1-е Коринфянам 3 глава

Первое послание Коринфянам
Русского Библейского Центра → Новый Библейский Комментарий

Русского Библейского Центра

1 С вами, братья, нельзя мне было говорить как с духовными, а лишь — как с плотскими, как с младенцами, едва знающими Христа.
2 Вы питались у меня молоком. Взрослая трапеза вам было не под силу, да и теперь еще не под силу.
3 Вы всё еще плотские. С вашей завистливостью, сварливостью, как не быть вам плотскими, не идти путем всего человеческого!
4 Когда один говорит свое: «Я Павлов», а другой свое: «Я Аполлосов», — то не плотские ли вы?
5 Кто Аполлос и кто Павел, если не просто слуги, благодаря которым вы поверили, как было дано Господом каждому?
6 Я сажал, Аполлос поливал, а вырастил Бог.
7 Первую роль играет не тот, кто сажает или поливает, а Бог. Он выращивает.
8 Сажать или поливать — работа одинаковая. За нее каждый получит свою награду.
9 Все вместе мы у Бога работники, а вы — Божья нива, Божье строение.
10 Пользуясь полученным от Бога дарованием, я, как искусный строитель, заложил фундамент. Дальше строит другой. Да только пусть строит осмотрительно!
11 Никто не может снова заложить фундамент. Он уже заложен — это Иисус Христос.
12 Возводится ли кем на этом фундаменте постройка из золота, серебра, дорогого камня, дерева, сена, соломы, —
13 Что у кого получилось, выяснится с приходом Дня. В его огне пройдет проверку на качество вся работа.
14 Чья постройка уцелеет, тот получит награду.
15 А чья сгорит в огне, тот потерпит ущерб. Правда, сам спасется, как погорелец.
16 Разве для вас новость, что вы — Божий храм и что в вас живет Дух Божий?
17 Кто опустошит Божий храм, того опустошит Бог, потому что свят Божий храм, то есть вы сами.
18 Не обманывайтесь. Если кто из вас и думает, что умудрен веком сим, то надо ему сделаться глупым, чтобы быть мудрым.
19 Мудрость мира сего — глупость перед Богом. Как написано: «Опутывает мудрых их же лукавством».
20 И еще: «Господь знает об умствованиях мудрецов, что они никчемны».
21 И лучше, чтобы никто своего человека выше других не ставил, потому что и без того все ваше:
22 Будь то Павел, Аполлос, Кифа, да и все мироздание — жизнь, смерть, настоящее, будущее — все это ваше.
23 Сами же вы — Христовы, а Христос — Божий.

Новый Библейский Комментарий

3:1−23 Насущные проблемы коринфян

Точно так же, как Павел иллюстрировал свои представления о необходимости хвалиться в Господе (1:10−31) на примерах своего пребывания в Коринфе, в том же духе он продолжает говорить в данном разделе и о проблемах коринфян. Он обсуждает первоначально возникшие и текущие проблемы церкви в Коринфе с точки зрения разделения, возникшего между ними (1−9), подрыва основания, заложенного апостолом, на котором зиждется церковь, а также проблемы духовного попечительства в виду грядущего Суда (10−17). Павел завершает этот раздел, корректируя их понимание взаимоотношений учителей с народом Божьим (18−23).

Ст. 1 Как и в 2:1 и 2:3, Павел начинает с фразы «и я», чтобы продолжить рассуждения о своем опыте в Коринфе. Когда Павел впервые прибыл в Коринф, он не мог обращаться с ними, как с духовными, но только как с плотскими и младенцами во Христе.

Ст. 2 Их состояние требовало соответствующей духовной пищи, как и ныне.

Ст. 3 То, что они все еще оставались мирскими по духу, ясно из их поведения: они завидовали друг другу и ссорились из-за учителей. Не по человеческому ли обычаю поступаете? (букв. «ходите», т. е. ориентируетесь на мирские нормы и критерии).

Ст. 4 Когда они полагаются исключительно на своих учителей, Павла или Аполлоса, он снова задает им вопрос: Не плотские ли вы? Плотское мышление в данном случае проистекает из мирских представлений о христианском служении.

Ст. 5 Жители Коринфа были типичными представителями своего времени: критериями оценки человека для них служили его социальное положение, привилегии и богатство, и Павел вопрошает, тем ли должны руководствоваться и христиане? Он описывает себя и Аполлоса просто как служителей, слуг, т. е. в терминах низкого социального положения: служители, чрез которых вы уверовали. Они не сами по себе заслуживают доверия, но лишь в силу дарованного им Господом.

Ст. 6 Для элитных слоев римской колонии, где ручной труд презирался, Павел изображает себя и Аполлоса простыми садовниками, выполняющими обычную работу.

Ст. 8 И насаждающий, и поливающий стремятся к одной цели, они не состязаются между собой, и каждый из них получит надлежащее вознаграждение.

Ст. 9 Они — соработники Божьи, а коринфяне — поле Божье, Божье строение. Наподобие того, как на великолепных зданиях и сооружениях в Коринфе по обыкновению были написаны имена меценатов, коринфяне несли на себе имя Божье, как Его создания. Не существует такого понятия, как «обращенный мною», и ни один христианин не «принадлежит» какому-то конкретному христианскому учителю или евангелисту.

Ст. 10 По Божьей благодати Павел стал основателем Церкви. Последующие за ним учителя продолжают возводить ее здание и должны совершать это с великим тщанием.

Ст. 11−12 Иисус Христос заложил единый фундамент, на котором зиждется все здание. Строительные материалы могут быть непрочными или прочными (хотя золото, серебро и драгоценные камни должны использоваться лишь для декоративных целей).

Ст. 13 Недобросовестные строители встречались в I в., но только в день Суда обнаружатся и подвергнутся испытанию огнем использованные ими строительные материалы.

Ст. 15 Недобросовестные строители увидят плоды своих рук, которые будут преданы огню, и сами они будут опалены. Вопрос об их спасении не поднимается, ибо они дискредитировали себя своей деятельностью, опорочив предназначенную им Богом роль в церкви.

Ст. 16 К аналогии, которую Павел приводит в ст. 9, он добавляет здесь описание народа Божьего как Храма, в котором пребывает Святой Дух.

Ст. 18 Коринфяне обольщались, обманывались по поводу своей мудрости. Павел призывает всех, кто был признан среди христиан «мудрым» или «принадлежащим к интеллектуальной элите», осознать свое неведение и обрести истинную мудрость.

Ст. 19−20 Причина этого обосновывается цитатами из Иов 5:13 и Пс 93:11, 21

Ст. 21 И еще: Павел снова приковывает их внимание к старой теме — не следует хвалиться человеческой мудростью. Все может принадлежать им, если Христос всесторонне обогатил их (ср.: 1:4−7).

Ст. 22 Христианская община не принадлежит конкретным учителям, но учителя принадлежат общине, христианскому сообществу. Они утверждают, что они — Павловы или Аполлосовы, а Павел говорит, что и он, и Аполлос принадлежат им так же, как им принадлежит и настоящее, и будущее.

Ст. 23 Они не чьи-то, они — Христовы, а Мессия, т. е. Христос, — Божий. Павел никогда не называл ни одну церковь своей, при том что он — признанный основатель Церкви.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.