1е Коринфянам 10 глава

1е письмо Коринфянам
Открытый перевод → Новый Библейский Комментарий

Открытый перевод

1 Помните, братья, что наши предки все побывали под облаком все перешли море,
2 все крещены были в Моисея в облаке и море,
3 все ели одну духовную пищу,
4 все пили одно духовное питье, ибо они пили из шедшей с ними духовной скалы, а скалой был Помазанник.
5 Но они полегли в пустыне: мало кто из них был угоден Богу.
6 Это случилось как урок для нас, чтобы мы не тянулись ко злу, как они.
7 Не поклоняйтесь идолам, как некоторые из них, о чем сказано в Писании: Сел народ чтобы есть и пить, а потом поднялся играть.
8 Не будем и развратничать, как делали некоторые из них, из-за чего в один день умерло двадцать три тысячи человек.
9 Не будем испытывать терпение Господа, как испытывали некоторые из них — и потому погибли от змей.
10 И не ропщите, как роптали некоторые из них — и были убиты Губителем.
11 Все это случилось с ними как пример, а записано в назидание нам, видящим конец веков.
12 Итак, если ты думаешь, что твердо стоишь на ногах, смотри не упади!
13 Испытание, вам выпавшее, не превосходит человеческих сил. Бог не обманет — Он не допустит испытаний, непосильных для вас, но, послав испытание, положит ему и предел, чтобы вы смогли устоять.
14 Поэтому, мои любимые, избегайте служения идолам.
15 Я говорю вам как здравомыслящим, чтобы вы рассудили.
16 Разве чаша, над которой мы произносим благословение, не соединяет нас с кровью Христа? Разве хлеб, который мы преломляем, не соединяет нас с телом Христа?
17 Ведь мы все — один хлеб, одно тело, ибо делим между собой один хлеб.
18 Посмотрите на народ израильский: разве участники жертвенной трапезы не соединяются с жертвенником?
19 Что я хочу сказать? Что жертва идолам что-нибудь значит? Или что идолы что-нибудь значат?
20 Нет, но это — жертва не Богу, а демонам. Не хочу, чтобы вы были сообщниками демонов.
21 Нельзя пить и из чаши Господней, и из чаши демонов; нельзя участвовать и в трапезе Господней, и в трапезе демонов.
22 Стоит ли раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?
23 «Всё позволено», но не всё полезно. «Всё позволено», но не всё укрепляет других.
24 Не о себе думай, а о другом.
25 Всё, что продается на рынке, ешьте без колебаний ,
26 ибо Господня земля и всё, что на ней.
27 В гостях у неверующего ешьте всё без колебаний.
28 Но если вам скажут: «Это — жертва», — не ешьте ради сказавшего это и ради рассудка.
29 Я имею в виду не ваш, а его рассудок. Зачем мне мою свободу подчинять приговору чужого рассудка?
30 Если я с благодарением участвую в трапезе, зачем мне подвергаться порицанию из-за пищи, за которую я благодарю?
31 Едите вы, пьете или делаете что-то иное, все делайте для прославления Бога.
32 Не создавайте препон ни евреям, ни грекам, ни Божьей общине,
33 как и я стремлюсь быть приятным всем и во всём, потому что стараюсь не для себя, а для многих, чтобы они спаслись.

Новый Библейский Комментарий

10:1−13 Предостережение на примере истории Израиля

Разделение глав в этом месте, которое произвели более поздние христиане, не совсем удачно. Глава начинается с союза ибо, который является мостом, связывающим рассуждения Павла о своем служении с разговором о тех, кто в ветхозаветное время испытал на себе кару Божью. Тексты 10:1−13 подчеркивают истину о том, что Бог судил Израиль за его отступничество в вере, за идолопоклонство. Бог может произвести подобный суд и над теми коринфянами, которые, пользуясь своим правом есть идоложертвенную пищу, впадают в идолопоклонство (10:14−22).

Ст. 1−4 Здесь Павел напоминает о непререкаемых духовных верованиях детей Божьих во время их блуждания в пустыне. Они постоянно ощущали водительство Божье и засвидетельствовали чудесное избавление от преследования египтян, когда море раздвинулось перед ними, и они прошли через него (Исх 13:21; 14:22). Израильтянами руководил Моисей, который был Божьим орудием спасения Израиля, таким же образом и христиане ведомы Христом к своему спасению (2). Они воспринимали ту же духовную пищу (Исх 16:15, 35) и пили то же духовное питье из скалы (Пс 77:15), которую олицетворял Христос, обеспечивший их нужды. Точно так же Он удовлетворит нужды коринфян (1:4−7, 30). Тот, Кто был при начале творения, сотворил (Ин 1:2−4) и поддерживает все сущее (Кол 1:17), Кто активно вмешивался в жизнь Божьего народа в ветхозаветные времена, и сегодня направляет жизнь христиан. Вторая Личность Бога не появилась внезапно, при Своем воплощении.

Ст. 5 Вместе с тем израильтяне, которые исключались из израильского сообщества, погибали в пустыне. Их пример должен послужить предупреждением для коринфян, предостерегая их от повторения роковой ошибки.

Павел предостерегает коринфян от совершения четырех ошибок, которые вызвали суровый суд со стороны Бога по отношению к блуждавшим в пустыне. 1) Идолопоклонство запрещено, и Павел цитирует текст Исх 32:6, который надлежащим образом описывает недостойное поведение коринфян на празднествах в языческом храме в Коринфе (7). 2) Сексуальное распутство (8), которое считалось нормальным поведением на таких празднествах, недопустимо. Следствием такого поведения Израиля было его исключение из сообщества верующих (Чис 25:1−9). 3) Своим поведением они побуждали Бога действовать (9) соответствующим образом (Чис 21:5, 6). Вероятно, некоторые коринфяне, использовавшие свое право употреблять в пишу идоложертвенное, могли рассуждать следующим образом: «Если с нами ничего не случилось во время трапезы, то и далее ничего не случится». 4) Они не должны роптать (10; Чис 14:2). Некоторые могли роптать на трудности существования в многоконфессиональном обществе; в результате они могли прийти к отрицанию благодати Бога и Его провидения, управляющего их жизнью, как это случилось с Израилем, который восстал против Господа и Моисея.

Ст. 11 Суд, который был произведен над ними и который известен из Ветхого Завета, означает, что указанные предостережения весьма актуальны и для тех, кто устоял против соблазнов, и устоит в будущем, т. е. речь идет об исполнении обетовании, данных Аврааму, благословить все народы, а не только Израиль (Быт 12:2, 3).

Ст. 12 Павел обращается к тем, кто думает, что он устоит полагая, что, поскольку идол — ничто (8:4), употребление в храме идоложертвенной пиши — совершенно безвредная вещь (8:10). Павел призывает их быть настороже, потому что они — на пути к падению, учитывая (на примере Израиля и Церкви) неизменность судов Божьих.

Ст. 13 Он предупреждает этих самоуверенных христиан, что все человечество сталкивается с искушением вступить в компромисс и совершить отступничество, и они в этом отношении — не исключение.

10:14 — 11:7 Языческие трапезы и вечеря Господня

Ст. 14 Павел призывает своих возлюбленных братьев избегать идолослужения.

Ст. 15 Он побуждает их поразмыслить на эту тему и предлагает их вниманию две аналогии. Первая касается вечери Господней, а вторая — употребления в пищу жертвоприношений, как это практиковалось в ветхозаветные времена.

Ст. 16 Чаша благословения была третьей чашей, которая предлагалась на Пасху. В ночь накануне Своей смерти Иисус подчеркнул значение этой чаши, указывавшей на пролитие Его крови на кресте и благословение тем, кто верил в спасающую силу Его смерти. То же Он установил относительно преломления хлеба для приобщающихя к телу Христову.

Ст. 17 Аналогичным образом, тот факт, что христиане причащаются от одного хлеба на вечере Господней, указывает на их сопричастность телу Христову.

Ст. 18 Участие священников в жертвоприношении в ветхозаветные времена приводится в качестве образца приобщения к жертве и установления соответствующих отношений, о которых говорится в ст. 19, 20 (Лев 3:3; 7:15).

Ст. 19−21 Павел разъясняет, что языческие жертвы приносятся бесам (Втор 32:17) и что невозможно одновременно пить из чаши Господней и из чаши бесовской. В этом контексте интересно отметить, что на некоторых сосудах и чашах, обнаруженных археологами в Коринфе, сохранились имена конкретных богов.

Ст. 22 Кульминационная точка этого аргумента состоит в том, что коринфяне вряд ли захотят раздражать Господа. Способны ли они противостоять всемогущему Господу? Нарисовав реальную картину происходящего на языческих трапезах, где едят идоложертвенное и в которых, не видя в этом ничего плохого, участвуют некоторые коринфяне, Павел использует их же аргумент, чтобы показать нехристианский характер подобной практики (23, 24). Как и в 6:12, 13, он повторяет, что хотя и все позволительно, но правомерно ли с этической точки зрения оправдывать то, что может способствовать падению другого человека?

Ст. 23 Они утверждают: Все... позволительно, но ведь каждый христианин должен руководствоваться в своих действиях тем, что благотворно влияет на других. В этой связи, выводы в 10:19−22 показывают, что их действия не благоугодны Господу и потому не приносят им благословения. Если все, что они делают, должно благотворно влиять на окружающих, тогда они поступают неверно, подвергая опасности отступления более слабых в вере братьев (ср.: 8:10−12). Христиане должны действовать конструктивно по отношению к другим; такая созидательная деятельность уникальна и характерна для христианства, которое зиждется на принципе: поведение христианина определятся нуждами и потребностями других. Аналогичным образом действия Бога по отношению к нам во Христе направлены на обеспечение наших нужд.

Ст. 24 Вызывавшие восхищение социальное и личное благополучие, а также система патронажа в коринфском гражданском обществе не ставили в качестве первичной цели обеспечения нужд других; личные достижения стояли на первом месте, а благополучие окружающих считалось второстепенной проблемой. Радикальная христианская этика требовала подчинять все благу Других и никогда не стремиться к личным достижениям. Коринфяне, настаивавшие на своем праве участвовать в языческих трапезах в храме, не взирая на нужды других христиан, проявляли отсутствие христианской любви, ставя превыше всего собственные интересы.

В ст. 25−30 Павел объясняет, как существовать в условиях разных верований. Продукты, которые продавались на рынках в Коринфе, христианам можно свободно покупать и употреблять в пищу (25). Христиан не должен смущать тот факт, что, перед тем как поступить в продажу, эта пища была предложена в качестве жертвоприношения, потому что, как сказано в цитируемом здесь тексте из Пс 23:1, который всегда произносили благочестивые евреи перед едой (26), все принадлежит Господу. Если христианин получал приглашение на обед и принимал его, тогда, согласно этикету, он должен был употреблять в пищу все, что предлагал хозяин. Здесь было неуместно разбираться, что надлежит есть, а что нет, по причине, о которой говорилось в предыдущем стихе (27). Исключением из этого правила служит чье-то указывание на то, что это идоложертвенное мясо, купленное на рынке. В таком случае христианин, считающий, что ему не подобает потреблять подобную пищу, не должен есть ее, чтобы успокоить свою совесть (28). Павел разъясняет, что речь идет о влиянии этого поступка на другого (24). Тем самым он подчеркивает, что христианин в своих действиях должен учитывать сомнения и нужды других.

Рассуждения в 10:31 — 11:1 показывают, что, живя в обществе, христиане должны во всем проявлять себя надлежащим образом.

Ст. 31 Во-первых, во всех своих действиях — в еде, питье, в поступках — христианин должен славить Бога.

Ст. 32 Во-вторых, своим поведением христианин не должен вводить в соблазн ни иудея, ни эллина (т. е. ни верующих, ни язычников).

Ст. 33 Павел снова привлекает внимание к себе, показывая, что никогда не ищет собственной выгоды, но стремится найти пользы многих, чтобы они спаслись.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.