— Из какого ты города?
Тот отвечал:
— Твой слуга из такого-то израильского рода.
— Да, закон на твоей стороне, но у царя тебя выслушать некому.
— Если бы только меня назначили судьей страны! Тогда всякий, у кого есть жалоба или тяжба, мог бы приходить ко мне, и я бы разбирал его дело по справедливости.
— Позволь мне отправиться в Хеврон и исполнить клятву, которую я дал Господу.
— Иди с миром.
И тот отправился в Хеврон.
— Как только вы услышите звук рогов, говорите: «Авессалом воцарился в Хевроне».
— Сердца израильтян на стороне Авессалома.
— Собирайтесь! Нам нужно бежать, иначе никто из нас не спасется от Авессалома. Спешите, чтобы нам уйти, иначе он быстро настигнет нас, обрушит на нас беду и предаст город мечу.
— Твои слуги готовы исполнить всё, что ни решит наш господин, царь.
— Зачем тебе идти с нами? Вернись и оставайся с царем Авессаломом. Ты чужеземец, изгнанник из родной земли.
— Верно, как и то, что Господь жив и жив мой господин, царь — где бы ни был господин мой царь, жизнь ли то будет или смерть, там будет и твой слуга.
— Тогда ступай, иди вперед.
И гатянин Иттай пошел вперед со всеми своими людьми и всеми детьми, которые были с ним.
— Верни Божий ковчег в город. Если я найду милость в глазах Господа, Он возвратит меня и вновь даст мне увидеть его и Свое жилище.
— Разве ты не провидец?[57] Вернись в город с миром вместе со своим сыном Ахимаацем и сыном Авиатара, Ионафаном. Ты и Авиатар возьмите с собой обоих ваших сыновей.
— Если ты пойдешь со мной, то будешь мне в тягость.
Возмущение Авессалома. Бегство Давида из Иерусалима.
2Цар 15:1. После сего Авессалом завел у себя колесницы и лошадей и пятьдесят скороходов.
По смерти Амнона Авессалом оказался в положении старшего сына царя, наиболее вероятного наследника его престола. Нет ничего невероятного в том, что перспектива данного положения играла далеко не последнюю роль в мести брату Амнону.
Дальнейшие действия Авессалома имеют ту цель, чтобы царской пышностью своей обстановки производить на народ наиболее сильное впечатление, а показными достоинствами своего характера привлекать к себе сердца всего Израиля (см. 2Цар 15:6).
2Цар 15:7. По прошествии сорока лет царствования Давида, Авессалом сказал царю: пойду я и исполню обет мой, который я дал Господу, в Хевроне;
«По прошествии сорока лет: царствования Давида». Предполагают, что сюда вкралась описка. Вместо «сорока лет царствования Давида» читают «четырех лет» со времени возвращения в Иерусалим (или, согласно И. Флавию, со времени полного примирения с отцом, (2Цар 14:33) ) Авессалома. В еврейском тексте слов «царствования Давида» нет; западные комментаторы указывают, что их нет и в текстах сирийском и арабском (см. «Священную летопись» Г. Властова, т. IV, изд. 1893 г., с. 138, прим. ).
2Цар 15:12. Во время жертвоприношения Авессалом послал и призвал Ахитофела Гилонянина, советника Давидова, из его города Гило. И составился сильный заговор, и народ стекался и умножался около Авессалома.
«Гило» — город к югу от Хеврона.
2Цар 15:17. И вышел царь и весь народ пешие, и остановились у Беф-Мерхата.
«У Беф-Мерхата», в греческом тексте — Ἐν οἴκω τῶ μακράν, т. е. в отдаленном жилище. Philippson предполагает, что это был загородный дом или дача (Lusthaus). В русском тексте название это оставлено без перевода, как имя собственное. Быть может, Беф-Мерхат был не только дачей, но целой окраиной города, одной из его «слобод».
2Цар 15:18. И все слуги его шли по сторонам его, и все Хелефеи, и все Фелефеи, и все Гефяне до шестисот человек, пришедшие вместе с ним из Гефа, шли впереди царя.
«Хелефеи» и «Фелефеи». См. прим. к (2Цар 8:18).
«Гефяне» — отряд гефских филистимлян, под начальством гефянина Еффея, состоявший на службе у Давида.
2Цар 15:19. И сказал царь Еффею Гефянину: зачем и ты идешь с нами? Возвратись и оставайся с тем царем; ибо ты — чужеземец и пришел сюда из своего места;
«Ты — чужеземец и пришел сюда из своего места» — для того, чтобы зарабатывать деньги; а потому присоединись туда, где для тебя будет выгоднее.
2Цар 15:23. И плакала вся земля громким голосом. И весь народ переходил, и царь перешел поток Кедрон; и пошел весь народ [и царь] по дороге к пустыне.
«Вся земля... весь народ», т.е. все, оставшиеся верными Давиду.
2Цар 15:28. видите ли, я помедлю на равнине в пустыне, доколе не придет известие от вас ко мне.
«На равнине в пустыне» — у реки Иордан.
2Цар 15:31. Донесли Давиду и сказали: и Ахитофел в числе заговорщиков с Авессаломом. И сказал Давид: Господи [Боже мой!] разрушь совет Ахитофела.
Мудрые советы Ахитофела ценились так высоко, как если бы это были советы самого Бога (см. 2Цар 16:23).
2Цар 15:32. Когда Давид взошел на вершину горы, где он поклонялся Богу, вот навстречу ему идет Хусий Архитянин, друг Давидов; одежда на нем была разодрана, и прах на голове его.
«Архитянин», т. е. житель города Архи, расположенного между Вефилем и Атарофом.
2Цар 15:33. И сказал ему Давид: если ты пойдешь со мною, то будешь мне в тягость;
«Будешь мне в тягость», так как вид твоего непритворного горя будет только угнетать меня.