1 хр. в Коринфе 7 глава

Первое послание апостола Павла христианам в Коринфе
Под редакцией Кулаковых → Новый Библейский Комментарий

Под редакцией Кулаковых

1 Теперь про то, о чем вы писали мне. Вы говорите: «Хорошо для мужчины вообще не знать женщины».
2 И всё же, чтобы не впасть в блуд, пусть у каждого будет своя жена, и у каждой женщины — свой муж.
3 Муж должен исполнять свои супружеские обязанности по отношению к жене, так же и жена — по отношению к мужу.
4 Жена не властна над своим телом — оно принадлежит мужу, также и муж не властен над своим телом — оно принадлежит жене.
5 Не уклоняйтесь друг от друга, разве только по взаимному согласию на время, чтобы полностью посвятить себя молитве, а потом опять будьте вместе, иначе вы можете не совладать с собой, и сатана искусит вас.
6 Не повелеваю я, но говорю так по снисхождению к вам. 1
7 Хотелось бы мне, чтобы все люди были, как я, но у каждого свой особый дар от Бога: у одного такой дар, у другого — иной.
8 Не состоящим в браке и вдовам я говорю, что лучше им и впредь оставаться одинокими, как и я.
9 Но если они не могут воздерживаться, пусть женятся, ибо лучше жениться, чем сгорать от вожделения.
10 А тем, кто в браке, не я повелеваю, но Господь: жена не должна оставлять мужа своего
11 (если же случится такое, пусть остается одинокой или примирится с мужем), и муж не должен разводиться с женою.
12 Остальным не Господь уже, а я говорю: если у кого из братьев жена неверующая, но согласна жить с ним, он не должен разводиться с ней.
13 И если у женщины муж неверующий, а он согласен жить с ней, пусть и она с ним не разводится.
14 Ибо неверующий муж освящен2 через свою жену, как и неверующая жена освящена через своего верующего мужа. Иначе ваши дети были бы «нечисты»,3 а теперь и они святы.
15 Если же неверующий хочет разойтись, пусть так и сделает; брат или сестра в таких случаях не связаны. К миру призвал нас4 Бог.
16 Откуда ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, откуда знаешь, не спасешь ли жену?5
17 Только пусть каждый живет, как определил ему Господь, и в том положении, в каком призвал его Бог. И это я ставлю за правило во всех церквах.
18 Призван ли кто обрезанным, пусть остаётся с обрезанием;6 призван ли кто необрезанным, пусть не подвергается обрезанию.
19 Обрезание ничто, и необрезание ничто, но всё — в соблюдении заповедей Божьих.
20 Пусть каждый остается в том положении,7 в каком был призван.
21 Был ты рабом, когда призвал тебя Бог? Пусть это тебя не тревожит. Если же представится возможность стать свободным, воспользуйся этим наилучшим образом,8
22 памятуя, что раб, призванный к новой жизни в единении с Господом, — воистину вольноотпущенник Господа, а всякий свободный человек, коли он призван, есть раб Христов.
23 За высокую цену вы куплены — так не будьте рабами людей!
24 Пусть каждый из вас, братья, остается с Богом в том положении, в каком был призван.
25 О девственности же скажу,9 что у меня нет на этот счет какого-то определенного наставления Господня. Но я поделюсь своим мнением как тот, кто по милости Господа удостоился доверия.10
26 Вот что, я полагаю, хорошо для человека в наше суровое время:11 хорошо ему оставаться, как он есть.
27 Связан ты узами брака с женой? Не ищи развода. Остался без жены?12 Не ищи себе жены.
28 Впрочем, если и женишься — не согрешишь, и если незамужняя женщина13 выйдет замуж — не согрешит, но вступающих в брак ждет много мук в этой жизни,14 а я бы хотел уберечь вас от этого.
29 И потому говорю вам, братья: время, отпущенное нам, коротко; пусть же те, у кого есть жены, впредь живут, так сказать, как те, у кого их нет,
30 и плачущие — как не плачущие, и радующиеся — как не радующиеся, и покупающие — как не владеющие купленным,
31 и занимающиеся делами этого мира — как люди, не закабаленные ими, ибо мир сей, какой есть, идет к своему концу.15
32 Я хочу, чтобы вы были свободны от суетных тревог. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу,
33 а женатый печется о мирском, о том, как угодить своей жене, —
34 и дух его раздвоен. Так и незамужняя женщина или девушка заботится о Господнем, чтобы быть и телом и духом Ему посвященной,16 а замужняя занята мирским, тем, как угодить мужу.
35 Говорю это не из желания надеть на вас узду,17 но чтобы всё у вас было как должно, и вы могли безраздельно посвятить себя Господу — ради вашего блага говорю.
36 Если кто-то думает, что он поступает плохо по отношению к своей невесте,18 оставляя ее в девах во вполне уже зрелом возрасте,19 и чувствует, что ему нужно жениться,20 пусть так и делает, как хочет, — не согрешит; такие пусть вступают в брак.
37 Если же кто, будучи тверд сердцем, по собственной своей воле, ничем к тому не понуждаемый, твердо решил в уме своем блюсти свою невесту в девстве, хорошо он делает.
38 Так что, кто женится на своей невесте,21 поступает хорошо, но тот, кто не женится,22 поступает лучше.
39 Жена связана со своим мужем, пока он жив. Если же он умрет, она вправе23 снова выйти замуж за кого хочет, но только это должен быть христианский союз.24
40 Однако она блаженнее25 будет, если останется незамужней; такое мое мнение, а я думаю, что и во мне есть Дух Божий.

Новый Библейский Комментарий

7:1−40 Проблемы брака

Это самые пространные (в сравнении с остальными посланиями апостола) рассуждения Павла о сексуальных отношениях и связанных с ними проблемах. В них содержится жизненно важная информация, которая ранее нигде не рассматривалась. Непонимание обстоятельств, способствующих возникновению проблем (эта тема затронута в 7:1 и 7:25), означает, что такие важные вопросы, как безбрачие и девство, игнорировались.

Ключ к пониманию этих обстоятельств содержится в самом послании, потому что Павел ссылается на актуальность проблемы (по настоящей нужде, 7:26), которая заставила христиан переосмыслить некоторые моменты, связанные с браком (7:25). Существуют археологические и литературные свидетельства того, что в Коринфе в этот период существовал дефицит продовольствия. Несомненно, в условиях такой социальной нестабильности и неуверенности в будущем возникала паника среди населения, когда раскупалось все, а также разного рода мятежи. К этому времени относятся одиннадцать надписей, принадлежащих одному человеку, который три раза получал поручение доставить зерно в Коринф. Такая служба снабжения существовала только во время голода, т. е. есть веские основания связывать этот кризис с угрозой голода. Тацит также пишет о землетрясениях и голоде. Многие верили, что это были Божественные предзнаменования.

Мы знаем, что христиане верили: голод и землетрясения предвещают грядущий Суд, и благословлялись женщины, не носившие в своем чреве дитя (см.: Мф 24:7, 19; Мк 13:17). Здесь Павел не только отвечает на актуальные для них вопросы, но и рассматривает вопросы христианского брака.

7:1−6 О браке

Ст. 1 Здесь возможны два варианта перевода: «...хорошо мужчине не вступать в брак» (как в NIV) или «...хорошо мужчине не иметь сексуальных отношений с женщиной» (как в NIV mg.). Трудность перевода в том, что в греч. языке одно и то же слово обозначает и женщину, и жену. Поскольку для греч. характерно отсутствие притяжательного местоимения, когда речь идет о чьем-либо супруге, то данное предложение можно букв. представить следующим образом: «...хорошо мужчине не касаться [своей] жены». Предпочтение отдается второму варианту из-за присутствия глагола «касаться», который в греч. и лат. является эвфемизмом (как и в современных языках) для обозначения полового акта.

Ст. 2 Сексуальное воздержание требует, чтобы каждый имел [повелительное: имей] свою жену, и каждая... своего мужа. Глагол «иметь» также является синонимом сексуальных отношений.

Ст. 3 Муж должен вступать в сексуальные отношения с женой, та же обязанность лежит и на жене.

Ст. 4 Тело жены — это не ее собственность, так же, как тело мужа. Вступивший в брак не должен допускать внебрачных сексуальных связей с другой женщиной. В древней литературе нет ни одной ссылки на учение о том, что в браке муж отдает свое тело исключительно своей жене. Фактически в секулярном мире существовал обычай в день свадьбы объявлять невесте, что когда ее муж вступит в сексуальную связь с проституткой или другой женщиной легкого поведения, это вовсе не будет означать, что он не любит ее, но просто дает выход своим страстям.

Ст. 5 Не вступать в сексуальные отношения в браке — значит попирать права супруга (супруги). Павел порицает такое воздержание, исключая случаи, когда это происходит по обоюдному согласию или в связи с постом и молитвой, возможно, в условиях сложившейся кризисной обстановки. Он предупреждает, что сатана, являясь изощренным искусителем, будет побуждать супругов воздерживаться от сексуальных отношений, толкая их на совершение прелюбодеяния, поэтому они должны снова быть вместе (еще одно выражение для обозначения сексуальных отношений).

Павел показывает, что в Библии подчеркивается важность сексуальных отношений, которые составляют неотъемлемую часть супружества и даны не только для деторождения. Но в случае блуда они становятся подстыдными (ср.: Евр 13:4). Можно ли сказать, что некоторые христианские супружеские пары, видя такие знамения времени, как голод и землетрясения, решили отказаться от сексуальных отношений? Это могло быть и своеобразной формой контрацепции. У Мк 13:17 говорится о тяжком положении беременных в период бедствий.

7:6, 7 Дар безбрачия и брака

Фраза это сказано мною не как позволение, но как повеление относится к ст. 6, 7, а не к ст. 1, 5. В ст. 2, 3 и 5 Павел прибегает к повелительному наклонению (как к императиву, долженствованию, что и передается в NIV).

Ст. 7 Но — выступает в греч. языке как эмфатическая форма; Павел признает, что каждый человек наделен определенным даром (charisma) Божьим, т. е. одному дано оставаться холостым, другому — вступить в брак. Безбрачие в ряде обществ становится предметом жестоких насмешек. Временами в Церкви безбрачию уделялось либо слишком много, либо слишком мало внимания, и каждый раз это вступало в противоречие со Словом Божьим. Подобно персональным дарам, это дело личное, от Бога.

7:8, 9 Не состоящим в браке или овдовевшим

Безбранным же и вдовам говорю... Далее Павел рекомендует им оставаться в таком положении. Однако апостол допускает ситуации, когда лучше вступить в брак, чем страдать от неудовлетворенных и неконтролируемых желаний плоти. Такой человек должен признать: для него Божий дар — брак.

7:10, 11 Состоящим в браке

Здесь Павел четко разграничивает сказанное Господом Иисусом (10, 12) и собственные слова. Это необходимо подчеркнуть, хотя Павел и дает при этом ясные наставления: жена-христианка не должна разводиться с мужем. Павел признает, что бывают случаи, когда это необходимо. Однако в таких обстоятельствах у нее есть две возможности: развестись (букв. разделиться) или примириться с мужем. Муж подвергается той же критике, которую Павел обращает к стремящимся преодолеть барьер, запрещающий разводиться. Предполагается, что исключение составляет нарушение супружеской верности, если человек не раскаивается в этом грехе (Мф 19:9). Оба супруга-христианина не могут гарантировать счастливой совместной жизни, но она наступит, если они будут жить во взаимной любви и уважении. Все необдуманные поступки, в которых они не раскаялись, будут иметь далеко идущие последствия.

7:12−16 Смешанные браки (брак с неверующим)

Павел имеет в виду браки, заключенные до обращения в христианство. Утверждение, что христианская вдова может выйти замуж только за христианина, позволяет полагать, что христиане не могли свободно вступить в брак с теми, кто не разделял христианской веры (7:39). Далее, у апостолов были жены, которых они называли «сестрами», т. е. верующими (9:5).

Ст. 12 Муж, имеющий неверующую жену, не должен с ней разводиться. Возможно, на таких христиан оказывалось давление, вследствие неверного истолкования некоторых ветхозаветных установлений, которые требовали, чтобы евреи, заключившие брак с неевреями, зная ясные запреты Ветхого Завета на этот счет, отпустили своих жен. Если жена христианина желала остаться с ним, он не должен был разводиться. Святость брака установлена Богом для всего человечества (Быт 2:21−24), а не только для христиан. Все сказанное относится и к жене-христианке (13).

Ст. 14 В смешанном браке нет ничего порочного. Напротив, освящающее влияние верующего супруга ведет к получению христианских благословений. Если бы эти отношения считались нечистыми, то и дети от таких браков не были бы освящены, но факт в том, что они — святы. Это один из примеров в Библии, где говорится о положении детей в семье, где один или оба родителя — верующие. Христиане, которые пришли из общества, где первостепенное значение придается корпоративному праву (особенно в семье), могут рассматривать это как декларацию христианского статуса своих детей. Другие же, с западным складом мышления, смотрят на это иначе, иногда с точки зрения конфессиональных различий, и могут рассуждать о неких неупомянутых верованиях, которые существовали в ту эпоху.

Ст. 15 Если неверующий муж хочет оставить жену, она должна отпустить его. В древности люди были озабочены тем, как их будут судить боги, если кто-то разорвет с ними отношения на почве приверженности к новой религии. В 1 в. женщины в греко-римском мире особенно легко могли разводиться с мужьями. Они просто просили вернуть обратно свое приданое. Если женщина хотела развестись с мужем по причине его христианской веры, никаких препятствий на ее пути не ставилось, и она могла получить развод. Бог призывал Свой народ жить в мире и согласии. Конечно, сложности с выкупом приданого, возможно, имели своей целью сохранить брак, но в результате это приводило лишь к судебным разбирательствам. Христиане в таких случаях не связаны, т. е. не связаны узами брака, а потому могут вступать в новый брак, но «только в Господе» (ср.: ст. 39). Развод разрешается, когда один партнер покидает другого по причине обращения последнего в христианскую веру.

Ст. 16 Хотя и есть надежда, что неверующий партнер когда-либо уверует и брак сохранится, все же нет абсолютной гарантии, что это произойдет именно так.

7:17−24 Бог дарует каждому свое

Павел поднимает вопрос о призвании Божьем (15) и кратко излагает суть учения, которое он представил во всех церквах.

Ст. 17 Каждый поступай так, как Бог ему определил. Каждый призван Богом принадлежать к определенному «классу». Этот термин взят на вооружение в миру. Люди в I в. были разделены по расовому признаку и социальному положению с соответствующими привилегиями в каждой группе. Павел говорит, что каждому надлежит занимать предназначенное ему место в жизни.

Ст. 18 Молодые евреи пытались скрыть свою принадлежность к еврейской нации путем хирургической операции, которая позволяла уничтожить следы обрезания. Они предпринимали это, чтобы в качестве граждан продолжить образование в гимназии. Но христианам из иудеев было запрещено отказываться от своей принадлежности к еврейской нации, к чему они прибегали, чтобы занять более высокое положение в обществе. Это был период враждебного отношения к евреям (термин «антисемитизм» появился лишь в XIX в.), о чем говорится в Деян 18:1, 2. Христиан из язычников не следовало подвергать обряду обрезания; причины возникновения желания совершать такой обряд рассматриваются в Послании к Галатам.

Ст. 19 Для Бога ни совершение этого обряда, ни отказ от него не представляются важными. Главное заключается в соблюдении заповедей Божьих.

Ст. 20 Павел повторяет свой тезис о том, что каждый должен оставаться верным определенным ему Богом расовой принадлежности и социальному положению.

Ст. 21 Хозяева должны были освобождать своих рабов через 7 лет; это не относилось к рабам, которые носили статус государственных в Римской империи. Раб-христианин не должен был тяготиться своим положением. Здесь Павел не призывает человека оставаться рабом, если у него есть возможность обрести статус свободного человека (букв. «если он имеет возможность или право на это»). Он может стать свободным. Освобождение рабов приветствуется, хотя и обусловлено обязательствами по отношению к хозяину, который теперь уже становится их патроном.

Ст. 22 Павел развивает далее эту тему, объясняя, что раб, призванный Господом к спасению, становится свободным, а призванный к свободе превращается в раба Божьего. Как ни парадоксально, свободный гражданин, будучи обращенным в христианство, становится рабом Христовым.

Ст. 23 Павел говорит о выкупе, который платили за освобождение раба, намекая на дорогую цену, которую заплатил Христос за их свободу. Он повелевает свободным не становиться рабами других людей. Хотя это может показаться необычным, в I в. рожденные свободными греческие граждане продавали себя в рабство богатым римлянам, часто занимая при этом доходный пост домоуправителя. Они могли вкладывать свой капитал в какое-то дело и вести собственный бизнес, накапливая богатство на законном основании. Они могли выкупить себя из добровольного рабства и получить статус свободного римского гражданина, обеспечивая тем самым своим детям статус свободных римских граждан. Не только богатство почиталось в Римской империи, особенно в такой римской колонии, как Коринф, но и принадлежность к определенному классу (т. е. «призвание»), получение определенного социального статуса.

Ст. 24 Снова Павел повторяет, что каждый должен оставаться верным призванию, определенному ему Богом. В то время как молодые могут стремиться к продвижению по социальной лестнице, к обретению богатства, находящиеся в церкви должны радоваться той жизни, которую определило им провидение Божье. Алчность не должна направлять жизненные устремления христианина, не должна присутствовать в его жизни.

7:25−38 Вступать в брак или воздержаться

В I в. обрученные считались фактически состоящими в браке, и только развод, или «оглашение», мог разорвать их союз (ср.: Мф 1:1−9). Вопрос, поднятый рядом молодых людей, которые были обручены, заключался в том, вступать ли им в брак, или нет при создавшемся бедственном положении.

Ст. 25 Павел говорит, что не получил на этот счет повелений Господа Иисуса (ср.: ст. 10), по крайней мере, во время Его земного служения, как не было ничего сказано и по поводу необычных местных условий. Отвечая на этот вопрос как получивший от Господа милость, он произносит важные пастырские и духовные наставления, которые базируются на обширных богословских предпосылках о природе и законах брака.

Ст. 26 Он полагает, что, вследствие бедственного положения в Коринфе (см.: введение к гл. 7), обрученным лучше оставаться в таком положении и не вступать в брак, однако и решение об окончательном оформлении брачных отношений не будет грехом.

7:29−35 Богословские предпосылки

Он поясняет, что «время коротко». Это высказывание часто воспринималось, как указание на приближение конца времен. Секулярное мировоззрение о нерушимости мира и неизменности хода истории широко бытовало в I в. Для христиан концепция времени (kairos) подвергалась коренному изменению. Жизнь обретала новую перспективу, а потому брак, бедствия и стремление к богатству не должны были поглощать все их внимание. Эти ценности не занимали уже первого места в шкале христианского времени, потому что мир в его современном состоянии не выдерживал испытания временем, это был преходящий мир. С этих богословских позиций Павел и рассматривает заданный ему вопрос, полагая, что освобождение от лишних обязательств облегчит жизнь. Забота того, кто не связал себя узами брака, состоит в том, чтобы отдать все силы на служение Господу, а не угождать собственным прихотям.

Ст. 33 Женатый старается угодить своей жене, поскольку христианский брак предполагает отсутствие эгоизма, сосредоточенности на себе.

Ст. 34 Очевидно, что его время распределяется между угождением жене и Господу, поскольку женитьба налагает на него дополнительные обязательства. Незамужняя женщина тоже призвана отдавать больше времени Господу, стремясь стать святою и телом и духом (ср.: 6:19, 20). Замужняя женщина имеет аналогичные обязательства по отношению к мужу, угождая ему, а не себе.

Ст. 35 Совет Павла проникнут заботой об их благополучии, что подразумевает их безраздельное посвящение Господу, а не потворство собственным желаниям.

7:36−38 Факторы, влияющие на решение

Ст. 36 Решение о выдаче замуж девицы определяется следующими факторами: 1) если кто почитает неприличным для своей девицы... — возможно, речь идет о данном ей в семье обещании выдать ее замуж; 2) если взаимоотношения юноши и девушки достигли кульминационного пункта (как и ныне, молодые пары становятся все более привлекательными и желанными друг для друга по мере приближения свадьбы). Перевод NIV (если она в зрелых годах) вряд ли верен, поскольку по римскому закону девушка могла выйти замуж по достижении пятнадцати лет. Выражение в зрелом возрасте подразумевает сексуальное стремление, ср. также со следующим стихом, где говорится о юноше, который властен в своей воле, т. е. способен контролировать свои сексуальные желания; 3) если юноша чувствует потребность вступить в брак, то должен жениться. В этом нет ничего предосудительного.

Ст. 37 Решение не вступать в брак тоже может быть продиктовано несколькими обстоятельствами: 1) юноша утвердился в своем решении; 2) его не принуждают в семье или родственники; 3) он осуществляет контроль над своими чувствами (т. е. сексуальным влечением); 4) принимая решение не жениться, он делает правильный шаг.

Ст. 38 Даже несмотря на тяжелые условия в Коринфе в то время, человек, вступающий в брак, также поступает верно. Павел не против брака (ср.: ст. 7б). Тот же, кто воздерживается от вступления в брак, поступает лучше, учитывая создавшиеся обстоятельства. Принятие решения возлагается на самих молодых людей, которые обручены и которые вправе рассудить сами, как им поступить в сложившейся ситуации. Павел приводит свои доводы на их усмотрение.

7:39, 40 Вдовам

Павел снова подчеркивает обязательства, которые налагает на супругов христианский брак. Жена связана по закону со своим мужем, за исключением особых обстоятельств, которые указываются в ст. 13 и 15. Она может вступить в повторный брак, если ее муж умрет, но будущий супруг должен быть христианином. По римскому закону вдова могла снова выйти замуж по истечении полутора лет со дня смерти супруга, если ей было не более 60 лет. По мнению Павла, в создавшейся тяжелой ситуации для нее лучше остаться одной. О ней и о ее имуществе должен позаботиться отец или старший сын. Павел убежден, что Дух Божий руководил им, когда он писал эти строки.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
6  [1] — Сказанное здесь, вероятно, имеет отношение к первой части ст. 5 и может быть передано еще таким образом: я говорю это как получивший от Бога позволение, а не повеление так говорить.
14  [2] — См. в Словаре Святой.
14  [3] — В знач. рождены в незаконном браке.
15  [4] — В некот. рукописях: вас.
16  [5] — Друг. возм. пер.: как ты можешь знать, жена, что спасешь мужа? Или как ты можешь знать, муж, что спасешь жену?
18  [6] — См. в Словаре Обрезание.
20  [7] — Букв.: призвании.
21  [8] — Друг. возм. пер.: лучше используй свое нынешнее положение. Проблема с переводом этого и некоторых других мест в посланиях апостола Павла возникает из-за того, что он оставлял нечто недосказанным, полагаясь на понимание читателя.
25  [9] — Букв.: относительно же дев.
25  [10] — Или: оказавшийся верным.
26  [11] — Или: во времена надвигающихся бедствий.
27  [12] — Или: свободен от жены?
28  [13] — Или: девушка.
28  [14] — Букв.: но такие будут иметь скорбь/мучение по плоти.
31  [15] — Букв.: ибо проходит образ мира сего.
34  [16] — Или: святой.
35  [17] — Букв.: петлю.
36  [18] — Или: девушке.
36  [19] — Или: когда он уже в более чем зрелом возрасте. Стихи 36−38 могут быть поняты двояко. По одному пониманию, здесь говорится о дочери, которую отец может выдать или не выдать замуж, по другому — о женихе, оказавшемся перед выбором: жениться ли ему на его невесте, или, ввиду наступающих бедствий, ему и ей отказаться от мысли о браке и посвятить себя полностью служению Господу.
36  [20] — Букв.: и так должно быть.
38  [21] — Друг. возм. пер.: кто выдает замуж свою деву/невесту; см. примеч. «б» к 7:36.
38  [22] — Или: не выдает замуж.
39  [23] — Букв.: свободна.
39  [24] — Букв.: хочет, только в Господе.
40  [25] — См. в Словаре Блаженный.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.