Даниил 7 глава

Книга пророка Даниила
Под редакцией Кулаковых → Комментарии Скоуфилда

Под редакцией Кулаковых

1 Шел первый год царствования Валтасара, царя вавилонского. Как-то ночью, когда Даниил спал на ложе своем, увидел он пророческий сон, и ему явились видения. Он записал этот сон, отметив главное:1
2 «Видел я, Даниил, в ночном видении, как четыре небесных ветра взволновали великое море.
3 И вышли из моря четыре огромных зверя, непохожих друг на друга.
4 Первый, которого я увидел, был подобен льву, но с орлиными крыльями. На моих глазах у него вырвали крылья, подняли его, поставили на ноги, словно человека, и вместо звериного был ему дан разум человечий.
5 Потом появился второй зверь, подобный медведю; одна сторона тела его была приподнята над другой; в пасти, в зубах своих, он держал три ребра. Велено ему было: „Иди и ешь много мяса!“
6 После этого я увидел еще одного зверя: на вид он был как леопард, но с четырьмя птичьими крыльями на спине и четырьмя головами, и был он облечен властью.
7 А затем увидел я в ночном видении четвертого зверя — грозного, наводящего ужас и силы необычайной. У него были огромные железные зубы. Свои жертвы он терзал и пожирал, а остатки попирал ногами. Он отличался от всех предыдущих зверей, и было у него десять рогов.
8 Пока я глядел на эти рога, среди них вырос еще один рог, маленький, и, чтобы дать ему место, три прежних рога оказались с корнем вырванными.2 У этого рога были глаза, как у человека, и уста, говорившие надменно.
9 И я увидел, что поставлены были престолы

и воссел на престол Древний днями.
Одежды Его белоснежны,
а волосы — белые как лен.3
Престол Его — огненное сиянье,
колеса под ним — пылающее пламя.

10

Огненный поток, струясь, разливался,
исходя от Него.
Тысячи тысяч служили Ему,
тьмы и тьмы стояли пред Ним свидетелями.
Суд начался, и раскрылись книги.

11 Внимание мое привлек шум, поднятый надменными речами рога, — я смотрел на него, пока не увидел, что зверь был убит и труп его уничтожен — предан огню.
12 А прочие звери хотя и были лишены власти, но всё же до срока4 оставались в живых.
13 И еще в том ночном видении я увидел:

с облаками небесными
шел Некто, похожий на человека.5
К Древнему днями приблизился Он
и был к Нему подведен.

14

Власть, слава и царство — всё было дано Ему,
чтобы пред Ним преклонились
все народы, племена и языки.
Власть Его будет вечной, непреходящей,
и царство Его нерушимо.

15 А я, Даниил, пребывал в глубоком смятении: меня ужаснули видения, прошедшие перед моими глазами.
16 Подойдя к одному из стоявших там, я спросил у него о точном значении всего, что увидел. Он ответил мне и дал видению такое толкование:
17 „Эти четыре огромных зверя — четыре царства,6 что будут на земле.
18 Но царство перейдет к святым Всевышнего, и владеть тем царством они будут вечно, во веки веков“.
19 Затем я захотел узнать, что именно означал четвертый зверь, отличавшийся от всех прочих, — зверь, наводивший ужас, с железными зубами и медными когтями; тот, который терзал и пожирал свои жертвы, попирал ногами остатки.
20 Я также хотел узнать о десяти рогах на его голове и о роге, который поднялся, когда три других пали, — о том самом роге, что на вид был больше прочих, у которого были глаза и чьи уста говорили надменно.
21 Ведь я видел, как этот рог вел войну со святыми и одолевал их,
22 пока не пришел Древний днями и суд не вынес решения в пользу святых Всевышнего.7 И тогда настало время святым вступить во владение царством.
23 И сказал мне стоявший там:

„Четвертый зверь —
это четвертое на земле царство,
непохожее на все прочие;
будет оно попирать и разрушать всё
и поглотит всю землю.

24

Десять рогов — это десять царей:
возвысившись, создадут они
из этого царства свои,
и еще один явится после них,
отличающийся от прочих, —
низвергнет он трех царей.

25

Слова его будут враждебны Всевышнему,8
он и святых Всевышнего притеснять будет
и захочет изменить священные дни9 и Закон.10
Святые будут отданы ему во власть,
и это — на одно время, два времени
и половину времени.11

26

Но свершится суд —
и он будет лишен власти,
чтобы не было власти у него впредь,
чтобы покончить с ней навсегда.

27

А верховная власть и главенство,
величие всех царств под небесами
будут отданы народу святых Всевышнего,
царство Которого — царство вечное,
Которому и служить, и повиноваться
в том царстве будут все“.12

28 На этом заканчивается мой рассказ. Меня, Даниила, сильно встревожили мысли мои, я побледнел и сник, но пережитым ни с кем не делился».13

Комментарии Скоуфилда

2 «Море» в Писании символизирует население, толпу, неорганизованную массу людей. (Мф 13:47; Откр 13:1).

8 Предсказание конца мировой власти язычников. У прежней Римской империи (железного царства в Дан 2:33−35, 40−44; 7:7 будет десять рогов (то есть царей, Откр 17:12), соответствующих десяти пальцам ног истукана. В то время как Даниил размышлял над видением о десяти царях, из их среды вышел, небольшой рог» (царь), который с корнем вырвал трех из десяти так, что их царства стало невозможно различить. Осталось семеро царей и «небольшой рог». Это был «страшный царь», «наглый... коварный» царь символ Антиоха Епифана в Дан 8:23−25; «вождь, который придет» в Дан 9:26−27; «царь» в Дан 11:36−45; «мерзость» в Дан 12:11 и Мф 24:15; «человек греха» во 2Фес 2:4−8 и «Зверь» в Откр 13:4−10. См. «Зверь» (Дан 7:8; Откр 19:20).

13 Эта сцена идентична той, которая описывается в Откр 5:6−10. Там принесение хвалы «царями и священниками» (ср. со ст. 18) оканчивается словами «и мы будем царствовать на земле». Отк. 6 открывает ту «ярость», о которой говорится в Пс 2:5 перед помазанием Царя на Сионе (Пс 2:6; Откр 20:4). Видение Даниила (7:9−14) меняет порядок событий и их исполнение. Ст. 13 описывает сцену на небе (ср. с Откр 5:6−10), которая в исполнении предшествует событиям в Дан 7:9−12. Исторический же порядок того, что предсказывает Даниил будет следующим:
1) Облачение Сына Человеческого в Царство (Дан 7:13−14; Откр 5:6−10).
2) «Ярость» Пс 2:5, полностью описанная в Мф 24:21−22; Отк. 6−18.
3) Второе пришествие Сына Человеческого во славе для сокрушительного удара из Дан 2:45 (Дан 7:9−11; Откр 19:11−21).
4) Суд над народами и утверждение Царства (Дан 7:10, 26−27; Мф 25:31−46; Откр 20:1−6).

14 Дан 7:13−14 соответствует тому, что мы читаем в Откр 5:1−7, пророк предвосхищает исполнение Дан 2:34−35. Дан 7:13−14 и Откр 5:1−7 описывают облачение Сына Человеческого и Сына Давидова в царственную власть, между тем как Дан 2:34−35 описывает сокрушительный удар (Армагеддон, Откр 16:14), который уничтожит языческий мир с его державами, расчищая тем самым путь для фактического учреждения Царства Небесного. Дан 2:34−35 и Откр 19:19−21 говорят об одном и том же событии.

17 Сон Навуходоносора о царствах (Дан 2) содержит те же исторические элементы, что и видение о зверях, с той только разницей, что Навуходоносор видел импозантные внешние формы власти и великолепие «времени язычников» (Лк 21:24; Откр 16:19). Даниил же понимал подлинный характер языческого мира — алчный, воинственный, основанный и поддерживаемый грубой силой. И не удивительно, что на гербах языческих держав мы всегда видим либо зверей, либо хищных птиц.

27 Описан конец языческих мировых держав.
1) В видении зверей в Дан 7. четвертый зверь (ст. 7) представлен как «четвертое царство», то есть Римская империя, «железное» царство в Дан 2. «Десять рогов» четвертого зверя (Римской империи) ст. 7 соответствуют десяти царям, которые восстанут (ст. 24) в соответствии опять-таки с десятью пальцами на ногах истукана в видении Дан 2. Следовательно, речь идет о десяти царствах на территории, которая составляла владения Римской империи, таково ее состояние в тот момент, когда языческий мир станет разрушаться от удара «камнем, который оторвался от горы без содействия рук» (Дан 2:34), т. е. нанесенного Самим Христом (Дан 2:44−45; 7:9).
2) Но Даниил видит «небольшой рог», который поражает трех из десяти царей (ст. 24−26). Он отличается ненавистью к Богу и святым. Его не следует смешивать с «небольшим рогом» в Дан 8, так как это пророчество исполнилось в Антиохе Епифане (Дан 8:9, примеч.). В Отк. 13 даются дополнительные подробности о «небольшом роге» Дан 7 (Откр 13:1, примеч.).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: и вот как начинается его рассказ.
8  [2] — Букв.: вырванными перед ним.
9  [3] — Букв.: как шерсть ягненка.
12  [4] — Или: до определенного периода времени.
13  [5] — Букв.: похожий на сына человеческого.
17  [6] — Букв.: четыре царя.
22  [7] — Букв.: суд (здесь, очевидно, в знач. «судебное разбирательство») был дан святым Всевышнего (в знач. совершен над ними прежде, чем они получат право на царство).
25  [8] — Букв.: он будет говорить слова против Всевышнего.
25  [9] — Букв.: времена.
25  [10] — Друг. возм. пер.: изменить (или: отменить) (священные) времена, Законом установленные.
25  [11] — Здесь «время» (иддан), как и в 4:13, очевидно, означает год.
27  [12] — Букв.: повиноваться будут все власти.
28  [13] — Букв.: хранил это дело / изречение в сердце своем.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.