Библия » Сравнение переводов

Числа 23 глава

Числа, Пятикнижие Моисея

« 22 Чис 23 BTI DSC 24 »

Под редакцией Кулаковых

1 Тогда Валаам сказал Балаку: «Воздвигни для меня на этом месте семь жертвенников и приготовь для жертвоприношения семь молодых быков и семь баранов».
2 Балак сделал всё, о чем просил его Валаам, и принесли они в жертву по быку и барану на каждом жертвеннике.
3 «Постой здесь у одного из твоих всесожжений, – сказал Валаам Балаку, – а я отлучусь. Быть может, Господь выйдет мне навстречу, и что Он откроет мне, я расскажу тебе». И стал он подниматься на вершину одного из голых холмов.
4 Бог действительно встретился с Валаамом, и тот стал говорить Ему: «Вот я воздвиг семь жертвенников, на каждом принес я в жертву по быку и барану…»
5 А Господь, во исполнение воли Своей, вложил пророчество в уста Валаама и повелел ему: «Воротись к Балаку и это пророчество передай ему».
6 Когда Валаам возвратился к Балаку, тот еще стоял у своего всесожжения; рядом с ним были все князья Моава.
7 И изрек Валаам такое вот прорицание свое: «Из Арама привел меня Балак, царь Моава – от гор восточных: «Приди и проклятье призови на Иакова, приди и на погибель обреки Израиль“.
8 Как прокляну, если Бог не проклинает?! Как погибели предам, если Господь не предает?
9 С вершины скалы вижу его, с холмов взираю на народ Израиля: народ сей живет отдельно от других, и особым считается среди прочих народов.
10 Кто исчислит песок этот – этих потомков Иакова? И кто пересчитает хотя бы четверть Израиля? Пусть и я умру, как будут умирать эти праведники! И да будет кончина моя такой же, как у них!»
11 «Что ты наделал? – возмутился Балак, обращаясь к Валааму. – Я звал тебя проклясть врагов моих, а ты – надо же! – благословил их!»
12 Но тот возразил: «Разве не обязан я был сказать только то, что Бог вложил в уста мои?»
13 «Пойдем со мною в другое место, с которого ты разглядишь самый край их стоянки, – позвал его Балак, – всей стоянки ты не увидишь. И оттуда ради меня призови все–таки проклятие на Израиль».
14 Балак привел Валаама на холм Цофи́м, что возле вершины Писги́, и снова воздвиг семь жертвенников и принес в жертву на каждом из них по быку и барану.
15 И опять Валаам сказал Балаку: «Постой здесь, возле одного из твоих всесожжений, пока я не схожу и не встречусь с Ним».
16 И встретился Господь с Валаамом – Он вложил пророчество в уста Валаама и повелел ему: «Воротись к Балаку и это пророчество передай ему».
17 Когда Валаам возвратился к Балаку, тот еще стоял у своего всесожжения; рядом с ним были все князья Моава. «Что сказал Господь?» – спросил его Балак.
18 И изрек Валаам такое вот прорицание свое: «Встань, Балак, и прислушайся, внимай мне, сын Циппора!
19 Бог не человек, чтобы Он мог лгать, и не подобен смертным, чтобы передумывать. Разве Он тот, кто скажет и не сделает? Пообещает – и не исполнит?
20 Мне велено благословлять, и я благословлять должен – не мне отменять это.
21 Никакой беды не видно у Иакова, и несчастья какого–либо в Израиле С ними Господь, их Бог, провозглашенный как Царь среди них.
22 Что мощные рога для быка дикого, то для них Бог, выведший их из Египта.
23 Потому и нет колдовства против Иакова и ворожбы нет против Израиля Ныне и должно быть сказано об Иакове и Израиле: «Чего только не сделал для них Бог!“
24 Как львица, этот народ поднимается, как лев, он встает! Не ляжет он, пока не поглотит добычу, и крови убитых не напьется».
25 Остановил его Балак: «Если не хочешь проклясть, так уже хотя бы не благословлял!»
26 Валаам возразил ему: «Не говорил ли я тебя заранее, что делать я должен только то, что повелит мне Господь».
27 «Пойдем тогда в другое место, – не отступал от него Балак. – Может быть, Богу будет угодно, чтобы ты оттуда проклял Израиль, по просьбе моей».
28 И привел он Валаама на вершину Пеора, с которой открывался вид на пустыню.
29 Тут опять обратился Валаам к Балаку: «Воздвигни и здесь семь жертвенников и приготовь для жертвоприношений семь быков и семь баранов».
30 Всё исполнил Балак в точности и вознес по быку и барану на каждом из жертвенников.

Толкование Далласской семинарии

1. ПОДГОТОВКА К ПРОРИЦАНИЯМ (22:36 – 23:6)

Чис. 22:36-38. Когда Валак, царь Моава, встретился наконец, с Валаамом, то стал укорять его за то, что так долго не шел. Не усомнился ли он в способности царя оплатить его услуги? (неужели я в самом деле не могу почтить тебя?). Прорицатель ответил лишь, что вот, теперь он пришел, но говорить будет только то, что вложит Бог в уста его.

Чис. 22:39 – 23:6. И оба они пошли в Кириаф-Хуцоф (где находилось это место, теперь неизвестно), и там совершилась подготовка к ритуалам прорицания. Эти ритуалы часто бывали сопряжены с принесением жертв и гаданием по внутренностям животных, так называемой гепатоскопией.

На следующее утро они поднялись на Вамот-Ваал (в русской Библии – высоты Вааловы), откуда могли увидеть часть народа израильского. Вероятно, Вамот-Ваал был какой-то горной вершиной, поднимавшейся над равнинами Моава. Судя по тому, что она называлась именем языческого бога Ваала, в месте этом, по-видимому, совершались хананеями их языческие ритуалы.

Валаам велел Валаку возвести там семь жертвенников, на которых можно было бы принести в жертву семь тельцов и семь овнов… по тельцу и по овну на каждом жертвеннике (сравните 23:14,29-30).

В Библии мы не находим ни объяснений действиям Валаама, ни иных описаний, похожих на то, что он делал, и нам остается предположить, что подобные жертвоприношения являлись частью какого-то языческого ритуала. После принесения жертв Валаам уединился, чтобы получить откровения от Господа. Валаам продолжал свои попытки вновь вступить в контакт с Богом Израиля, хотя методы, к которым он для этого прибегал, не были предусмотрены израильским Законом. И встретился Бог с Валаамом… и вложил ему в уста то, что он должен был передать Валаку.

2. ПЕРВОЕ ПРОРИЦАНИЕ (23:7-12)

Чис. 23:7-12. В первом из своих четырех больших прорицаний Валаам вначале вкратце напомнил, каким образом оказался он здесь, и что ему велено было сделать (стих 7). И затем он спросил, как же проклясть ему Израиль народ, который благословил Бог (стих 8; сравните Быт. 12:1-3)? Валаам далее сказал, что, вот, глядя с этой высокой вершины, может видеть благословенных Им, живущих отдельно, которые между народами не числятся. (сравните Втор. 32:8-10). Они многочисленны, как песок (сравните Быт. 13:16), и быть приравненным к ним в жизни или смерти – значит быть благословенным Богом (Чис. 23:10). Валаам говорил так, будто и сам хотел принадлежать к этому народу.

Понятна реакция Валака на его прорицание – ведь оно не походило на проклятие в адрес Израиля (стих 11). Но Валаам мог лишь повторить, что должен говорить то, что влагает Господь в уста его (стих 12; сравните 22:38,23:3).

3. ВТОРОЕ ПРОРИЦАНИЕ (23:13-26)

Чис. 23:13-24. На этот раз Валак пришел для получения нового прорицания на другое место, а именно на вершину горы Фасги (стих 14; сравните 21:20). Тут они возвели еще семь жертвенников и принесли на них в жертву еще семь тельцов и семь баранов. Вновь Валаам отправился в уединенное место, чтобы вступить в контакт с Господом и опять вернулся к Валаку с известием (23:15-17).

И снова были в его прорицании вступительные слова (стихи 18-20), которые прямо возвестили Валаку, что неизменяющийся Бог Израиля обещал благословлять Свой народ и от этого намерения не откажется. Более того, благословлять Он только что приказал и Валааму, и в свете нерушимых обязательств, связывающих Бога с Израилем, нет у Валаама силы делать что-либо иное.

Затем Валаам сказал, что по причине исхода из Египта (сравните 24:8) Израилю свыше даровано процветание (Не видно бедствия в Иакове, и не заметно несчастия, 23:21а); Господь обитает в его среде (стих 21б), и народ наделен сверхъестественной силой (стих 22б).

Выражение трубный царский звук надо понимать как символ военной грозы, т. е. в том смысле, что Сам Господь – Воин, ведущий Свои сонмы к победе (сравните Иис. Н. 6:5,2; Пс. 46:6; Иер. 4:19; 49:2).

Такое могущество делает «волшебство» и «ворожбу» ненужными и бессильными. И все, что остается другим народам, – взирать на Израиль и дивиться Божией милости, которая служит ему защитой (Чис. 23:23). «Волшебство» (нахаш), как оно здесь понимается, строилось на изучении предзнаменований. В древности на Ближнем Востоке особым образом наблюдали с этой целью внутренности животных, конфигурацию дыма, форму масляных пятен на воде; предзнаменования видели в дефектах новорожденных, в необычных явлениях погоды и во множестве других вещей.

Колдуны, изучая все это, пытались увязать видимое им с историческими событиями и экстраполировали его на события в будущем.

При «ворожбе» (кесем), возможно, несколько большее значение, чем при актах «волшебства», придавали бросанию жребия (Иез. 21:21; сравните толкование на Втор. 18:14). Валаам понял, что не быть Израилю побежденным, но, подобно льву, поднимется он и полностью уничтожит своих врагов (сравните Чис. 24:9).

Чис. 23:25-26. В унижении и страхе Валак просил Валаама, если не проклинать, то и не благословлять Израиль, но Валаам напомнил ему, что он – в руках Господа, и делать может лишь то, что Он ему повелит.

4. ТРЕТЬЕ ПРОРИЦАНИЕ (23:27 – 24:14)

Чис. 23:27-30. В третий и последний раз предложил Валак Валааму проклясть Израиль. В суеверии своем царь понадеялся, что, может быть, на новом месте обстановка окажется подходящей для того, чтобы проклятие возымело силу. Они взошли на вершину горы Фегор, что близ гооода Беф-Фегора (Втор. 3:29; 4:46) и неподалеку от стана израильского, разбитого на равнинах Моава. И снова воздвигли тут семь жертвенников и приготовлены были жертвы (сравните Чис. 23:1-2,14), необходимые для ритуала волхвования.


« 22 Чис 23 BTI DSC 24 »

2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.