1 Then Balaam said to King Balak, “Build me seven altars here, and prepare seven young bulls and seven rams for me to sacrifice.”
“Balak summoned me to come from Aram;
the king of Moab brought me from the eastern hills.
‘Come,’ he said, ‘curse Jacob for me!
Come and announce Israel’s doom.’
whom God has not cursed?
How can I condemn those
whom the LORD has not condemned?
I watch them from the hills.
I see a people who live by themselves,
set apart from other nations.
Who can count even a fourth of Israel’s people?
Let me die like the righteous;
let my life end like theirs.”
Balaam’s Second Message
13 Then King Balak told him, “Come with me to another place. There you will see another part of the nation of Israel, but not all of them. Curse at least that many!”
“Rise up, Balak, and listen!
Hear me, son of Zippor.
He is not human, so he does not change his mind.
Has he ever spoken and failed to act?
Has he ever promised and not carried it through?
God has blessed, and I cannot reverse it!
no trouble is in store for Israel.
For the LORD their God is with them;
he has been proclaimed their king.
for them he is as strong as a wild ox.
no magic has any power against Israel.
For now it will be said of Jacob,
‘What wonders God has done for Israel!’
like a majestic lion rousing itself.
They refuse to rest
until they have feasted on prey,
drinking the blood of the slaughtered!”
Balaam’s Third Message
27 Then King Balak said to Balaam, “Come, I will take you to one more place. Perhaps it will please God to let you curse them from there.”
2. Предсказания Валаама (22:41 — 24:25)
22:41 — 23:12 Утром на следующий день Валак отвел Валаама на вершину горы Фасги, откуда был хорошо виден стан Израилев. Позднее, с этой же самой горы Моисей единственный раз окинет взором Обетованную Землю и после этого умрет (Второзаконие 34:1, 5). Эта и следующая главы содержат четыре знаменательных прорицания Валаама об Израиле. Первым трем из них предшествовали приношения семи тельцов и семи овнов в качестве всесожжения. Первое изречение выражало неспособность Валаама проклясть народ, который Бог не проклинает. Оно предсказывало Израилю жизнь, отделенную от языческих народов, и многочисленное потомство. Израиль в нем представлялся праведным народом, будущему которого стоило позавидовать (ст. 7−10). Протесты Валака против этого благословения не принесли никаких результатов. Пророк должен был произнести слово Господа.
23:13−15 Тогда Валак отвел Валаама на другую точку обзора в надежде, что пророк увидит народ в менее благоприятном свете (ст. 13−14).
23:16−26 Второе прорицание уверяло Валака в том, что изначальное Божье благословение на Израиль останется неизменным (ст. 18−20). Первая часть 21-го стиха описывает положение народа, а не его поступки. Израиль был назван праведным через веру. Так же верующие нашего времени предстоят перед Богом, облаченные в совершенства Его Возлюбленного Сына. Господь был с Израилем, и народ мог восклицать и трубить в трубы, потому что Бог правил над ним, став его Царем (ст. 21б). Он вывел их из Египта и даровал им силу. Никакое проклятие, произнесенное против них, не будет исполнено. Вместо того, видя грядущие скоро победы Израиля, окрестные народы будут говорить: «Вот что творит Бог!» (ст. 22−24). Поскольку Валаам отказался проклясть Израиль, Валак приказал ему не благословлять их (ст. 25), но пророк заявил, что может делать только то, что сказал ему Господь.
23:27−30 В третий раз Валак пытается выжать из Валаама проклятие, на этот раз с вершины Фегора.