От Луки 18 глава

От Луки
Слово Жизни → Толковая Библия Лопухина

Слово Жизни

1 Желая показать ученикам, что следует всегда молиться и не унывать, Иисус рассказал им такую притчу.
2 — В одном городе был судья, который не боялся Бога и не стыдился людей.
3 В том же городе жила вдова, которая постоянно ходила к нему и умоляла: "Защити меня от моего противника".
4 Некоторое время судья ей отказывал, но в конце концов решил: "Пусть я Бога не боюсь и с людьми не считаюсь,
5 но так как эта вдова постоянно надоедает мне, то я разрешу ее тяжбу, иначе она замучит меня своими просьбами".
6 И Господь сказал: — Слышите, что сказал несправедливый судья?
7 Так неужели Бог не защитит своих избранных, которые взывают к Нему день и ночь? Неужели Он будет медлить с помощью?
8 Говорю вам: Он без промедления защитит их. Но когда Сын Человеческий придет, то найдет ли Он веру на земле?
9 Тем, кто уверен в собственной праведности и с презрением смотрит на других, Иисус рассказал такую притчу:
10 — Два человека пришли в храм помолиться. Один из них был фарисей, а другой — сборщик податей.
11 Фарисей, встав отдельно от других, молился так: "Боже, благодарю Тебя, что я не такой, как другие люди: воры, мошенники, развратники или как этот сборщик податей.
12 Я пощусь два раза в неделю и даю десятину со всякого дохода".
13 А сборщик податей, стоя вдали, не смел даже глаз к небу поднять, но бил себя в грудь и говорил: "Боже, будь милостив ко мне, грешнику".
14 Говорю вам, что этот человек пошел домой более оправданным перед Богом, чем первый. Потому что каждый, возвышающий себя, будет унижен, и каждый унижающий себя будет возвышен.
15 К Иисусу приносили маленьких детей, чтобы Он прикоснулся к ним. Когда ученики это увидели, то стали запрещать им.
16 Но Иисус подозвал к себе детей и сказал: — Пусть дети приходят ко Мне, не запрещайте им, потому что Царство Бога принадлежит таким, как они.
17 Говорю вам истину: тот, кто не примет Божье Царство, как ребенок, не войдет в него.
18 Один начальник спросил Его: — Добрый Учитель, что мне делать, чтобы наследовать вечную жизнь?
19 — Почему ты называешь Меня добрым? — спросил Иисус. — Никто не добр, кроме одного Бога.
20 Ты знаешь заповеди: "Не нарушай супружеской верности", "Не убивай", "Не кради", "Не давай ложных свидетельств", "Чти своего отца и мать"...
21 — Все это я соблюдаю еще с юности, — ответил тот.
22 Услышав это, Иисус сказал ему: — Одного тебе не хватает. Продай все, что у тебя есть, и раздай деньги нищим, и тогда у тебя будет сокровище на небе. Потом приходи и следуй за Мной.
23 Когда начальник услышал это, он опечалился, потому что был очень богат.
24 Иисус посмотрел на него и сказал: — Как трудно богатому войти в Божье Царство!
25 Верблюду легче пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Божье Царство.
26 Те, кто это слышал, спросили: — Кто же тогда вообще может быть спасен?
27 Иисус ответил: — Невозможное человеку возможно Богу.
28 Тогда Петр сказал: — Вот, мы оставили все, что у нас было, и пошли за Тобой!
29 Иисус сказал им: — Говорю вам правду, каждый, кто оставил дом, или жену, или братьев, или родителей, или детей ради Божьего Царства,
30 получит во много раз больше в этом веке, а в веке будущем — вечную жизнь.
31 Иисус отвел двенадцать учеников в сторону и сказал им: — Вот, мы сейчас идем в Иерусалим, и там исполнится все, написанное пророками о Сыне Человеческом.
32 Он будет отдан язычникам, те будут насмехаться над Ним, унижать Его, плевать в Него,
33 бить и в конце концов убьют. Но на третий день Он воскреснет.
34 Ученики ничего из этого не поняли, все, что Он сказал, было для них закрыто, и они не догадывались, что Он имел в виду.
35 Когда Иисус подходил к Иерихону, у дороги сидел слепой и просил милостыню.
36 Услышав, что мимо идет толпа, он спросил, что происходит.
37 — Идет Иисус из Назарета, — сказали ему.
38 Тогда слепой закричал: — Иисус, Сын Давида! Сжалься надо мной!
39 Те, что шли впереди, стали говорить, чтобы он замолчал, но слепой кричал еще громче: — Сын Давида, сжалься надо мной!
40 Иисус остановился и велел, чтобы этого человека подвели к Нему. Когда тот подошел, Иисус спросил его:
41 — Что ты хочешь, чтобы Я сделал для тебя? — Господи, я хочу снова видеть, — ответил слепой.
42 Иисус сказал ему: — Прозри! Твоя вера исцелила тебя! —
43 И к человеку сразу же вернулось зрение. Он пошел за Иисусом, славя Бога. И весь народ, увидев это, восхвалял Бога.

Толковая Библия Лопухина

1−8. Притча о вдове. — 9−14. Притча о фарисее и мытаре. — 15−30. Благословение детей и опасность богатства. — 31−43. Предсказание Христа о Своей смерти и исцеление слепого близ Иерихона.

Лк 18:1. Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать,

Слова Христа о том, что ученики не увидят «дня Сына Человеческого», не найдут себе подкрепления в наступлении дня суда (Лк 17:22), произвели, конечно, на них тяжелое впечатление. Чтобы показать, что они все же не должны унывать, Господь говорит им притчу, которая вразумляет их, что Бог все-таки слышит и услышит просьбы Своих избранных (т.е. их, учеников Христа) и исполнит их.

«Всегда молиться». Некоторые толкователи понимают здесь «постоянное стремление души к Богу», которое должно продолжаться в течение жизни, хотя для молитвы бывают часы более сильной и сосредоточенной теплоты (Тренч, с. 408). Но употребленный здесь глагол «молиться» (προσεύχεσθαι) означает действительную молитву, в прямом значении этого слова. Что же касается выражения «всегда» (πάντοτε), то оно, несомненно, имеет гиперболический смысл. Так это слово часто употребляется в Священном Писании (например, «скорбь моя всегда предо мною», — Пс 37:18; «пребывали всегда в храме», — Лк 24:53).

«Не унывать» — по связи речи, не унывать во время молитвы, когда видят, что она не исполняется.

Содержание и цель притчи здесь указывает сам евангелист, а не Христос (как почему-то утверждает Тренч, с. 408).

Лк 18:2. говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.

Лк 18:3. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.

Лк 18:4. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь,

Лк 18:5. но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.

«Судья» (см. Мф 5:25).

Эта притча очень напоминает собой притчу о друге, пришедшем в полночь с просьбой к другу (Лк 11 и сл.). Как там, так и здесь удовлетворение просьбы получается в силу особой настойчивости, с которой там друг выпрашивает хлеба у друга, а здесь вдова просит неправедного судью разобрать ее дело.

«Чтобы она не приходила больше докучать мне» — точнее: «подставлять мне синяки под глаза». Судья, шутя, говорит, что, пожалуй, женщина дойдет в своем отчаянии до того, что станет бить его (ὑπωπιάζῃ με) по лицу...

Лк 18:6. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?

Лк 18:7. Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?

Лк 18:8. сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?

Смысл нравоучения, выводимого из притчи Христом, следующий. Христос как бы учит: «Слушайте, что говорит судья неправедный! Но Бог — Он ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь? Ужели можно сказать, что Он медлителен в отношении к ним (по принятому у нас греческому тексту здесь стоит причастие μακροθυμῶν, а по более проверенному тексту нужно читать μακροθυμεῖ — третье лицо настоящего времени)? Разве может Он не прийти к ним на помощь?» Тем не менее, если Христос здесь действительно отрицает замедление со стороны Бога, то Он не говорит, чтобы дело не представлялось иначе и избранным Божиим. Им может казаться, что такое замедление существует, потому что Бог, по Своей премудрости, не всегда исполняет просьбы и людей благочестивых, отлагая это до известного времени. После этого Христос с особой силой высказывает такое положение: «Бог сотворит отмщение, о котором вопиют Его избранники, вскоре», т.е. быстро, когда это нужно будет, освободит Своих избранников от врагов, которые понесут наказание при втором пришествии Христа, и прославит этих избранников в Царстве Мессии (ср. Лк 21:22). Хотя идея этого отмщения в Евангелии от Луки и не имеет той резкой формы, какую она получила у других новозаветных писателей, например в Апокалипсисе, тем не менее, все-таки и она вообще не чужда евангелисту Луке (ср. Лк 1 и сл. Лк 1 и сл.).

«Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» Эти слова, несомненно, стоят в связи с предыдущей идеей о последнем суде. Христос как бы говорит: «Это уже несомненно, что Сын Человеческий придет, чтобы помочь верующим и наказать неверующих. Но вопрос в том, много ли больше веры найдет Он к Себе, приходя во второй раз, чем нашел при первом Своем пришествии на землю?» Здесь Господь повторяет мысль, высказанную Им при изображении времени второго пришествия в Лк 17 и сл. Согласно Тренчу (с. 415) и епископу Михаилу, здесь речь идет об умалении веры в верующих, о некотором ее ослаблении. Но Христос не говорит, что мало найдет веры в среде христианства, а вообще изображает состояние человечества, «веру на земле» (ἐπὶ τῆς γῆς). Грусть слышится в этих словах Христа, Ему больно, что придется к большинству людей применить строгое осуждение, вместо того чтобы их помиловать и сделать участниками Своего славного Царства.

Лк 18:9. Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:

Притча о мытаре и фарисее находится только у евангелиста Луки. Целью притчи, несомненно, было несколько понизить сознание собственного достоинства среди учеников Христа («избранные» — стих 7) и научить их смирению. Их и нужно понимать под теми, которые слишком высоко ставили свою праведность и унижали других. К фарисеям же Христос не мог обратиться с притчей, в которой прямо выводится фарисей. Притом фарисей, выведенный в притче, вовсе не показался бы фарисеям заслужившим осуждение от Бога: его молитва должна была им казаться совершенно правильной.

Лк 18:10. два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

«Вошли» — точнее: «поднялись» (ἀνέβησαν). Храм стоял на горе.

«Фарисей»(см. комментарии к Мф 3:7).

«Мытарь» (см. комментарии к Мф 5:46).

Лк 18:11. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:

«Став». Молились иудеи обыкновенно стоя (Мф 6:5).

«Сам в себе». Эти слова по русскому тексту, согласному с Textus receptus, относятся к слову «молился» и обозначают молитву «про себя», не выраженную громко. По другому чтению, слово это относится к слову «став» (И. Вейс) и будет указывать на то, что фарисей не хотел приходить в соприкосновение с такими людьми, как мытарь. Последнее мнение, впрочем, едва ли можно принять, потому что этого не допускает смысл греческого выражения (здесь поставлено не καθ´ ἐαυτὸν, а πρὸς ἐαυτόν).

«Боже! благодарю Тебя». Фарисей начинает молитву как должно, но сейчас же переходит к осуждению ближних и к возвеличиванию себя самого. Это не Бог дал ему силы совершать добрые дела, а он сам все сделал.

«Этот мытарь» — правильнее: «вон тот, мытарь!» — выражение презрения.

Лк 18:12. пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

Кроме отрицательных качеств, какие приписал себе фарисей выше (он — не грабитель, не обидчик, не прелюбодей), он говорит теперь о своих положительных заслугах пред Богом. Вместо того чтобы поститься один раз в году — в праздник очищения (Лев 16:29), он, подобно другим набожным иудеям, постится еще два дня в неделю — во второй и пятый (ср. Мф 6:16). Вместо того чтобы давать на нужды храма только десятину от прибыли, получаемой ежегодно в стаде, или от плодов (Чис 18:26), он дает десятину от «всего», что получает — с самых, например, мелких трав (Мф 23:23).

Лк 18:13. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

Мытарь в это время стоял вдалеке от фарисея (доселе речь шла только о фарисее, значит и расстояние указывается по направлению от него). Он не смел выступить на видное место, где, без сомнения, смело встал фарисей, и молился Богу только о том, чтобы Бог был милостив к нему, грешнику. При этом он ударял себя в грудь — в знак печали (ср. Лк 8:52). Он думал только о себе, ни с кем себя не сравнивал и ничем себя не оправдывал, хотя, конечно, и мог бы сказать что-нибудь в свое оправдание.

Лк 18:14. Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

После такой молитвы мытарь «пошел» (точнее: «сошел», ср. стих 10) домой «оправданным», т.е. Бог признал его праведным и дал ему это почувствовать особой радостью сердца, особым чувством умиления и успокоения (Тренч, с. 423), потому что оправдание не есть только акт, совершающийся в Боге, но и переходит на оправданного человека. Мысль об этом оправдании, как совмещающем в себе и признание человека праведным, и усвоение человеком праведности Божией, раскрыта была еще до написания Евангелия от Луки апостолом Павлом в его Посланиях, и, без сомнения, евангелист Лука, употребляя выражение «оправданный», понимал его так, как его учитель, апостол Павел.

«Более, нежели тот». Это не значит, что и фарисей был оправдан, хотя и не в такой степени, как мытарь. Фарисей ушел, как об этом говорит контекст речи, прямо осужденным.

«Ибо всякий» — мысль вполне подходящая в притче. Смысл изречения см. в комментариях к Лк 14:11.

Лк 18:15. Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им.

Лк 18:16. Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.

Лк 18:17. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.

После заимствований из известного ему источника евангелист Лука снова начинает повествовать о путешествии Христа в Иерусалим, следуя главным образом евангелисту Марку (Мк 10:13−16; ср. Мф 19:13−14).

«Приносили к Нему и младенцев» (τὰ βρέφη — детей самого раннего возраста).

«Подозвав их, сказал...» В русском переводе, по-видимому, речь об учениках, но, как видно из греческого текста, зов Христа был обращен к самим малюткам (προσεκαλέσατο αὐτά), а речь («сказал») — к ученикам.

Лк 18:18. И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Лк 18:19. Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;

Лк 18:20. знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.

Лк 18:21. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.

Лк 18:22. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.

Лк 18:23. Он же, услышав сие, опечалился, потому чтобыл очень богат.

Лк 18:24. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

Лк 18:25. ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

Лк 18:26. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?

Лк 18:27. Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

Лк 18:28. Петр же сказал: вот, мы оставили все и последовали за Тобою.

Лк 18:29. Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия,

Лк 18:30. и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной.

Беседа об опасности богатства приведена у евангелиста Луки согласно с Марком (Мк 10:17−31). Евангелист Матфей приводит эту беседу с некоторым дополнением ответа Петру (Мф 19:16−30).

«Некто из начальствующих» (стих 18; ἄρχων τις) — может быть, предстоятель синагоги. Это определение собеседнику Христа сообщает только один евангелист Лука.

Лк 18:31. Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом,

Лк 18:32. ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его,

Лк 18:33. и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет.

Лк 18:34. Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного.

Лк 18:35. Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни,

Лк 18:36. и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое?

Лк 18:37. Ему сказали, что Иисус Назорей идет.

Лк 18:38. Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.

Лк 18:39. Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня.

Лк 18:40. Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его:

Лк 18:41. чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть.

Лк 18:42. Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя.

Лк 18:43. И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу.

Предсказание Христа о Своей смерти и исцеление слепца близ Иерихона евангелист Лука передает, следуя Марку (Мк 10:32−34, 46−52).

«Совершится все написанное чрез пророков» (стих 31). Это прибавление евангелиста Луки, т.е., скорее всего, пророчества Захарии (Зах 11 и сл.; Зах 12:10; ср. Ис 53).

«Они ничего: не поняли» (стих 34), т.е. не могли представить себе, как может быть умерщвлен Мессия (ср. Лк 9:45).

«Когда же подходил Он к Иерихону» (стих 35). Исцеление слепца, таким образом, согласно Евангелию от Луки совершилось перед входом Господа в город, а согласно Марку и Матфею — по выходе из города. Это противоречие можно объяснить тем, что в то время Господь исцелил двух слепцов, как и сообщает евангелист Матфей (Мф 20:30) — одного перед входом в Иерихон, а другого — по выходе из этого города. О первом и сообщает евангелист Лука.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.