1 хр. в Коринфе 8 глава

Первое послание апостола Павла христианам в Коринфе
Под редакцией Кулаковых → Новый Библейский Комментарий

Под редакцией Кулаковых

1 Теперь о мясе, которое приносят в жертву идолам. Понятно, что «все мы обладаем знанием». «Знание» делает человека надменным, а любовь его созидает.1
2 Если кто думает, будто он нечто познал уже, тот не знает еще так, как должно знать,
3 но если человек любит Бога, то и Бог знает его.2
4 Так вот, о том, можно ли есть мясо, которое приносят в жертву идолам. Мы знаем, что «идол, в действительности, ничего из себя не представляет»3 и что «нет никакого другого Бога, кроме Единого».
5 Если же для кого-то и существуют на земле или на небе так называемые «боги» (их ведь в самом деле много, как и господ),
6 то у нас всё-таки — один Бог, Отец, от Которого всё исходит и для Которого мы созданы, один и Господь у нас — Иисус Христос, через Которого всё сотворено и Которым мы живы.4
7 Не у всех, однако, такое знание. Некоторые до сих пор по привычке к идолопоклонству, когда им приходится есть жертвенное мясо, едят его как посвященное идолу, тогда их нестойкая5 совесть оскверняется.
8 Но пища не приближает нас к Богу. Мы не становимся хуже, если не едим, и не делаемся лучше, когда едим.
9 Смотрите только, как бы такое ваше право6 не оказалось западней7 для немощных.
10 Ведь если случится, что кто-то из них увидит тебя за столом в языческом храме, — тебя, у которого знание, — не придаст ли это ему смелости есть идоложертвенное, вопреки укорам совести?8
11 Вот и погибает от твоего знания слабый брат твой, за которого умер Христос.
12 Согрешая так против братьев ваших и сестер, нанося раны их немощной совести, вы грешите, стало быть, против Христа.
13 А потому, если пища может стать причиной падения9 брата моего, я больше никогда не буду есть мяса, чтобы из-за меня не пал брат мой.

Новый Библейский Комментарий

8:1 — 11:1 Роль Благой вестив многоконфессиональном мире

8:1−13 Идоложертвенная пища

Рассматриваемая ниже тема была поднята самими коринфянами. Для христиан, живших в обществе, где пиша еще приносилась в жертву идолам (это происходило в ходе трапезы в доме язычников или в храмах), эта тема была весьма актуальна. В данных главах, однако, речь идет о евангельских обязательствах, которые связывают всех христиан. Апостол завершает свои рассуждения призывом брать пример с него, как он, в свою очередь, подражает Христу.

Вводные слова теперь о (в русской синодальной Библии опущены) показывают, что, как и в 7:1, этот раздел начинается с цитаты из письма, которое коринфяне послали Павлу. Этот стих позволяет думать, что коринфяне написали ему примерно следующее: «Мы все имеем знания», т. е. знания о жертвах и об идолах. В ст. 4 Павел повторяет выражение теперь о через слово итак, используя его как связку. Мы можем поэтому предположить, что «знание» в ст. 1 — о том, что идол в мире ничто... нет иного Бога, кроме Единого (4). Вполне возможно, что ст. 4−6 представляют собой цитату, отражающую учение Павла об идолах и богах и об истинном и живом Боге, к Которому обратились коринфяне, чтобы стать христианами (1Фес 1:9, 10). Очевидно, некоторые христиане все еще посещали храмы, где находились идолы, и ели там идоложертвенную пищу. Это побуждало и других христиан поступать так же или, по крайней мере, не видеть в этом ничего опасного (10). Совершавшие это обосновывали свои действия с богословских позиций: нет ничего предосудительного в том, что христиане участвуют в подобного рода празднествах, поскольку Павел сам учил: существуют лишь Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух, а идол — ничто. По-видимому, некоторые из коринфян защищали свое право употреблять идоложертвенную пищу в языческих храмах, тогда как другие сомневались, правильно ли это, и церковь искала ответа на существующий вопрос. Павел обсуждает это на примере своего отношения к данной проблеме и предлагает другим обдумать, как им поступать в таких случаях.

Ст. 1 Павел приступает к проблеме, заявляя об опасности знания, которое надмевает, тогда как христианская вера связывает людей узами любви. Любовь обладает созидательной силой, ибо стремится даровать благословения другим.

Ст. 2 Он предостерегает тех христиан, которые думают, будто знают об этой проблеме все и нашли для себя удовлетворительное ее решение (т. е. допускают употребление идоложертвенной пищи). На самом деле, они не знают по-настоящему, как следует поступать, букв. «как необходимо знать».

Ст. 3 В некоторых греч. рукописях отсутствуют эти два упоминания о Боге в этом отрывке. Однако то, что справедливо в отношении Бога к нам, также верно и в отношении христиан друг к другу. Человек, который любит, обладает истинным знанием, тогда как человек, который говорит, что «знает», не обязательно помогает другим. Это большая проблема, поскольку некоторые коринфяне действовали не с любовью, а просто пользовались своими правами.

Ст. 4−6 Это важное исповедание веры в мире, где много разных религий, и оно и поныне остается религиозным кредо христиан. Существует только один истинный и живой Бог, а идолы — ничто (ср.: Втор 6:4; Ис 40:25, 26).

Ст. 5 Однако и Павел, и остальные видели широкое распространение идолопоклонства в Коринфе, где существовал культ многочисленных богов. Павел не считал их проявлением истинной божественности, напротив, он говорил: ...так называемые боги. Это выражение подчеркивает нечто, пользующееся популярностью и претендующее на истинность, но таковым не являющееся. Термины боги и господа являются синонимами в религиозном представлении язычников. Павел использует их здесь, чтобы сбалансировать сказанное в ст. 6 «но» (строго негативное утверждение): ...но у нас один Бог Отец. Бог — Творец всего сушего, и Им живут христиане. Наша цель в жизни — служить Ему, а не просто поверять Ему свои заботы и нужды и ждать, чтобы Он обеспечил их (ср.: Деян 27:23). Христине — не просто теисты, потому что для них существует только один Господь, Иисус Христос, Которым сотворено все сущее (ср.: Ин 1:3) и Которым они живут.

Ст. 7 Но не все христиане твердо верят в то, что идолы бессильны. Верующие в I в. могли сказать об идоле: «Это Афина», веря в то, что она действительно богиня. Христиан называли атеистами, потому что они не признавали статуй, посвященных богам. Употребление идоложертвенной пиши было не столь безобидным обычаем для слабых в вере христиан, которые по съедении ее считали себя оскверненными — такой точки зрения до сих придерживаются некоторые христиане на Востоке.

Ст. 8 Убежденный христианин в Коринфе, должно быть, соглашался с указанным принципом относительно употребления пиши.

Ст. 9 Однако Павел предостерегал их от злоупотребления своими правами (в оригинале «властью»), свободой, подчеркивая, что эта свобода («власть», как и в 9:4, 5, 12, 15) может повредить тем, кто имеет более слабую веру. Никто не лишал их права участвовать в празднествах по случаю проведения игр или в важных гражданских мероприятиях, т. е. пользоваться привилегиями представителей высших слоев общества. Маловероятно, что речь идет об играх, поскольку они не проводились в Истме в то время, когда Павел находился в Коринфе, а потому это не являлось актуальной проблемой. Известно, что все знатные и важные люди Коринфа получали приглашения на три празднования от главного устроителя этих игр.

Ст. 10 Павел высказывает опасение, что христианин, увидев другого христианина за трапезой в языческом храме, может соблазниться и тем самым преткнуться в вере.

Ст. 11 Он может поколебаться в вере и снова впасть в язычество в результате того, что некие христиане, желая продемонстрировать, что идол — ничто, едят идоложертвенное в храме.

Ст. 12 Это не просто возможность продемонстрировать свои права, но скорее грех против своего брата, а следовательно, и против Христа, поскольку тесные взаимоотношения между Господом и Его детьми, которые Павлу открылись при обращении, показывают, что вредить христианину — значит грешить против Христа (Деян 9:1−4).

Ст. 13 Павел излагает первое требование, которое связано с необходимостью подражать ему и Христу (11:1). Если желание воспользоваться своим правом побуждает брата согрешить, тогда такие права нужно отвергнуть любой ценой.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Друг. возм. пер.: знание надмевает, но (церковь) созидается любовью.
3  [2] — Букв.: познан Им, в том особом смысле, что Бог поддерживает общение только с теми, кто любит Его.
4  [3] — Букв.: что идол (на самом деле) в мире (не существует).
6  [4] — Букв.: и мы через Него.
7  [5] — Букв.: слабая/немощная, т.е. недостаточно сильная для борьбы с предрассудками.
9  [6] — Или: сила/власть.
9  [7] — Букв.: преткновением.
10  [8] — Букв.: имеющего знание, — не будет ли его совесть, как немощного, укреплена/побуждена есть идоложертвенное.
13  [9] — Или: то, что я ем, может совратить с пути истинного.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.