1 The words of Jeremiah the son of Hilkiah, of the priests who were in Anathoth in the land of Benjamin,
4 Then the word of the Lord came to me, saying:
Before you were born I sanctified[a] you;
I [b]ordained you a prophet to the nations.”
“Ah, Lord God!
Behold, I cannot speak, for I am a youth.”
“Do not say, ‘I am a youth,’
For you shall go to all to whom I send you,
And whatever I command you, you shall speak.
For I am with you to deliver you,” says the Lord.
“Behold, I have put My words in your mouth.
To root out and to pull down,
To destroy and to throw down,
To build and to plant.”
And I said, “I see a [c]branch of an almond tree.”
And I said, “I see a boiling pot, and it is facing away from the north.”
“Out of the north calamity shall break forth
On all the inhabitants of the land.
All the families of the kingdoms of the north,” says the Lord;
“They shall come and each one set his throne
At the entrance of the gates of Jerusalem,
Against all its walls all around,
And against all the cities of Judah.
Against them concerning all their wickedness,
Because they have forsaken Me,
Burned incense to other gods,
And worshiped the works of their own hands.
And speak to them all that I command you.
Do not be dismayed before their faces,
Lest I dismay you before them.
A fortified city and an iron pillar,
And bronze walls against the whole land —
Against the kings of Judah,
Against its princes,
Against its priests,
And against the people of the land.
But they shall not prevail against you.
For I am with you,” says the Lord, “to deliver you.”
I. ВВЕДЕНИЕ: ПРИЗВАНИЕ И ПРОРОЧЕСКАЯ МИССИЯ ИЕРЕМИИ (Гл. 1)
1:1−10 В первой главе книги мы знакомимся с Иеремией, сыном Хелкииным, которого Бог призывает на пророческое служение и дает соответствующие указания. Об отце Иеремии сказано, что он был одним из священников в Анафофе, в земле Вениаминовой. Еще до того, как он родился, Бог пророком поставил его (ст. 5). Человеческая природа Иеремии противилась такому предназначению (ст. 6), но Божья сила укрепила пророка (ст. 8−9), сделав его вестником гибели и надежды (ст. 10). Вильям Келли удачно характеризует жизнь и служение Иеремии:
«Вдумчивый читатель не может не поразиться тому, насколько ощутимо различие между Иеремией и Исаией — и в стиле, и в самом характере пророков. В послании Иеремии не раскрываются величественные замыслы Бога для всего мира, центром которого является Израиль; его пророчества в первую очередь вскрывают нравственное состояние Божьего народа. Конечно, суд над язычниками также имеет место, и все же, главная задача пророка — пробудить совесть иудеев, и чтобы достичь этого, Дух Святой поразительно часто использует личный опыт самого Иеремии. Никакой другой пророк не уделяет столько внимания самоанализу — своих мыслей, эмоций, поведения, состояния духа».
1:11−19 Далее, Господь наставляет Иеремию, используя наглядные примеры: миндальное дерево и кипящий котел. Миндальное дерево, цветение которого служит первым признаком весны, означает, что близко исполнение Божьего Слова (ст. 11−12). Кипящий котел (лицо его со стороны севера) символизирует Вавилон, ярость которого вот-вот изольется на Иуду — на народ, забывший Бога и обратившийся к идолам (ст. 13−16). Иеремия должен будет провозглашать не очень-то популярные пророчества против царей Иуды, против князей его, против священников его и против народа. Но Господь укрепит его. Хотя враги будут ратовать против пророка, Бог будет с ним, чтобы избавлять (ст. 17−19).