for me from there.”
2. Предсказания Валаама (22:41 — 24:25)
22:41 — 23:12 Утром на следующий день Валак отвел Валаама на вершину горы Фасги, откуда был хорошо виден стан Израилев. Позднее, с этой же самой горы Моисей единственный раз окинет взором Обетованную Землю и после этого умрет (Второзаконие 34:1, 5). Эта и следующая главы содержат четыре знаменательных прорицания Валаама об Израиле. Первым трем из них предшествовали приношения семи тельцов и семи овнов в качестве всесожжения. Первое изречение выражало неспособность Валаама проклясть народ, который Бог не проклинает. Оно предсказывало Израилю жизнь, отделенную от языческих народов, и многочисленное потомство. Израиль в нем представлялся праведным народом, будущему которого стоило позавидовать (ст. 7−10). Протесты Валака против этого благословения не принесли никаких результатов. Пророк должен был произнести слово Господа.
23:13−15 Тогда Валак отвел Валаама на другую точку обзора в надежде, что пророк увидит народ в менее благоприятном свете (ст. 13−14).
23:16−26 Второе прорицание уверяло Валака в том, что изначальное Божье благословение на Израиль останется неизменным (ст. 18−20). Первая часть 21-го стиха описывает положение народа, а не его поступки. Израиль был назван праведным через веру. Так же верующие нашего времени предстоят перед Богом, облаченные в совершенства Его Возлюбленного Сына. Господь был с Израилем, и народ мог восклицать и трубить в трубы, потому что Бог правил над ним, став его Царем (ст. 21б). Он вывел их из Египта и даровал им силу. Никакое проклятие, произнесенное против них, не будет исполнено. Вместо того, видя грядущие скоро победы Израиля, окрестные народы будут говорить: «Вот что творит Бог!» (ст. 22−24). Поскольку Валаам отказался проклясть Израиль, Валак приказал ему не благословлять их (ст. 25), но пророк заявил, что может делать только то, что сказал ему Господь.
23:27−30 В третий раз Валак пытается выжать из Валаама проклятие, на этот раз с вершины Фегора.