и воссел на престол Древний днями.
Одежды Его белоснежны,
а волосы — белые как лен.3
Престол Его — огненное сиянье,
колеса под ним — пылающее пламя.
Огненный поток, струясь, разливался,
исходя от Него.
Тысячи тысяч служили Ему,
тьмы и тьмы стояли пред Ним свидетелями.
Суд начался, и раскрылись книги.
с облаками небесными
шел Некто, похожий на человека.5
К Древнему днями приблизился Он
и был к Нему подведен.
Власть, слава и царство — всё было дано Ему,
чтобы пред Ним преклонились
все народы, племена и языки.
Власть Его будет вечной, непреходящей,
и царство Его нерушимо.
„Четвертый зверь —
это четвертое на земле царство,
непохожее на все прочие;
будет оно попирать и разрушать всё
и поглотит всю землю.
Десять рогов — это десять царей:
возвысившись, создадут они
из этого царства свои,
и еще один явится после них,
отличающийся от прочих, —
низвергнет он трех царей.
Слова его будут враждебны Всевышнему,8
он и святых Всевышнего притеснять будет
и захочет изменить священные дни9 и Закон.10
Святые будут отданы ему во власть,
и это — на одно время, два времени
и половину времени.11
Но свершится суд —
и он будет лишен власти,
чтобы не было власти у него впредь,
чтобы покончить с ней навсегда.
А верховная власть и главенство,
величие всех царств под небесами
будут отданы народу святых Всевышнего,
царство Которого — царство вечное,
Которому и служить, и повиноваться
в том царстве будут все“.12
2 «Море» в Писании символизирует население, толпу, неорганизованную массу людей. (Мф 13:47; Откр 13:1).
8 Предсказание конца мировой власти язычников. У прежней Римской империи (железного царства в Дан 2:33−35, 40−44; 7:7 будет десять рогов (то есть царей, Откр 17:12), соответствующих десяти пальцам ног истукана. В то время как Даниил размышлял над видением о десяти царях, из их среды вышел, небольшой рог» (царь), который с корнем вырвал трех из десяти так, что их царства стало невозможно различить. Осталось семеро царей и «небольшой рог». Это был «страшный царь», «наглый... коварный» царь символ Антиоха Епифана в Дан 8:23−25; «вождь, который придет» в Дан 9:26−27; «царь» в Дан 11:36−45; «мерзость» в Дан 12:11 и Мф 24:15; «человек греха» во 2Фес 2:4−8 и «Зверь» в Откр 13:4−10. См. «Зверь» (Дан 7:8; Откр 19:20).
13 Эта сцена идентична той, которая описывается в Откр 5:6−10. Там принесение хвалы «царями и священниками» (ср. со ст. 18) оканчивается словами «и мы будем царствовать на земле». Отк. 6 открывает ту «ярость», о которой говорится в Пс 2:5 перед помазанием Царя на Сионе (Пс 2:6; Откр 20:4). Видение Даниила (7:9−14) меняет порядок событий и их исполнение. Ст. 13 описывает сцену на небе (ср. с Откр 5:6−10), которая в исполнении предшествует событиям в Дан 7:9−12. Исторический же порядок того, что предсказывает Даниил будет следующим:
1) Облачение Сына Человеческого в Царство (Дан 7:13−14; Откр 5:6−10).
2) «Ярость» Пс 2:5, полностью описанная в Мф 24:21−22; Отк. 6−18.
3) Второе пришествие Сына Человеческого во славе для сокрушительного удара из Дан 2:45 (Дан 7:9−11; Откр 19:11−21).
4) Суд над народами и утверждение Царства (Дан 7:10, 26−27; Мф 25:31−46; Откр 20:1−6).
14 Дан 7:13−14 соответствует тому, что мы читаем в Откр 5:1−7, пророк предвосхищает исполнение Дан 2:34−35. Дан 7:13−14 и Откр 5:1−7 описывают облачение Сына Человеческого и Сына Давидова в царственную власть, между тем как Дан 2:34−35 описывает сокрушительный удар (Армагеддон, Откр 16:14), который уничтожит языческий мир с его державами, расчищая тем самым путь для фактического учреждения Царства Небесного. Дан 2:34−35 и Откр 19:19−21 говорят об одном и том же событии.
17 Сон Навуходоносора о царствах (Дан 2) содержит те же исторические элементы, что и видение о зверях, с той только разницей, что Навуходоносор видел импозантные внешние формы власти и великолепие «времени язычников» (Лк 21:24; Откр 16:19). Даниил же понимал подлинный характер языческого мира — алчный, воинственный, основанный и поддерживаемый грубой силой. И не удивительно, что на гербах языческих держав мы всегда видим либо зверей, либо хищных птиц.
27 Описан конец языческих мировых держав.
1) В видении зверей в Дан 7. четвертый зверь (ст. 7) представлен как «четвертое царство», то есть Римская империя, «железное» царство в Дан 2. «Десять рогов» четвертого зверя (Римской империи) ст. 7 соответствуют десяти царям, которые восстанут (ст. 24) в соответствии опять-таки с десятью пальцами на ногах истукана в видении Дан 2. Следовательно, речь идет о десяти царствах на территории, которая составляла владения Римской империи, таково ее состояние в тот момент, когда языческий мир станет разрушаться от удара «камнем, который оторвался от горы без содействия рук» (Дан 2:34), т. е. нанесенного Самим Христом (Дан 2:44−45; 7:9).
2) Но Даниил видит «небольшой рог», который поражает трех из десяти царей (ст. 24−26). Он отличается ненавистью к Богу и святым. Его не следует смешивать с «небольшим рогом» в Дан 8, так как это пророчество исполнилось в Антиохе Епифане (Дан 8:9, примеч.). В Отк. 13 даются дополнительные подробности о «небольшом роге» Дан 7 (Откр 13:1, примеч.).