Бытие 9 глава

Первая книга Моисеева. Бытие
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 Бог благословил Ноя и его сыновей, сказав им:
«Обзаведись множеством детей. Заполните землю своим народом.
2 Всякий зверь на земле, всякая птица в небе, всякое пресмыкающееся на земле и всякая рыба в море будут бояться вас — все они будут подвластны вам.
3 Я дал вам в пищу зелёные растения, а теперь и всякое животное будет вам пищей. Я отдаю вам всё, что есть на земле, — всё это ваше.
4 Но Я даю вам один наказ: не ешьте мяса, в котором ещё есть кровь.
5 Я взыщу с вас кровь за ваши жизни, потребую жизнь у любого зверя, а также у любого человека, который отнимет жизнь у другого человека.
6 Бог создал людей по Своему подобию, поэтому всякий, кто прольёт кровь другого, будет и сам убит рукой человека.
7 Ной, у тебя и у твоих сыновей много детей, так заполните же землю себе подобными».
8 Затем Бог сказал Ною и его сыновьям:
9 «Вот Мой договор с тобой и со всеми твоими потомками,
10 а также со всеми птицами, всем скотом, всеми зверями, вышедшими из лодки вместе с тобой, всеми живыми существами на земле.
11 Вот Мой договор с вами: всё живое на земле было уничтожено потопом, но такое никогда больше не повторится, никогда больше потоп не истребит всё живое на земле».
12 Бог сказал:
«Я оставлю вам доказательство того, что заключил с вами такой договор. Это доказательство подтвердит, что Я заключил с вами и со всеми живыми тварями на земле соглашение, которое останется на все грядущие времена. Вот это доказательство:
13 Я сотворил радугу в облаках, она и является доказательством соглашения между Мной и землёй.
14 Когда Я соберу над землёй облака, вы увидите в облаках радугу.
15 Увидев радугу, Я вспомню о Своём соглашении с вами и со всеми живыми тварями на земле: никогда больше потоп не уничтожит всё живое на земле.
16 И когда, взглянув на облака, Я увижу радугу, то вспомню о вечном соглашении между Мной и всеми живыми существами на земле».
17 Господь сказал Ною:
«Эта радуга — доказательство соглашения, которое Я заключил со всеми живыми существами на земле».
18 Вместе с Ноем из лодки вышли и его сыновья. Их звали Сим, Хам и Иафет. (Хам был отцом Ханаана).
19 Эти трое были сыновьями Ноя, и все люди на земле произошли от них.
20 Ной стал земледельцем и посадил виноградник.
21 Однажды, выпив молодого вина, он опьянел и лёг обнажённым в своём шатре.
22 Хам, отец Ханаана, посмотрел на обнажённого отца и, выйдя из шатра, рассказал об этом братьям.
23 Сим и Иафет взяли плащ, накинули его себе на плечи и, пятясь, вошли в шатёр. Они прикрыли отца плащом и не видели его обнажённым.
24 От вина Ной уснул, а проснувшись, узнал о том, как поступил с ним его младший сын Хам.
25 Ной сказал: «Будь проклят Ханаан! Пусть он будет рабом своих братьев!»
26 И ещё он сказал:
«Благословен Господь, Бог Сима! Пусть будет Ханаан рабом Сима!
27 Пусть Бог даст больше земли Иафету! Пусть Бог обитает в шатрах Сима! И пусть Ханаан будет их рабом!»
28 Ной прожил 350 лет после потопа.
29 Всего же ему было 950 лет, когда он умер.

Новой Женевской Библии

9:1−17 Эти стихи напоминают благословения Божии при сотворении человека, но, скорее, по форме. По сути же грехопадение внесло существенные коррективы и в человека, и в творение в целом.

9:1 благословил. Бог в третий раз благословил человека (1:28; 5:2).

9:2 да страшатся и да трепещут вас. Это повеление звучит сильнее, чем «владычествуйте» в 1:28. Человек страшится Бога, а животные боятся человека (Ис 8:12−13). В 1:28 понятия «страх» не было.

в ваши руки отданы они. Это также нечто новое во взаимоотношениях человека и живой природы.

9:3 все... что живет, будет вам в пищу. См. 1:29 и ком.

9:4 с душею ее... не ешьте. См. Лев 3:17; Лев 7:27; Лев 19:26; Втор 12:16; 1Цар 14:32−34. Это концепция жертвоприношений (Лев 17:11) и искупительного дела Христа (Евр 9:14, 22). Кровь является символом души (жизни) и приобретает в системе жертвоприношения очистительно-искупительный характер.

9:5 Я взыщу. Фраза намеренно повторяется трижды. Кровь животных можно было проливать для определенных целей, но человеческую кровь нельзя проливать ни при каких обстоятельствах, за исключением возмездия за человекоубийство (ст. 6). Кровь человека, пролитая при убийстве, требовала отмщения. Господь мститель за нее (Пс 9:13; 4Цар 9:26; Евр 12:24). Кровь убитого оскверняет виновного (Чис 35:33; Пс 105:38), и это осквернение снимается смертью убийцы (ст. 6; 3Цар 2:31−32) или очищением (Втор 21:7−9). Если эти меры не приняты, приходит суд Господень (2Цар 21; Втор 19:13; 3Цар 2:9, 31−33).

брата. Это же древнееврейское слово используется в 4:8−11, что предполагает связь между данным повелением и Божиим отмщением за кровь Авеля. Но теперь за кровь Он требует крови.

9:6 рукою человека. См. ст. 5; 4:16 и ком. Бог облекает такой властью всех людей, полагая таким образом основание для общественных институтов (Рим 13:1−7).

по образу. В человеке, несмотря на грехопадение, сохраняется образ Божий (1:26 и ком.; 8:21); это объясняет, почему пролитие крови человека, в отличие от крови животного, требует отмщения. См. статью «Образ Божий в человеке».

9:9 Я поставляю завет. См. 6:18 и ком. Божие обетование сохранить землю и все, что на ней (8:20 22), подтверждается отныне заветом (см. 12:1−3 и гл. 15). В 6:18 завет был заключен только с Ноем, теперь же он расширен и распространяется на потомков Ноя. См. статью «Божий завет милости».

9:12 знамение. Все заветы скреплялись видимыми знаками. Этими знаками были: обрезание при заключении завета с Авраамом (17:11), суббота при заключении завета с Израилем (Исх 31:13, 17) и чаша при заключении Христова завета (Лк 22:20). Давидов завет не нуждался ни в чем подобном, поскольку Потомок Давида и был этим видимым Знамением (2Цар 7:11−16).

9:15 вспомню. См. ком. к 6:6.

9:16 вечный. Возможно, это древнееврейское слово в данном контексте приобретает относительное значение. Такая относительность придается ему выражением «во все дни земли» (8:22 и ком.).

увижу. См. ком. к 6:6.

9:19 земля. См. ком. к 5:32. Это же древнееврейское слово используется и в 5:29. Возможно, делая «вино, которое веселит сердце человека», Ной приносил людям утешение.

9:21 выпил он вина. С одной стороны, Писание одобрительно отзывается о вине (Чис 15:5−10; Втор 14:26; Пс 103:15; Ин 2:1−11),а с другой предупреждает о его опасности (Ис 5:22; Притч 21:17; Притч 23:20−21, 29−35; Ис 28:7) и особенно о том, что оно может стать причиной нравственной деградации (Авв 2:15; Плач 4:21).

опьянел. Т.е. впал в бессознательное состояние. Только высокий уровень сознания позволяет человеку отличать добро от зла. Ной, в данном эпизоде, оказался ниже этого уровня.

лежал обнаженным. См. 3:7, 21.

9:22 увидел... наготу отца своего. Увидел то, чего не должно было видеть, и разгласил то, что не подлежало разглашению.

9:23 покрыли наготу. Они поступили так же, как в свое время поступил Бог (3:21), и поэтому Господь благословил их обоих (ст. 26−27).

9:24−27 Слова, сказанные Богом в ст. 1−23, относятся к человеческой истории в целом; слова, сказанные Ноем, к истории искупления.

9:25 проклят Ханаан. Ной и его сыновья получили благословение от Бога. Тот, кто благословен, не может быть проклят, поэтому Ной обращает проклятие не на Хама, а на Ханаана.

раб рабов. Точнее: «раб из рабов». Этим проклятием Бог всевластно исключает нечестивых из завета благодати (25:23; Рим 9:12−13). Однако Он избирает некоторых людей даже из проклятых хананеев (см. Нав 2:11−12).

9:26 благословен Господь Бог. Ной прославляет Бога как Создателя жизни и распространяет это благословение на Сима.

Бог Симов. Ради мессианского рода Бог Своей верховной властью связал Себя обязательством по отношению к потомству Сима (3:15; 4:26).

9:27 да вселится он в шатрах Симовых. Иафет является прародителем индоевропейских народов. Он получает благословение «быть богатым и процветающим и распространить широко свои владения». Добрые отношения должны установиться между семитскими (произошедшими от Сима) народами и народами, произошедшими от Иафета. «В шатрах Симовых» обетование общего для потомков Сима и Иафета благословения.

9:28−29 Родословная, начатая в 5:32, теперь завершается по образцу, данному



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.