От Матфея 22 глава

От Матфея
Слово Жизни → Новый Библейский Комментарий

Слово Жизни

1 Иисус продолжал учить народ в притчах:
2 — Небесное Царство можно сравнить с тем, как один царь приготовил свадебный пир для своего сына.
3 Он разослал к приглашенным своих слуг, чтобы позвать их на свадьбу, но приглашенные не хотели прийти.
4 Тогда царь послал других слуг, наказав им: "Пойдите и скажите им, что уже зарезаны откормленные быки и все угощение готово, пусть приходят на свадебный пир".
5 Приглашенные, однако, не обратили на это никакого внимания и разошлись. Один пошел на свое поле, другой торговать,
6 а некоторые даже схватили посланных слуг, унизили и убили их.
7 Царь был разгневан. Он послал свое войско, уничтожил тех убийц и сжег их город.
8 Потом он сказал своим слугам: "Свадебный пир готов, но те, кого я пригласил, не заслужили чести быть на нем.
9 Пойдите теперь на улицы и на перекрестки дорог и приглашайте всех, кого вы встретите".
10 Слуги пошли по улицам и стали созывать всех, кого встречали, злых и добрых, и пиршественный зал наполнился гостями.
11 Когда же царь пришел посмотреть, как гости веселятся, он заметил человека, на котором не было свадебной одежды.
12 "Друг, — спросил царь, — как это ты вошел сюда без свадебной одежды?" Человеку нечего было сказать.
13 Тогда царь приказал слугам: "Свяжите его по рукам и ногам и выбросьте вон, во тьму, где будет плач и скрежет зубов".
14 Потому что приглашенных много, но избранных мало.
15 После этого фарисеи стали советоваться, как бы им поймать Иисуса на слове.
16 Они подослали к Нему своих учеников вместе со сторонниками Ирода. -Учитель, — спросили они, — мы знаем, что Ты справедлив и правильно учишь тому, в чем состоит Божья воля. Ты не смотришь на то, кто перед Тобой стоит, и не заботишься о том, чтобы угодить кому-либо.
17 Скажи нам, как Ты считаешь, следует платить налог императору или нет?
18 Иисус знал их коварные намерения и сказал: — Лицемеры, вы пытаетесь поймать Меня в ловушку?
19 Покажите Мне монету, которой платится налог. Они принесли Ему динарий.
20 Иисус спросил их: — Чье здесь изображение и чье имя?
21 — Императора, — ответили они. Тогда Иисус сказал: — Так и отдавайте то, что принадлежит императору — императору, а то, что принадлежит Богу — Богу.
22 Такой ответ их озадачил, и оставив Иисуса, они ушли.
23 В тот же день саддукеи, которые считают, что воскресения мертвых не бывает, подошли к Иисусу с вопросом.
24 — Учитель, Моисей сказал, что если человек умрет, не оставив детей, то его брат должен жениться на вдове и восстановить род.
25 Так вот, у нас тут было семеро братьев. Первый женился и умер, и так как у него не было детей, вдова стала женой его брата.
26 То же самое произошло и со вторым, и с третьим, и со всеми семерыми братьями.
27 В конце концов умерла и женщина.
28 Когда все они воскреснут, которому из семи братьев она будет женой? Ведь все были ее мужьями.
29 Иисус ответил: — Вы ошибаетесь, потому что не знаете ни Писаний, ни силы Божьей.
30 Воскреснув, люди не будут ни жениться, ни выходить замуж, а будут как ангелы на небе.
31 Что же касается воскресения мертвых, то разве вы не читали, что сказал вам Бог:
32 "Я Бог Aвраама, Бог Исаака и Бог Иакова"? Он Бог не мертвых, а живых.
33 Люди слушали и удивлялись Его учению.
34 Фарисеи же, услышав, как Иисус заставил замолчать саддукеев, собрались вокруг Него.
35 Один из них, учитель закона, спросил Иисуса:
36 — Учитель, какая заповедь в законе самая важная?
37 Иисус ответил: — "Люби Господа Бога твоего всем сердцем, всей душой и всем разумом".
38 Это — первая и самая важная заповедь.
39 Вторая, подобная ей: "Люби твоего ближнего, как самого себя".
40 Весь закон и учение пророков основаны на этих двух заповедях.
41 Когда фарисеи собрались вместе, Иисус спросил их:
42 — Что вы думаете о Мессии? Чей Он Сын? — Сын Давида, — ответили Ему.
43 Иисус говорит им: — Почему же тогда Давид, говоря Духом, называет Его Господом? Ведь он говорит:
44 "Господь сказал моему Господу: сядь по правую руку от Меня, пока Я не повергну врагов Твоих к Твоим ногам".
45 Итак, если Давид называет Его Господом, то как Он может быть ему сыном?
46 В ответ никто не мог сказать ни слова, и с этого дня они больше не решались задавать Иисусу никаких вопросов.

Новый Библейский Комментарий

22:15−22 Римская система налогообложения (см.: Мк 12:13−17; Лк 20:20−26). Три вопроса оппонентов Иисуса были направлены на то, чтобы устроить Ему ловушку и использовать Его слова против Него самого. Первый касается римской подати, которая яростно отвергалась иудеями как знак политического давления со стороны властей. Около четверти века до этого, было поднято восстание против этих поборов; его возглавил галилейский вождь Иуда (Деян 5:37), который вдохновил своим патриотизмом партию зилотов. Это был коварный вопрос: поддерживать уплату римских налогов было проявлением отсутствия патриотизма, а выступать против этого было опасно с политической точки зрения (особенно для популярного вождя из Галилеи).

Заставив показать монету (динарий), Иисус разоблачил их как лицемеров, поскольку иудеи-патриоты не должны были носить с собой такие монеты с изображением «языческого» императора и надписью на ней с титулом «Сын Божий». Если они пользовались монетой кесаря, до должны были и платить ему подать!

Таким образом, Иисус решительно отстранился от позиции зилотов и показал, что лояльность по отношению к языческой власти не является несовместимой с верностью Богу. Он не сказал, как должно поступать, когда сталкиваются два эти долга.

22:23−33 Воскресение (см.: Мк 12:18; 18−27; Лк 20:27−40). В отличие от фарисеев, которые инициировали этот последний тест, саддукеи не верили в жизнь после смерти, поскольку об этом не было написано в Пятикнижии Моисея, единственные Писания, которые они признавали. Они представляли себе, что в этой сфере учение Иисуса будет выглядеть в смешном свете. Их «вопрос» основывался на законе левирата из Втор 25:5, 6, но не выглядел серьезным; это была просто попытка выставить на посмешище эту новоиспеченную богословскую идею о воскресении из мертвых. Вместе с тем это был и сугубо практический вопрос о пастырской опеке для тех, кто вступал в брак более одного раза.

Ответ Иисуса был двояким. На конкретный вопрос он отвечал (30), что жизнь по воскресении из мертвых не просто продолжение земной жизни. Его слова иногда истолковывают так, как будто жизнь на Небе менее счастливая, чем жизнь в браке на Земле. Но, напротив, это более богатая во всех отношениях жизнь. Брак принадлежит исключительно земной жизни, когда есть необходимость продолжать свой род. Но воскресшие к вечной жизни, подобно ангелам, могут продолжать радоваться отношениям любви беспредельно и без ревности, которая свойственна брачным узам.

Отвечая на более фундаментальный вопрос о воскресении мертвых, Иисус опирается на веру саддукеев в Писания, на книги Моисея (31, 32). Ибо Бог, называя Себя Богом патриархов, которые давно умерли (Исх 3:6), подразумевает существование непрерывных взаимоотношений; завет-договор Бога со Своим народом не расторгается смертью.

22:34−40 Наибольшая из заповедей (см.: Мк 12:28−31; ср.: Лк 10:25−27). На второй важный вопрос фарисеев Иисус дает важный ответ. Но это все еще было продолжением испытания, поскольку менее осторожный ответ позволил бы обвинить Иисуса в попытке «нарушить закон или пророков» (5:17). В раввинистических спорах на этические темы фигурировали как текст из Втор 6:5, так из Лев 19:18, но объединить их в качестве основания, на котором утверждается весь закон и пророки (ср.: 7:12 с другим выводом), было блестящей идеей. Сосредоточение внимания на этих двух из Десяти заповедей (обязанность перед Богом и обязанность перед своим ближним) служит нравственным ориентиром для всей нашей жизни; вывод о том, что в основе всех обязательств лежит любовь, придает особое звучание требованию исполнять закон Божий.

22:41−46 «Сын Давидов?» (см.: Мк 12:35−37; Лк 20:41−44). Здесь Иисус снова берет инициативу на Себя, выступая против фарисеев. Его вопрос звучит наподобие классического богословского вопроса: является ли Сын Давидов законным титулом для Мессии? Но Он Сам неоднократно возвышал Себя через этот титул (наиболее открыто и демонстративно это видно из 21:9, 15, 16, где Он отчетливо отвечает на этот, хотя и провокационный, вопрос).

Сын Давидов — распространенный мессианский титул, который не только нередко встречается в Мф., но и лежит в основе представления Иисуса как Мессии в гл 1. Вряд ли можно представить себе, что эти стихи должны опровергнуть все сказанное ранее в этом плане. Скорее речь идет о том, что Мессия больше, чем просто сын Давида, о чем говорится в Пс 109:1. Этот же текст снова используется в 26:64 для подтверждения сверхчеловеческой власти Иисуса.

Здесь снова Иисус предостерегает народ против традиционного понимания Его служения. Вместо того чтобы воцариться в Иерусалиме, подобно Давиду, Он должен был быть вскоре отвергнут Своим народом. Но даже потом, на кресте, Его в конце концов признают не как сына Давидова (этот титул не появляется снова), а как «Сына Божия» (27:54)

Примечание. Ст. 43 В основе этого аргумента — вера в то, что Давид был автором Пс 109 и что он говорил о грядущем Мессии. В настоящее время обе эти посылки оспариваются большинством исследователей Ветхого Завета, но во времена Иисуса принимались как само собой разумеющееся.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.