Числа 23 глава

Числа, Пятикнижие Моисея
Новый русский перевод → Толкование Далласской семинарии

Новый русский перевод

1 Валаам сказал Валаку:
— Построй мне здесь семь жертвенников и приготовь семь быков и семь баранов.
2 Валак сделал, как сказал Валаам, и они вдвоем принесли на каждом жертвеннике по быку и барану.
3 Валаам сказал Валаку:
— Стой здесь, у своих всесожжений, а я отойду в сторону. Может быть, Господь придет, чтобы встретиться со мной. Всё, что Он мне откроет, я расскажу тебе.
И он ушел на голую вершину.
4 Бог встретился с ним, и Валаам сказал:
— Я приготовил семь жертвенников и на каждом принес быка и барана.
5 Господь научил Валаама, что сказать, и велел:
— Вернись к Валаку и передай ему это.
6 Он вернулся к нему и нашел его стоящим возле своих всесожжений со всеми вождями Моава.
7 И Валаам произнес пророчество:
«Из Арама привел меня Валак, царь Моава — от гор восточных: „Приди, прокляни мне Иакова; приди, обреки Израиль на погибель“.
8 Как мне проклясть тех, кого Бог не проклял? Как на гибель обречь тех, кого Господь не обрек?
9 Со скальных вершин я на них смотрю, с холмов я на них взираю. Вижу народ, который отдельно живет и не считает себя одним из народов.
10 Кто же сочтет потомков Иакова — их столько, сколько пылинок на земле, — или четвертую часть Израиля? Пусть я умру смертью праведных, и пусть будет кончина моя, как у них!»
11 Валак сказал Валааму:
— Что ты со мной сделал? Я привел тебя проклясть моих врагов, а ты их благословляешь!
12 Он ответил:
— Разве я не должен говорить то, что мне велит Господь?
13 Тогда Валак сказал ему:
— Пойдем со мной в другое место, откуда ты сможешь их увидеть. Там ты увидишь только некоторых, не всех. Тогда прокляни их для меня оттуда.
14 Он отвел его на поле Цофим на вершине Фасги, построил там семь жертвенников и принес на каждом быка и барана.
15 Валаам сказал Валаку:
— Стой здесь, у своих всесожжений, пока я там встречусь с Ним.
16 Господь встретился с Валаамом, научил его, что сказать, и велел:
— Вернись к Валаку и передай ему это.
17 Он пошел к нему и нашел его стоящим возле своих всесожжений с вождями Моава. Валак спросил его:
— Что сказал Господь?
18 Тогда Валаам произнес пророчество:
«Валак, соберись и слушай; сын Циппора, внимай мне.
19 Бог — не человек, чтобы лгать, и не смертный, чтобы передумывать. Неужели скажет Он и не сделает, пообещает и не исполнит?
20 Я получил повеление благословлять; благословляет Он — я не могу отменить.
21 Не видно несчастья[72] в Иакове, не заметно беды в Израиле. С ними Господь, их Бог, провозглашенный ими Царем.
22 Из Египта их вывел Бог; сила их — сила дикого быка.
23 Нет колдовства на Иакова, нет ворожбы на Израиля.[73] Станут теперь говорить об Иакове и об Израиле: „Вот что Бог сотворил!“
24 Как львица встает народ; как лев поднимается! Не успокоится он, пока не пожрет добычу и кровью жертв не напьется».
25 Тогда Валак сказал Валааму:
— Не проклинай их и не благословляй!
26 Валаам ответил:
— Разве я не говорил тебе, что должен делать всё, что скажет Господь?
27 Тогда Валак сказал Валааму:
— Пойдем, я отведу тебя в другое место. Может быть, Богу будет угодно дать тебе проклясть их для меня оттуда.
28 Валак отвел Валаама на вершину Пеора, обращенную к пустыне[74].
29 Валаам сказал Валаку:
— Построй мне здесь семь жертвенников и приготовь семь быков и семь баранов.
30 Валак сделал, как сказал Валаам, и принес на каждом жертвеннике быка и барана.

Толкование Далласской семинарии

1. ПОДГОТОВКА К ПРОРИЦАНИЯМ (22:36 — 23:6)

Чис 22:36−38. Когда Валак, царь Моава, встретился наконец, с Валаамом, то стал укорять его за то, что так долго не шел. Не усомнился ли он в способности царя оплатить его услуги? (неужели я в самом деле не могу почтить тебя?). Прорицатель ответил лишь, что вот, теперь он пришел, но говорить будет только то, что вложит Бог в уста его.

Чис 22:39 — 23:6. И оба они пошли в Кириаф-Хуцоф (где находилось это место, теперь неизвестно), и там совершилась подготовка к ритуалам прорицания. Эти ритуалы часто бывали сопряжены с принесением жертв и гаданием по внутренностям животных, так называемой гепатоскопией.

На следующее утро они поднялись на Вамот-Ваал (в русской Библии — высоты Вааловы), откуда могли увидеть часть народа израильского. Вероятно, Вамот-Ваал был какой-то горной вершиной, поднимавшейся над равнинами Моава. Судя по тому, что она называлась именем языческого бога Ваала, в месте этом, по-видимому, совершались хананеями их языческие ритуалы.

Валаам велел Валаку возвести там семь жертвенников, на которых можно было бы принести в жертву семь тельцов и семь овнов… по тельцу и по овну на каждом жертвеннике (сравните 23:14, 29−30).

В Библии мы не находим ни объяснений действиям Валаама, ни иных описаний, похожих на то, что он делал, и нам остается предположить, что подобные жертвоприношения являлись частью какого-то языческого ритуала. После принесения жертв Валаам уединился, чтобы получить откровения от Господа. Валаам продолжал свои попытки вновь вступить в контакт с Богом Израиля, хотя методы, к которым он для этого прибегал, не были предусмотрены израильским Законом. И встретился Бог с Валаамом… и вложил ему в уста то, что он должен был передать Валаку.

2. ПЕРВОЕ ПРОРИЦАНИЕ (23:7−12)

Чис 23:7−12. В первом из своих четырех больших прорицаний Валаам вначале вкратце напомнил, каким образом оказался он здесь, и что ему велено было сделать (стих 7). И затем он спросил, как же проклясть ему Израиль народ, который благословил Бог (стих 8; сравните Быт 12:1−3)? Валаам далее сказал, что, вот, глядя с этой высокой вершины, может видеть благословенных Им, живущих отдельно, которые между народами не числятся. (сравните Втор 32:8−10). Они многочисленны, как песок (сравните Быт 13:16), и быть приравненным к ним в жизни или смерти — значит быть благословенным Богом (Чис 23:10). Валаам говорил так, будто и сам хотел принадлежать к этому народу.

Понятна реакция Валака на его прорицание — ведь оно не походило на проклятие в адрес Израиля (стих 11). Но Валаам мог лишь повторить, что должен говорить то, что влагает Господь в уста его (стих 12; сравните 22:38, 23:3).

3. ВТОРОЕ ПРОРИЦАНИЕ (23:13−26)

Чис 23:13−24. На этот раз Валак пришел для получения нового прорицания на другое место, а именно на вершину горы Фасги (стих 14; сравните 21:20). Тут они возвели еще семь жертвенников и принесли на них в жертву еще семь тельцов и семь баранов. Вновь Валаам отправился в уединенное место, чтобы вступить в контакт с Господом и опять вернулся к Валаку с известием (23:15−17).

И снова были в его прорицании вступительные слова (стихи 18−20), которые прямо возвестили Валаку, что неизменяющийся Бог Израиля обещал благословлять Свой народ и от этого намерения не откажется. Более того, благословлять Он только что приказал и Валааму, и в свете нерушимых обязательств, связывающих Бога с Израилем, нет у Валаама силы делать что-либо иное.

Затем Валаам сказал, что по причине исхода из Египта (сравните 24:8) Израилю свыше даровано процветание (Не видно бедствия в Иакове, и не заметно несчастия, 23:21а); Господь обитает в его среде (стих 21б), и народ наделен сверхъестественной силой (стих 22б).

Выражение трубный царский звук надо понимать как символ военной грозы, т. е. в том смысле, что Сам Господь — Воин, ведущий Свои сонмы к победе (сравните Нав 6:5, 2; Пс 46:6; Иер 4:19; 49:2).

Такое могущество делает «волшебство» и «ворожбу» ненужными и бессильными. И все, что остается другим народам, — взирать на Израиль и дивиться Божией милости, которая служит ему защитой (Чис 23:23). «Волшебство» (нахаш), как оно здесь понимается, строилось на изучении предзнаменований. В древности на Ближнем Востоке особым образом наблюдали с этой целью внутренности животных, конфигурацию дыма, форму масляных пятен на воде; предзнаменования видели в дефектах новорожденных, в необычных явлениях погоды и во множестве других вещей.

Колдуны, изучая все это, пытались увязать видимое им с историческими событиями и экстраполировали его на события в будущем.

При «ворожбе» (кесем), возможно, несколько большее значение, чем при актах «волшебства», придавали бросанию жребия (Иез 21:21; сравните толкование на Втор 18:14). Валаам понял, что не быть Израилю побежденным, но, подобно льву, поднимется он и полностью уничтожит своих врагов (сравните Чис 24:9).

Чис 23:25−26. В унижении и страхе Валак просил Валаама, если не проклинать, то и не благословлять Израиль, но Валаам напомнил ему, что он — в руках Господа, и делать может лишь то, что Он ему повелит.

4. ТРЕТЬЕ ПРОРИЦАНИЕ (23:27 — 24:14)

Чис 23:27−30. В третий и последний раз предложил Валак Валааму проклясть Израиль. В суеверии своем царь понадеялся, что, может быть, на новом месте обстановка окажется подходящей для того, чтобы проклятие возымело силу. Они взошли на вершину горы Фегор, что близ гооода Беф-Фегора (Втор 3:29; 4:46) и неподалеку от стана израильского, разбитого на равнинах Моава. И снова воздвигли тут семь жертвенников и приготовлены были жертвы (сравните Чис 23:1−2, 14), необходимые для ритуала волхвования.

Примечания:

 
Новый русский перевод
21 [72] — Или: греха.
23 [73] — Или: « Нет колдовства в Иакове, нет ворожбы в Израиле».
28 [74] — Букв.: над Йешимоном.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.