Бытие 9 глава

Первая книга Моисеева. Бытие
Библейской Лиги ERV → Толкования Августина

Библейской Лиги ERV

1 Бог благословил Ноя и его сыновей, сказав им:
«Обзаведись множеством детей. Заполните землю своим народом.
2 Всякий зверь на земле, всякая птица в небе, всякое пресмыкающееся на земле и всякая рыба в море будут бояться вас — все они будут подвластны вам.
3 Я дал вам в пищу зелёные растения, а теперь и всякое животное будет вам пищей. Я отдаю вам всё, что есть на земле, — всё это ваше.
4 Но Я даю вам один наказ: не ешьте мяса, в котором ещё есть кровь.
5 Я взыщу с вас кровь за ваши жизни, потребую жизнь у любого зверя, а также у любого человека, который отнимет жизнь у другого человека.
6 Бог создал людей по Своему подобию, поэтому всякий, кто прольёт кровь другого, будет и сам убит рукой человека.
7 Ной, у тебя и у твоих сыновей много детей, так заполните же землю себе подобными».
8 Затем Бог сказал Ною и его сыновьям:
9 «Вот Мой договор с тобой и со всеми твоими потомками,
10 а также со всеми птицами, всем скотом, всеми зверями, вышедшими из лодки вместе с тобой, всеми живыми существами на земле.
11 Вот Мой договор с вами: всё живое на земле было уничтожено потопом, но такое никогда больше не повторится, никогда больше потоп не истребит всё живое на земле».
12 Бог сказал:
«Я оставлю вам доказательство того, что заключил с вами такой договор. Это доказательство подтвердит, что Я заключил с вами и со всеми живыми тварями на земле соглашение, которое останется на все грядущие времена. Вот это доказательство:
13 Я сотворил радугу в облаках, она и является доказательством соглашения между Мной и землёй.
14 Когда Я соберу над землёй облака, вы увидите в облаках радугу.
15 Увидев радугу, Я вспомню о Своём соглашении с вами и со всеми живыми тварями на земле: никогда больше потоп не уничтожит всё живое на земле.
16 И когда, взглянув на облака, Я увижу радугу, то вспомню о вечном соглашении между Мной и всеми живыми существами на земле».
17 Господь сказал Ною:
«Эта радуга — доказательство соглашения, которое Я заключил со всеми живыми существами на земле».
18 Вместе с Ноем из лодки вышли и его сыновья. Их звали Сим, Хам и Иафет. (Хам был отцом Ханаана).
19 Эти трое были сыновьями Ноя, и все люди на земле произошли от них.
20 Ной стал земледельцем и посадил виноградник.
21 Однажды, выпив молодого вина, он опьянел и лёг обнажённым в своём шатре.
22 Хам, отец Ханаана, посмотрел на обнажённого отца и, выйдя из шатра, рассказал об этом братьям.
23 Сим и Иафет взяли плащ, накинули его себе на плечи и, пятясь, вошли в шатёр. Они прикрыли отца плащом и не видели его обнажённым.
24 От вина Ной уснул, а проснувшись, узнал о том, как поступил с ним его младший сын Хам.
25 Ной сказал: «Будь проклят Ханаан! Пусть он будет рабом своих братьев!»
26 И ещё он сказал:
«Благословен Господь, Бог Сима! Пусть будет Ханаан рабом Сима!
27 Пусть Бог даст больше земли Иафету! Пусть Бог обитает в шатрах Сима! И пусть Ханаан будет их рабом!»
28 Ной прожил 350 лет после потопа.
29 Всего же ему было 950 лет, когда он умер.

Толкования Августина

Стих 22

Почему согрешил Хам, а проклятие пало на сына его, Ханаана? Почему за грех Соломона сын его принял кару в виде уменьшения царства (См. 1Цар 12)? Почему согрешил Ахав, царствуя над Израилем, а кара распространилась на его потомство (См. 29 видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то, что он смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни; во дни сына его наведу беды на дом его. 3Цар 21:29)? Почему мы читаем в священных книгах: за беззаконие отцов воздаешь в недро детям их после них (18 Ты являешь милость тысячам и за беззаконие отцов воздаешь в недро детям их после них: Боже великий, сильный, Которому имя Господь Саваоф! Иер 32:18), и еще: наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода (5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, Исх 20:5)? Это число можно считать указанием на всех потомков. Неужели все сказанное — ложь? Кто способен сказать такое, кроме откровенного врага божественных речений? Просто телесное рождение, которое даже в народе Божием принадлежит к Ветхому завету и рождает в рабство, переносит грехи отцов на детей; духовное же рождение переменяет как наследие, так и угрозы и воздаяние за грехи.

Августин Иппонский, Против Юлиана-пелагианина 6.25. Cl. 0351, 6.872.49.

***

Состояние рабства по праву назначено грешнику. В Писании мы не встречаем раба прежде, чем праведный Ной покарал этим именем грех сына (См. 25 и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Быт 9:25). Таким образом, не природа, а грех заслужил это имя.

Августин Иппонский, О граде Божием 19.15. Cl. 313, 48.19.15.8.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.