1 хр. в Коринфе 3 глава

Первое послание апостола Павла христианам в Коринфе
Под редакцией Кулаковых → Новый Библейский Комментарий

Под редакцией Кулаковых

1 С вами, братья, я не мог говорить как с духовными, но только как с людьми плоти,1 как с младенцами в христианской вере.2
2 То, чем я вскормил вас, было «молоко», а не «твердая пища», принимать которую вы были не готовы; вы, впрочем, и теперь не готовы,
3 потому что по-прежнему вы люди недуховные.3 Ибо если среди вас всё еще сильны зависть и ссоры, то не остаетесь ли вы до сих пор недуховными4 и не поступаете ли, как люди мира сего?
4 Если один говорит: «Я с Павлом», а другой: «Я с Аполлосом», — то не такие ли вы, как все прочие люди?
5 Ибо кто такой Аполлос и кто такой Павел? Только служители,5 через которых вы уверовали. Мы выполнили свое дело, как Господь определил каждому из нас.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но вырастил Бог.
7 А потому не имеют значения ни насаждающий, ни поливающий, но только Бог, Который взращивает.
8 И насаждающий, и поливающий делают одно дело, награду же каждый из них получит по своему труду.
9 Ибо мы — всего лишь соработники Божии, а вы — Божия нива, Божие строение.
10 По данной мне благодати Божьей я, как всякий опытный строитель,6 заложил основание, строят же на нем другие. Пусть каждый и следит за тем, как он строит.
11 Никто не может положить другого основания, кроме того, которое уже есть, — кроме Самого Иисуса Христа.
12 А строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней или же из дерева, сена, соломы —
13 покажет День,7 когда дело каждого откроется в огне и огнем будет испытано, каково оно есть.
14 И если устоит строение,8 воздвигнутое на этом основании, строивший получит награду;
15 если же будет сожжено — строитель потеряет9 то, над чем он трудился; сам же хотя и спасется, но не иначе, как тот, кто выхвачен прямо из пламени.
16 Разве не знаете, что вы — храм Божий10 и Дух Божий живет в вас?
17 Бог разорит того, кто разоряет11 Его храм, ибо храм Божий свят, и этот храм — вы.
18 Не предавайтесь самообольщению. Если кто из вас считает себя мудрым ( мудрым по понятиям века сего), пусть решится стать «глупым», чтобы оказаться действительно мудрым.
19 Мудрость же мира сего пред Богом не более, чем заносчивая глупость. В Писании так и сказано:

«Он позволяет мудрецам запутываться
в сетях их собственной хитрости»,12

20 и еще:

«Господь знает мысли13 мудрых,
знает, что они бесплодны».14

21 Никто потому пусть не хвалится людьми, ибо всё ваше:
22 будь то Павел, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее — всё ваше;
23 вы же — Христовы, а Христос — Божий.

Новый Библейский Комментарий

3:1−23 Насущные проблемы коринфян

Точно так же, как Павел иллюстрировал свои представления о необходимости хвалиться в Господе (1:10−31) на примерах своего пребывания в Коринфе, в том же духе он продолжает говорить в данном разделе и о проблемах коринфян. Он обсуждает первоначально возникшие и текущие проблемы церкви в Коринфе с точки зрения разделения, возникшего между ними (1−9), подрыва основания, заложенного апостолом, на котором зиждется церковь, а также проблемы духовного попечительства в виду грядущего Суда (10−17). Павел завершает этот раздел, корректируя их понимание взаимоотношений учителей с народом Божьим (18−23).

Ст. 1 Как и в 2:1 и 2:3, Павел начинает с фразы «и я», чтобы продолжить рассуждения о своем опыте в Коринфе. Когда Павел впервые прибыл в Коринф, он не мог обращаться с ними, как с духовными, но только как с плотскими и младенцами во Христе.

Ст. 2 Их состояние требовало соответствующей духовной пищи, как и ныне.

Ст. 3 То, что они все еще оставались мирскими по духу, ясно из их поведения: они завидовали друг другу и ссорились из-за учителей. Не по человеческому ли обычаю поступаете? (букв. «ходите», т. е. ориентируетесь на мирские нормы и критерии).

Ст. 4 Когда они полагаются исключительно на своих учителей, Павла или Аполлоса, он снова задает им вопрос: Не плотские ли вы? Плотское мышление в данном случае проистекает из мирских представлений о христианском служении.

Ст. 5 Жители Коринфа были типичными представителями своего времени: критериями оценки человека для них служили его социальное положение, привилегии и богатство, и Павел вопрошает, тем ли должны руководствоваться и христиане? Он описывает себя и Аполлоса просто как служителей, слуг, т. е. в терминах низкого социального положения: служители, чрез которых вы уверовали. Они не сами по себе заслуживают доверия, но лишь в силу дарованного им Господом.

Ст. 6 Для элитных слоев римской колонии, где ручной труд презирался, Павел изображает себя и Аполлоса простыми садовниками, выполняющими обычную работу.

Ст. 8 И насаждающий, и поливающий стремятся к одной цели, они не состязаются между собой, и каждый из них получит надлежащее вознаграждение.

Ст. 9 Они — соработники Божьи, а коринфяне — поле Божье, Божье строение. Наподобие того, как на великолепных зданиях и сооружениях в Коринфе по обыкновению были написаны имена меценатов, коринфяне несли на себе имя Божье, как Его создания. Не существует такого понятия, как «обращенный мною», и ни один христианин не «принадлежит» какому-то конкретному христианскому учителю или евангелисту.

Ст. 10 По Божьей благодати Павел стал основателем Церкви. Последующие за ним учителя продолжают возводить ее здание и должны совершать это с великим тщанием.

Ст. 11−12 Иисус Христос заложил единый фундамент, на котором зиждется все здание. Строительные материалы могут быть непрочными или прочными (хотя золото, серебро и драгоценные камни должны использоваться лишь для декоративных целей).

Ст. 13 Недобросовестные строители встречались в I в., но только в день Суда обнаружатся и подвергнутся испытанию огнем использованные ими строительные материалы.

Ст. 15 Недобросовестные строители увидят плоды своих рук, которые будут преданы огню, и сами они будут опалены. Вопрос об их спасении не поднимается, ибо они дискредитировали себя своей деятельностью, опорочив предназначенную им Богом роль в церкви.

Ст. 16 К аналогии, которую Павел приводит в ст. 9, он добавляет здесь описание народа Божьего как Храма, в котором пребывает Святой Дух.

Ст. 18 Коринфяне обольщались, обманывались по поводу своей мудрости. Павел призывает всех, кто был признан среди христиан «мудрым» или «принадлежащим к интеллектуальной элите», осознать свое неведение и обрести истинную мудрость.

Ст. 19−20 Причина этого обосновывается цитатами из Иов 5:13 и Пс 93:11, 21

Ст. 21 И еще: Павел снова приковывает их внимание к старой теме — не следует хвалиться человеческой мудростью. Все может принадлежать им, если Христос всесторонне обогатил их (ср.: 1:4−7).

Ст. 22 Христианская община не принадлежит конкретным учителям, но учителя принадлежат общине, христианскому сообществу. Они утверждают, что они — Павловы или Аполлосовы, а Павел говорит, что и он, и Аполлос принадлежат им так же, как им принадлежит и настоящее, и будущее.

Ст. 23 Они не чьи-то, они — Христовы, а Мессия, т. е. Христос, — Божий. Павел никогда не называл ни одну церковь своей, при том что он — признанный основатель Церкви.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: как с плотскими; греч. саркинос — из плоти, подверженный тлению, принадлежащий этому миру. В НЗ греч. слово саркс — «плоть» и производные от него слова используются для подчеркивания слабости и тленности человеческого естества так же, как и его греховности.
1  [2] — Букв.: с младенцами во Христе.
3  [3] — Букв.: плотские.
3  [4] — Букв.: не плотские ли вы.
5  [5] — Или: слуги.
10  [6] — Или: искусный/мудрый строитель; греч. архитэктон — архитектор.
13  [7] — В знач. день окончательного суда, день Второго пришествия Христа (ср. 1:8; 4:5).
14  [8] — Букв.: дело.
15  [9] — Друг. возм. пер.: лишится своей награды.
16  [10] — Павел не имеет в виду, что каждый из его читателей есть храм Божий (он скажет это о каждом христианине в 6:19), здесь же «вы» — местоимение множественного числа, а слово «храм» (духовный храм или святилище) употреблено в единственном числе, как собирательный образ всего народа Божьего.
17  [11] — Или: уничтожит того, кто уничтожает.
19  [12] — Иов 5:13; букв.: он ловит мудрых их изворотливостью/хитростью.
20  [13] — Или: доводы/рассуждения.
20  [14] — Пс 94 (93):11 (LXX).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.