2 Царств 15 глава

Вторая книга Царств
Библейской Лиги ERV → Толковая Библия Лопухина

Библейской Лиги ERV

1 После этого Авессалом приобрёл себе колесницу, лошадей и пятьдесят человек, которые бежали перед ним.
2 Он вставал рано утром и становился у городских ворот, и, когда кто-нибудь приходил со своей тяжбой к царю на суд, Авессалом подзывал его и спрашивал:
«Откуда ты?»
Человек отвечал:
«Я из такого-то колена Израиля».
3 Тогда Авессалом говорил этому человеку:
«Твои слова правильные и честные, но царь не станет слушать тебя».
4 Затем Авессалом добавлял:
«О, если бы меня поставили судьёй в этой земле! Я бы смог помочь каждому, кто пришёл ко мне со своими делами, и судил бы его справедливо».
5 А если кто-то подходил к нему поклониться, то Авессалом протягивал к человеку руки, обнимал и целовал его.
6 Авессалом вёл себя так со всеми, кто приходил к царю за правосудием, и так завоёвывал сердца израильтян.
7 Через четыре года Авессалом сказал царю Давиду:
«Позволь мне пойти в Хеврон и исполнить обет, который я дал Господу.
8 Живя в Гессуре, я дал такой обет: „Если Господь вернёт меня в Иерусалим, я буду служить Господу в Хевроне”».
9 Царь сказал ему:
«Иди с миром».
И Авессалом пошёл в Хеврон.
10 Он разослал лазутчиков во все израильские племена, чтобы сказать им:
«Когда вы услышите звуки труб, то говорите: „Авессалом воцарился в Хевроне!”»
11 С Авессаломом из Иерусалима пошли двести человек, которых он пригласил. Они пошли по простоте своей, не зная, в чём дело.
12 Во время жертвоприношения Авессалом призвал Ахитофела гилонянина, советника Давида, из города Гило. Заговор Авессалома продолжал набирать силу, и вокруг него собиралось всё больше и больше народа.
13 К Давиду пришёл вестник и сказал:
«Израильтяне стали поддерживать Авессалома».
14 Тогда Давид сказал всем слугам, которые были с ним в Иерусалиме:
«Мы должны бежать! Или никто из нас не спасётся от Авессалома. Мы должны бежать немедленно, пока Авессалом не захватил нас, не разрушил город и не убил всех людей».
15 И ответили ему царские слуги:
«Мы сделаем всё, что ты скажешь».
16 Когда Давид покинул Иерусалим, вся его семья пошла следом за ним. Царь оставил десять наложниц, чтобы они присматривали за домом.
17 Он отправился с людьми, следовавшими за ним, и через некоторое время они остановились на привал у последнего дома.
18 Все слуги проходили мимо царя. Все хелефеи, все фелефеи и около шестисот гефян, которые пришли с ним из Гефа, прошли мимо царя.
19 Царь сказал Еффею гефянину:
«Зачем и ты идёшь с нами? Возвращайся и оставайся с царём Авессаломом. Ты — чужеземец, изгнанный из своей земли.
20 Только вчера ты пришёл к нам. Должен ли ты сейчас скитаться со мной с места на место? Возвратись и возьми с собой своих братьев. Пусть милость и преданность Господа сопутствуют тебе».
21 Но Еффей ответил царю:
«Так же верно, как то, что Господь жив, и как жив господин мой царь, я всегда буду с тобой, в жизни ли или в смерти!»
22 И сказал Давид Еффею:
«Тогда пойдём».
Еффей гефянин и вся его семья с детьми отправились вместе с Давидом, и
23 все люди громко рыдали.
Царь Давид перешёл поток Кедрон, и весь народ пошёл по направлению к пустыне.
24 Садок и все левиты, бывшие с ним, несли ковчег Соглашения Господнего. Они поставили ковчег Божий, и Авиафар стал молиться, пока весь народ не покинул Иерусалим.
25 Затем царь повелел Садоку:
«Возьми ковчег Божий и отнеси его обратно в Иерусалим. Если Господь доволен мной, Он возвратит меня и позволит мне снова увидеть Его и Его шатёр.
26 А если Он скажет, что недоволен мной, то пусть тогда делает со мной всё, что захочет».
27 И ещё царь сказал священнику Садоку:
«Ты пророк, не правда ли? Возвратись же в город с миром. И возьми с собой своего сына Ахимааса, а также Ионафана, сына Авиафара.
28 Я буду ждать возле того места, где люди переходят через реку в пустыню. Я буду ждать там до тех пор, пока ко мне не придёт известие от вас».
29 Тогда Садок и Авиафар возвратили ковчег Божий в Иерусалим и остались там.
30 А Давид продолжал подниматься на Елеонскую гору, громко рыдая. Его голова была покрыта, а ноги босы. И все люди, бывшие с ним, покрыли себе головы и шли, плача.
31 Давиду сказали:
«Ахитофел находится среди заговорщиков с Авессаломом».
Тогда Давид ответил:
«Господи, сделай совет Ахитофела бесполезным».
32 Когда Давид поднялся на вершину горы, где люди обычно молились Богу, навстречу ему вышел Хусий архитянин. Одежда на нём была разорвана, а голова посыпана пылью.
33 Давид сказал Хусию:
«Если ты пойдёшь со мной, то будешь мне в тягость.
34 Но если ты вернёшься в Иерусалим, то сможешь сделать совет Ахитофела бесполезным. Скажи Авессалому: „Царь, я — слуга твой. Раньше я был слугой твоего отца, а теперь я буду твоим слугой”.
35 Священники Садок и Авиафар будут с тобой. Рассказывай им всё, что услышишь в доме царя.
36 Ахимаас, сын Садока, и Ионафан, сын Авиафара, будут находиться с ними. Ты пошлёшь их рассказать мне всё, что услышишь».
37 Хусий, друг Давида, добрался до Иерусалима в то время, когда Авессалом вступал в город.

Толковая Библия Лопухина

Возмущение Авессалома. Бегство Давида из Иерусалима.

2Цар 15:1. После сего Авессалом завел у себя колесницы и лошадей и пятьдесят скороходов.

По смерти Амнона Авессалом оказался в положении старшего сына царя, наиболее вероятного наследника его престола. Нет ничего невероятного в том, что перспектива данного положения играла далеко не последнюю роль в мести брату Амнону.

Дальнейшие действия Авессалома имеют ту цель, чтобы царской пышностью своей обстановки производить на народ наиболее сильное впечатление, а показными достоинствами своего характера привлекать к себе сердца всего Израиля (см. 2Цар 15:6).

2Цар 15:7. По прошествии сорока лет царствования Давида, Авессалом сказал царю: пойду я и исполню обет мой, который я дал Господу, в Хевроне;

«По прошествии сорока лет: царствования Давида». Предполагают, что сюда вкралась описка. Вместо «сорока лет царствования Давида» читают «четырех лет» со времени возвращения в Иерусалим (или, согласно И. Флавию, со времени полного примирения с отцом, (2Цар 14:33) ) Авессалома. В еврейском тексте слов «царствования Давида» нет; западные комментаторы указывают, что их нет и в текстах сирийском и арабском (см. «Священную летопись» Г. Властова, т. IV, изд. 1893 г., с. 138, прим. ).

2Цар 15:12. Во время жертвоприношения Авессалом послал и призвал Ахитофела Гилонянина, советника Давидова, из его города Гило. И составился сильный заговор, и народ стекался и умножался около Авессалома.

«Гило» — город к югу от Хеврона.

2Цар 15:17. И вышел царь и весь народ пешие, и остановились у Беф-Мерхата.

«У Беф-Мерхата», в греческом тексте — Ἐν οἴκω τῶ μακράν, т. е. в отдаленном жилище. Philippson предполагает, что это был загородный дом или дача (Lusthaus). В русском тексте название это оставлено без перевода, как имя собственное. Быть может, Беф-Мерхат был не только дачей, но целой окраиной города, одной из его «слобод».

2Цар 15:18. И все слуги его шли по сторонам его, и все Хелефеи, и все Фелефеи, и все Гефяне до шестисот человек, пришедшие вместе с ним из Гефа, шли впереди царя.

«Хелефеи» и «Фелефеи». См. прим. к (2Цар 8:18).

«Гефяне» — отряд гефских филистимлян, под начальством гефянина Еффея, состоявший на службе у Давида.

2Цар 15:19. И сказал царь Еффею Гефянину: зачем и ты идешь с нами? Возвратись и оставайся с тем царем; ибо ты — чужеземец и пришел сюда из своего места;

«Ты — чужеземец и пришел сюда из своего места» — для того, чтобы зарабатывать деньги; а потому присоединись туда, где для тебя будет выгоднее.

2Цар 15:23. И плакала вся земля громким голосом. И весь народ переходил, и царь перешел поток Кедрон; и пошел весь народ [и царь] по дороге к пустыне.

«Вся земля... весь народ», т.е. все, оставшиеся верными Давиду.

2Цар 15:28. видите ли, я помедлю на равнине в пустыне, доколе не придет известие от вас ко мне.

«На равнине в пустыне» — у реки Иордан.

2Цар 15:31. Донесли Давиду и сказали: и Ахитофел в числе заговорщиков с Авессаломом. И сказал Давид: Господи [Боже мой!] разрушь совет Ахитофела.

Мудрые советы Ахитофела ценились так высоко, как если бы это были советы самого Бога (см. 2Цар 16:23).

2Цар 15:32. Когда Давид взошел на вершину горы, где он поклонялся Богу, вот навстречу ему идет Хусий Архитянин, друг Давидов; одежда на нем была разодрана, и прах на голове его.

«Архитянин», т. е. житель города Архи, расположенного между Вефилем и Атарофом.

2Цар 15:33. И сказал ему Давид: если ты пойдешь со мною, то будешь мне в тягость;

«Будешь мне в тягость», так как вид твоего непритворного горя будет только угнетать меня.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.