1 хр. в Коринфе 3 глава

Первое послание апостола Павла христианам в Коринфе
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 С вами, братья, я не мог говорить как с духовными, но только как с людьми плоти,1 как с младенцами в христианской вере.2
2 То, чем я вскормил вас, было «молоко», а не «твердая пища», принимать которую вы были не готовы; вы, впрочем, и теперь не готовы,
3 потому что по-прежнему вы люди недуховные.3 Ибо если среди вас всё еще сильны зависть и ссоры, то не остаетесь ли вы до сих пор недуховными4 и не поступаете ли, как люди мира сего?
4 Если один говорит: «Я с Павлом», а другой: «Я с Аполлосом», — то не такие ли вы, как все прочие люди?
5 Ибо кто такой Аполлос и кто такой Павел? Только служители,5 через которых вы уверовали. Мы выполнили свое дело, как Господь определил каждому из нас.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но вырастил Бог.
7 А потому не имеют значения ни насаждающий, ни поливающий, но только Бог, Который взращивает.
8 И насаждающий, и поливающий делают одно дело, награду же каждый из них получит по своему труду.
9 Ибо мы — всего лишь соработники Божии, а вы — Божия нива, Божие строение.
10 По данной мне благодати Божьей я, как всякий опытный строитель,6 заложил основание, строят же на нем другие. Пусть каждый и следит за тем, как он строит.
11 Никто не может положить другого основания, кроме того, которое уже есть, — кроме Самого Иисуса Христа.
12 А строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней или же из дерева, сена, соломы —
13 покажет День,7 когда дело каждого откроется в огне и огнем будет испытано, каково оно есть.
14 И если устоит строение,8 воздвигнутое на этом основании, строивший получит награду;
15 если же будет сожжено — строитель потеряет9 то, над чем он трудился; сам же хотя и спасется, но не иначе, как тот, кто выхвачен прямо из пламени.
16 Разве не знаете, что вы — храм Божий10 и Дух Божий живет в вас?
17 Бог разорит того, кто разоряет11 Его храм, ибо храм Божий свят, и этот храм — вы.
18 Не предавайтесь самообольщению. Если кто из вас считает себя мудрым ( мудрым по понятиям века сего), пусть решится стать «глупым», чтобы оказаться действительно мудрым.
19 Мудрость же мира сего пред Богом не более, чем заносчивая глупость. В Писании так и сказано:

«Он позволяет мудрецам запутываться
в сетях их собственной хитрости»,12

20 и еще:

«Господь знает мысли13 мудрых,
знает, что они бесплодны».14

21 Никто потому пусть не хвалится людьми, ибо всё ваше:
22 будь то Павел, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее — всё ваше;
23 вы же — Христовы, а Христос — Божий.

Новой Женевской Библии

3:1 с духовными. См. ком. к 2:6.

как с плотскими. «Плоть», «плотское» — слова, которыми чаще всего Павел характеризует настоящий лукавый век. Поскольку коринфяне получили Духа, они духовны в самом глубоком смысле слова, но их поведение настолько несообразно этому званию, что Павлу пришлось обращаться с ними, как с людьми недуховными.

3:3 зависть, споры и разногласия. См. ком. к 1:10.

3:5 Аполлос. См. ком. к 1:12.

3:6 Я насадил. Цель Павла — «благовествовать не там, где уже было известно имя Христово» (Рим 15:20).

3:9 соработники у Бога. Павел имеет в виду либо, что христианские труженики — сотрудники Божии, либо, что христиане, сотрудничающие друг с другом, принадлежат Богу. Мысль Павла уясняется из контекста: только Богу принадлежит успех христианской проповеди.

3:10 основание. Призванный благовествовать там, где о Евангелии еще не слышали, Павел проповедовал Христа распятого (2:2), что и является основанием благовестия о спасении.

мудрый строитель. Явный намек на предшествующее обсуждение истинной мудрости (1:17; 2:9−10 и ком.).

3:16 храм Божий. Как Бог проявлял Свое присутствие в храме, наполняя его облаком Своей славы (3Цар 8:10−11), так Он обитает в Своем народе, исполняя его Духом Святым. Павел говорит здесь о народе Божием как о едином целом; в 6:19 в центр внимания поставлен отдельный христианин.

3:17 того покарает Бог. Павел допускает, что некоторые «строители» в Коринфе не только употребляли «негодные материалы», но даже разрушали дело Божие. Им не будет пощады на суде.

3:18−20 Здесь апостол еще откровеннее говорит о различии между мудростью человеческой и божественной.

3:21 не хвались. См. ком. к 1:29.

все ваше. Этот великий принцип делает явными мелочность и абсурдность ссор в Коринфе (1:12). Если мы принадлежим Христу, то в Нем все принадлежит нам (Рим 8:17, 38−39; Евр 1:2). Насколько мало коринфяне ценили свои привилегии как христиан, видно из слов Павла в 6:2.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: как с плотскими; греч. саркинос — из плоти, подверженный тлению, принадлежащий этому миру. В НЗ греч. слово саркс — «плоть» и производные от него слова используются для подчеркивания слабости и тленности человеческого естества так же, как и его греховности.
1  [2] — Букв.: с младенцами во Христе.
3  [3] — Букв.: плотские.
3  [4] — Букв.: не плотские ли вы.
5  [5] — Или: слуги.
10  [6] — Или: искусный/мудрый строитель; греч. архитэктон — архитектор.
13  [7] — В знач. день окончательного суда, день Второго пришествия Христа (ср. 1:8; 4:5).
14  [8] — Букв.: дело.
15  [9] — Друг. возм. пер.: лишится своей награды.
16  [10] — Павел не имеет в виду, что каждый из его читателей есть храм Божий (он скажет это о каждом христианине в 6:19), здесь же «вы» — местоимение множественного числа, а слово «храм» (духовный храм или святилище) употреблено в единственном числе, как собирательный образ всего народа Божьего.
17  [11] — Или: уничтожит того, кто уничтожает.
19  [12] — Иов 5:13; букв.: он ловит мудрых их изворотливостью/хитростью.
20  [13] — Или: доводы/рассуждения.
20  [14] — Пс 94 (93):11 (LXX).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.