Числа 21 глава

Числа, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Когда царь Арада, ханаанеянин, живший в Негеве,1 прослышал, что израильтяне идут дорогой, ведущей на Атарим, он напал на них и захватил пленных.
2 Тогда израильтяне дали такой обет ГОСПОДУ: «Если в наши руки отдашь Ты этот народ, мы полностью уничтожим их города».2
3 И внял ГОСПОДЬ просьбе Израиля и отдал им ханаанеян. Израильтяне истребили и их самих, и города их, а место то стало называться Хорма ( что значит « обреченное на уничтожение »).
4 От горы Хор они пошли по дороге, что вела к Красному морю,3 чтобы обойти земли Эдома. Но на пути люди стали терять терпение
5 и роптали против Бога и Моисея: «Зачем вам надо было уводить нас из Египта на явную смерть в этой пустыне, где нет ни еды, ни воды? А жалкий хлеб, что мы собираем, опостылел нам».
6 И вот допустил ГОСПОДЬ, чтобы змеи ядовитые4 напали на людей. Они жалили израильтян, и многие из них умерли.
7 Тогда пришел народ к Моисею и признал свою вину: «Согрешили мы, роптали мы на ГОСПОДА и на тебя. Помолись же Ему: пусть избавит Он нас от змей». Моисей молился о народе,
8 и ГОСПОДЬ повелел ему: «Изготовь подобие змея ядовитого и вознеси его, как знамя, на древке. Всякий ужаленный, взглянув на него, останется жив».
9 Сделал Моисей медного змея и поднял его, как знамя. И тогда, если змей жалил какого человека, тот смотрел на медного змея и оставался жив.
10 Израильтяне продолжили свой путь до Овота и остановились там на время.
11 Затем отправились они оттуда еще дальше и устроили свою стоянку уже в Ие-Авариме, в пустыне у восточной границы Моава;
12 после того опять перешли они на другое место, устроив на сей раз стоянку в долине Заред.
13 Оттуда снялись и, перейдя через Арнон, расположились в пустыне, которая простирается от мест проживания амореев. Арнон сей был границею между Моавом и землями амореев.
14 Потому и сказано в Книге войн ГОСПОДНИХ:

«Вахев в Суфе и высохшие русла,
Арнон

15

с его скалистыми ущельями,
что тянутся до заселенных мест близ Ара
и исчезают лишь у рубежей Моава».

16 Оттуда они прошли до Беэра (до колодца), где ГОСПОДЬ сказал Моисею: «Собери народ, и дам им воду».
17 Такую песнь воспел там Израиль:

«Полнись, колодец!
Хором пойте ему,

18

колодцу, князьями вырытому,
отрытому знатными из народа
жезлами их да посохами».


Из пустыни той пошли они в Маттану;
19 из Маттаны — в Нахалиэль; а после Нахалиэля — в Бамот;
20 а от него двинулись в ту долину, что вела прямо в Моав, к вершине Фасги, которая возвышалась над пустынной землей.5
21 Тогда отправил Израиль послов к Сихону, царю амореев, с такой просьбой:
22 «Позволь нам пройти через земли твои, не свернем мы ни в поля, ни на виноградники, воду из колодцев ваших пить не будем. Мы царской дорогой пойдем, пока не выйдем за границы страны твоей».
23 Но Сихон не позволил Израилю пройти через его владения. Он собрал все войско свое и вышел с ним в пустыню, чтобы противостать Израилю. Дойдя до Яхцы, дал там ему бой.
24 Израиль сражался стойко, разбил Сихона наголову и завладел всей землей от Арнона до Яввока, до самой границы с аммонитянами. Там израильтяне остановились, поскольку граница аммонитян была укреплена.
25 Завладев городами амореев, Израиль поселился в них, включая Хешбон и его окрестные селения.
26 Хешбон был городом Сихона, царя амореев. Тот отвоевал его у прежнего царя Моава, когда прибирал к рукам своим все земли его, вплоть до Арнона.
27 Поэтому и распевают сказители:

«Ступайте в Хешбон!
Восстановлен и укреплен да будет,
если мыслимо, город Сихона.

28

Ибо вырвался огонь из Хешбона,
пламя — из крепости Сихона,
и спалило оно Ар Моавский
и всех владевших холмами Арнона.6

29

Горе тебе, Моав! Погиб ты, народ Кемоша:
сыны твои стали беженцами,
а дочери стали пленницами у Сихона, царя амореев.

30

Но пустили мы стрелы в ход —
и погиб Хешбон,
до самого Дивона
истребляли мы жителей его.7
Мы разорили его вплоть до Нофы,
выжгли огнем до Медвы».8

31 Так обосновался Израиль на землях амореев.
32 После того как Моисей послал людей осмотреть подступы к Язеру, израильтяне захватили все города той местности и амореев изгнали оттуда.
33 Потом они повернули на север и пошли по дороге в Башан. Но Ог, царь Башана, выступил против них со всем войском своим, чтобы сразиться с ними у Эдреи.
34 ГОСПОДЬ же сказал Моисею: «Не бойся его: Я отдал его в твои руки вместе со всеми его людьми и землею его. Сделай с ним то же, что сделал прежде с Сихоном, царем амореев, жившим в Хешбоне».
35 Тогда сыны Израилевы предали мечу царя Ога с сыновьями его и со всем народом, не оставив никого в живых. И завладели израильтяне его землей.

Толкование Далласской семинарии

Ж. Продвижение к Моаву (21:1 — 22:1)

1. ПОБЕДА НАД АРАДОЙ У ХОРМЫ (21:1−3)

Чис 21:1−3. Арада был крупным хананейским городом, примерно в тридцати двух километрах на восток-северо-восток от Беер-Шивы (карту «Возможного маршрута Исхода», там, где толкование на 33:6−8). Может быть, царь Арада воспринял продвижение евреев от Кадеса к горе Ор как угрозу собственной безопасности. Он напал на израильтян и взял какое-то число пленных.

Тогда дал Израиль обет Господу, что если Он «предаст в руки» Израиля Хананеев, то евреи сотрут их города с лица земли (полностью разрушат их — именно словом «разрушить» передается на ряде языков, в том числе на английском, еврейское слово харам, которое в русском тексте Библии звучит как положу заклятие. Это «положить заклятие», собственно, означает «посвятить Богу»: города хананеев предлагались таким образом Господу как некое приношение или дань; «дающие» их ничего не оставляли от них ни себе, ни другим (сравните толкование на родственное существительное герем в Нав 6:21).

Господь ответил, и израильтяне разрушили многие хананейские города. В память верности Бога завету они назвали эту территорию Хорма, что значит «разрушение» (в русском тексте «заклятие»). Вероятно, упоминание о Хорме в Чис 14:45 как-то связано с этим эпизодом.

2. ЯДОВИТЫЕ ЗМЕИ (21:4−9)

Чис 21:4−5. Снова Моисей убедился в невозможности проникнуть в Ханаан с юга. По-видимому, он даже отказался от своего плана войти туда с севера, через Арабах, и, ведомый Господом, пошел кружным путем, обходя Едом с востока. В этом — объяснение, почему отправились они путем Чермного моря, т. е. побережьем Акабского залива. Должно быть, обескураженный изменением маршрута, народ стал роптать не только по этому поводу, но и из-за долгого пребывания в пустыне, недостатка воды и «этой негодной пищи» (т. е. манны).

Чис 21:6−9. В гневе послал Господь на народ ядовитых змей, и умерло множество людей от их укусов. Тогда они стали просить Моисея заступиться за них перед Богом, что он и сделал. И получил Повеление от Господа, чтобы все ужаленные устремили взгляд на медного змея, которого следовало отлить и поднять высоко, «выставив на знамя». Поступившие так исцелялись. Ибо глядели на змея с верой (сравните Ин 3:14−15).

3. КРУЖНОЙ ПУТЬ НА МОАВ (21:10−20)

Чис 21:10−13. Восстановить маршрут, каким шел Израиль, — трудно, потому что многие из названных в Библии мест сегодня не представляется возможным идентифицировать. Где находился Овоф, можно определить на основании более сложного маршрута, прослеживаемого в 33 главе. Там Салмон и Пунон названы между Ором и Овофом (33:41−43).

Создается впечатление, что маршрут Израиля пролегал на восток от Едома, потому что Пуноном (или Фейнаном), по-видимому, называлось расположенное в том районе месторождение меди. Евреям было из чего отлить медного змея, и это также свидетельствует, что маршрут их пролегал близ залежей меди.

Овоф скорее всего находился на северной оконечности Арабаха, севернее Пунона. Это подтверждается тем фактом, что племена повернули на север после того, как проделали часть пути параллельно Едомской горной стране в южном направлении (Втор 2:1−3). Следующим из упоминаемых мест является Ийе-Аварим (Чис 21:11; сравните 33:44), расположенное в пустыне на восточной стороне Моава, но ничего более конкретного о нем сказать нельзя. Оттуда они направились к долине Заред, которая в то время образовывала естественную границу между Моавом и Едомом. Река Заред впадает, повернув на юго-восток, в Мертвое море.

Далее евреи шли на север по территории Моава — к реке Арнон, пограничной между территориями моавитян и аморрев (21:13). Пересекая восточное побережье Мертвого моря примерно посредине, р. Арнон впадает в него.

Чис 21:14−15. Успешное продвижение Израиля по территории Моава до этого пункта было воспето в поэме, которая была в свое время обнаружена в списках, на сегодняшний день не существующих, это так называемая «Книга браней Господних». Смысл первой строки поэмы не ясен, кроме того, что Вагеб — это название места.

Возможно, в четверостишии говорилось, что Господь дал Израилю силу захватить Вагеб, расположенный в Суфе, вместе с частью реки Арнон и системой пересохших русел речек, впадавших в нее, вдоль Моавитской границы. Ар (или эль Миша) был городом в северной части Моава, примерно в шестнадцати километрах на юг от Арнона (22:36; сравните Втор 2:9, 18).

Чис 21:16−20. Выйдя из восточной части долины Арнон, люди двинулись на Беэр (что значит «колодец»); место это было названо так потому, что Бог чудесным образом устроил там колодезь для них. Об этом благословении лирически повествуется в поэме о колодце (стихи 17−18). Все еще продвигаясь на север по краю пустыни (стих 18 б), они пришли в Матанну, затем в Нагалиил и потом в Вамоф (примерно в тринадцати километрах на юг от Хешбона); наконец они достигли подножья Фасги. Эта гора располагалась в нескольких километрах на восток от северо-восточной оконечности Мертвого моря, почти у равнин Моава — напротив Иерихона.

Наконец-то перед Израилем расстилалась Обетованная земля, и он, казалось, был на пороге ее завоевания.

4. ПОРАЖЕНИЕ СИГОНА (21:21−32)

Чис 21:21−25. Равнины Моава являлись, должно быть, спорной территорией (стих 26), т. к. в то время, к которому относится повествование, находились, по всей видимости, под контролем аморреев, хотя вообще-то принадлежали Моаву. Так или иначе, но Моисей обратился к Сигону, царю Аморрейскому, за разрешением евреям пройти через его страну путем царским. Он обещал Сигону, так же, как до того царю Едома (сравните 20:17), что переход будет мирным, и что они не воспользуются ни пищей, ни водой аморреев (сравните Втор 2:26−29).

Сигон, однако, отказал им (сравните Втор 2:30) и даже напал на Израиль у Иаацы, в нескольких километрах на юго-восток от Фасги. В завязавшейся битве Израиль нанес аморреям поражение (сравните Втор 2:31−37) и захватил всю территорию, принадлежавшую Сигону от Арнона на юге до Иавока на севере. На юго-восток от Иавока продолжались владения аморреев, тогда как на восток от него простирались в направлении пустыни владения Аммонитян. В их землю евреи не вошли — и потому, что границы аммонитян были хорошо укреплены (стих 24), и потому, что те были родственниками Израиля по линии Лота (сравните Быт 19:36, 38, Втор 2:19).

Итак, Израиль взял города аморреев, включая Есевн, столицу Сигона, расположенную приблизительно в сорока километрах от Иерихона.

Чис 21:26−32. В этом поражении, нанесенном Сигону, восторжествовала справедливость, потому что вся эта земля на юг от Арнона вначале принадлежала моавитянам, и Сигоном была отнята у них. Стихи 27−30 свидетельствуют, что победы, одержанные Сигоном прежде, были воспеты в стихах (приточники значит «сказители притч»). В них говорилось о разрушении им Ар-Моава и, очевидно, о восстановлении Есевона, который царь сделал своим главным городом.

Затем он пошел против аммонитян на юг и разогнал и взял в плен людей Хамоса (имя главного бога моавитян). Все было разрушено Сигоном — от Есевона на севере до Дивона на юге, включая города, расположенные между ними, такие, как Нофа (местоположение в настоящее время — неизвестно) и Медева (примерно в одиннадцати километрах на юг от Есевона).

Судя по этому контексту, Моисей иронически пересказывает какую-то аморрейскую поэму — в свете того разрушения, которое учинил среди Аморреев Израиль. Другими словами, хвастливая песнь аморреев, в которой воспета была их победа над злополучными моавитянами, теперь иронически исполнялась, Израилем — в ознаменование его победы над аморреями.

За главной победой Израиля последовало изгнание им аморреев из Иазера (Кербет-Джаззира), примерно в двадцати четырех километрах на северо-запад от Есевона. Итак, Израиль осел на земле аморрейской.

5. ПОРАЖЕНИЕ ОГА (21:33 — 22:1)

Чис 21:33 — 22:1. Земля, простиравшаяся на север от реки Иавок, была во владении Ога, другого царя аморрейского. Местность эта — с юга на север — была также известна под названием Гилеад и Васан. Когда Ог услышал о продвижении евреев к северу, то встретил их у Едреи, крупного города примерно в шестидесяти четырех километрах на восток-юго-восток от Киннеретского моря.

Но Господь вновь выступил на стороне Своего народа, и Ог и его войска потерпели сокрушительное поражение (сравните Втор 3:1−11). Итак, Израиль захватил и взял под свой контроль всю Трансиорданию между горой Ермон (Втор 3:8) и р. Арнон, а на востоке — до самой аммонитской земли. После этого евреи беспрепятственно двинулись к равнинам Моава, готовясь к нападению на Ханаан.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: на юге.
2  [2] — Букв.: мы заклятию предадим (евр. херем) эти города — эта фраза означает «отдать что-то / кого-то Богу», т. е. всецело и безвозвратно посвятить Ему на служение или полностью уничтожить.
4  [3] — Или: к морю Суф.
6  [4] — Букв.: огненные; то же в ст. 8.
20  [5] — Или: обращена к Ешимону.
28  [6] — LXX: и уничтожило (священные) столбы Арнона.
30  [7] — LXX: семя его будет уничтожено от Хешбона до Дивона.
30  [8] — Так в LXX и Самаритянском Пятикнижии; масоретский текст неясен.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.