Бытие 26 глава

Первая книга Моисеева. Бытие
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 Наступил голод, такой же, какой случился при жизни Авраама. Исаак пошёл в город Герар к Авимелеху, царю филистимлян.
2 Господь обратился к Исааку с такими словами:
«Не ходи в Египет, живи в земле, в которой Я велел тебе жить.
3 Оставайся на этой земле, и Я буду с тобой, благословлю тебя и отдам тебе и твоей семье всю эту землю, и исполню то, что обещал твоему отцу Аврааму.
4 Я сделаю так, что твоя семья умножится, подобно звёздам в небесах. Я отдам тебе и твоему семейству все эти земли, и благословенны будут все племена на земле через твоё потомство.
5 Я сделаю всё это, потому что твой отец Авраам следовал Моим словам и поступал так, как Я велел, подчиняясь Моим заповедям, законам и уставам».
6 Исаак остался жить в Гераре.
7 Его жена Ревекка была красавицей, и вот мужчины стали расспрашивать о ней Исаака, он же ответил им:
«Она — моя сестра», так как боялся, что его убьют, чтобы взять её себе.
8 Когда Исаак прожил там уже долгое время, Авимелех выглянул однажды в окно и, увидев, как Исаак забавляется со своей женой Ревеккой,
9 призвал Исаака и спросил:
«Эта женщина — твоя жена, так почему же ты сказал нам, что она — твоя сестра?»
Исаак ответил:
«Я боялся, что ты меня убьёшь ради неё».
10 «Ты бесчестно поступил с нами — сказал Авимелех. — Ведь кто-нибудь из наших мужчин мог совокупиться с ней и был бы тогда повинен в великом грехе».
11 Авимелех предупредил свой народ:
«Пусть никто не прикасается к этому человеку и его жене, а кто прикоснётся, тот будет убит».
12 Исаак возделывал на той земле поля и в тот год собрал богатый урожай, потому что Господь благословил его.
13 Исаак разбогател и богател всё больше и больше, пока не стал несметно богат.
14 У него было множество мелкого и крупного скота и множество рабов, и все филистимляне стали завидовать ему.
15 Они засыпали и завалили песком все колодцы, которые за много лет до того выкопал Авраам со своими слугами.
16 Авимелех сказал Исааку:
«Уйди из нашей страны, так как ты стал намного могущественнее нас».
17 Исаак ушёл из Филистимской земли. Он поставил свои шатры поблизости от речки Герар и стал там жить.
18 За много лет до этого Авраам вырыл множество колодцев, но после его смерти филистимляне засыпали колодцы песком. Исаак пошёл и вырыл все эти колодцы и назвал их теми же именами, которые дал им его отец.
19 Слуги Исаака вырыли также колодец и около речки, и из этого колодца вытекал ручей.
20 Но пастухи, пасшие стада в Герарской долине, поспорили со слугами Исаака, говоря:
«Это наша вода».
Поэтому Исаак назвал этот колодец Есек, так как на том месте с ним спорили.
21 Затем слуги Исаака вырыли другой колодец, но местные жители тоже стали спорить из-за колодца, так что Исаак назвал его Ситна.
22 Исаак ушёл оттуда и вырыл ещё один колодец. На этот раз никто не оспаривал право на него, поэтому Исаак назвал его Реховоф и сказал:
«Наконец-то Господь нашёл нам место, где наш народ будет множиться и преуспевать».
23 Оттуда Исаак перешёл в Вирсавию.
24 В ту ночь Господь явился ему и сказал:
«Я — Бог твоего отца Авраама. Ничего не бойся, потому что Я с тобой, Я благословлю тебя и сделаю великим твой род. Я сделаю это ради Моего слуги Авраама».
25 Исаак возвёл алтарь на том месте и поклонился Господу. Там он поставил свои шатры, а его слуги вырыли колодец.
26 Из Герара к нему пришёл Авимелех и привёл с собой Ахузафа, своего советника, и Фихола, военачальника.
27 «Вы зачем пришли? — спросил Исаак. — Ведь раньше вы не по-дружески относились ко мне и даже вынудили меня уйти с вашей земли».
28 «Теперь мы ясно видим, что Господь помогает тебе, — ответили они. — Мы хотим заключить с тобой союз, чтобы ты нам поклялся:
29 мы не причинили тебе вреда, и ты должен поклясться, что не причинишь нам вреда. Мы отпустили тебя с миром и теперь нам ясно, что Господь благословил тебя».
30 Исаак устроил для них пир, и все ели и пили,
31 а рано утром каждый из них дал обещание и клятву, и они ушли с миром.
32 В тот же день к Исааку пришли слуги и сказали, что нашли воду в колодце, который они выкопали.
33 Исаак назвал этот колодец Шива, тот город и по сей день называется Вирсавия.
34 Когда Исаву было 40 лет, он взял себе в жены двух хеттеянок: Иегудифу, дочь Беера, и Васемафу, дочь Елона.
35 Исаак и Ревекка были очень недовольны этими браками.

Новой Женевской Библии

26:1 сверх прежнего голода... во дни Авраама. Бог подтверждает Свое обязательство по отношению к Исааку точно так же, как когда-то подтвердил его и Аврааму.

26:2−6 Повеление и обещание, данные Господом Исааку, и послушание последнего связаны с историей Божиего завета с Авраамом (см. 12:1−4 и ком.).

26:3 странствуй по сей земле. Смысл этого древнееврейского выражения таков: «временно живи», «живи в качестве пришельца».

Я буду с тобой. Это обетование в истории Авраама относится к чудесному рождению сына, а в истории Исаака к чудесному покровительству (ст. 24; 26:3, 24; 28:15, 20; 31:3, 5, 42; 32:10).

исполню клятву. См. 15:18; 17:21; 22:16−18. Обетование, данное Аврааму, остается в силе, однако Исаак может быть преемником его лишь при условии послушания.

26:5 повеления Мои, уставы Мои и законы Мои. Послушание Авраама описывается Моисеем в тех же выражениях, что и требования к Израилю о соблюдении Божиего закона. Авраам является прообразом Христа, Который Своим послушанием исполнил праведные требования закона и обеспечил благословения Своему семени (Ис 53:10−11; Евр 2:13).

26:6 Исаак поселился. См. 12:4.

26:7−11 История о том, как Ревекка подверглась опасности, аналогична той, что произошла с Саррой (20:1−18). Отец и сын совершили одну и ту же ошибку. Однако это не одно и то же событие, пересказанное дважды, поскольку истории значительно отличаются.

26:7 сестра. См. 12:13; 20:2.

26:8 посмотрев в окно. Если Авраама спасло особое откровение Авимелеху (20:3), то Исаак был спасен провидением.

играет. Это древнееврейское слово, которое в 21:9 переведено как «насмехается», происходит от того же корня, что и имя Исаак.

26:9 Авимелех. См. 20:2 и ком.

26:10 один из народа. Если Сарру царь взял для самого себя (20:2), то в истории с Ревеккой царь невиновен; поэтому от него и не требуется никакого вознаграждения. ввел бы нас в грех. Авимелех боится Бога (20:9, 11 и ком.).

26:12 сеял... в земле той. В отличие от своего отца-кочевника, Исаак ведет относительно оседлый образ жизни.

во сто крат. Послушание Исаака во время голода было вознаграждено во сто крат.

благословил его Господь. Присутствие Божия благословения совершенно очевидно в истории Исаака избранного наследника Божиих обетовании как очевидно оно было и в жизни его отца (21:22).

26:15 Филистимляне завалили и засыпали землею. Теперь, когда умер Авраам, филистимляне, которые не имели истинной веры в Бога Авраама, грубо нарушили мирный договор (см. 21:23 и ком.).

26:17−22 Богатый скотовод покинул плодородную землю и ушел в засушливую степь, где все зависело от водных источников. Он продвигался от одного колодца к другому в их названиях отразилась благодарность Богу за Его заботу и покровительство. Интересно, что ни один из патриархов не вел рискованных и необдуманных войн за обетованную землю; все они уповали на то, что Бог даст их потомкам землю в нужное время (15:13−14).

26:18 которые выкопаны были во дни Авраама. Согласно древнейшим рукописям «которые выкопали рабы его отца Авраама». Этим подчеркивается связь между патриархами.

26:21 Ситна. Древнееврейский корень этого названия тот же, что и в слове «сатана», и означает «ожесточенная вражда».

26:22 теперь Господь дал нам пространное место. Божие покровительство Исааку в споре из-за колодцев напоминает награду, дарованную Аврааму в его споре с Лотом (гл. 13).

26:23−33 Исаак отправляется в то место, где изначально был заключен мирный договор с филистимлянами.

26:24 См. 26:2−6 и ком.

26:25 устроил,,, жертвенник. Подобно своему отцу, Исаак построил жертвенник в ответ на Божие откровение (12:7−8, 21 и ком.). Святилище Авраама в Вирсавии теперь перешло к Исааку (21:32−33).

26:28 мы ясно увидели. Они увидели, что Исаак, богатый скотовод, не понес материального ущерба, став кочевником, благодаря тому, что Бог позаботился о колодцах для него.

26:28−29 Господь с тобою... ты благословен. Эти слова, сказанные филистимлянами, свидетельствуют о силе и законности Господнего обетования (ст. 3:4).

клятву. См. 21:23 и ком.

26:30−31 сделал им пиршество... поклялись друг другу. Исаак, как и его отец, приравнивается здесь к царю (21:23). Столь высокое положение он занимает благодаря своей вере.

26:32 о колодезе. Упоминание о колодце связывает события в Вирсавии с Божиими благодеяниями, описанными в ст. 17−22.

26:33 имя городу тому Беэршива. То же, что и Вирсавия. Божие покровительство Аврааму в Вирсавии теперь переходит к Исааку.

26:34 взял себе в жены. Исав, будучи мирским человеком, проявил неуважение к благословению завета, женившись на «хеттейских дочерях» (24:3−4; 31:50 и ком.). Породнившись с хананеями и тем самым вызвав недовольство своих родителей (27:46), он окончательно отделяет себя от священного наследия (21:21; 25:6).

Хеттеянина. Хеттеи считались хананеями (28:1).

26:35 они были в тягость Исааку. Однако, передавая свое благословение, Исаак полагался на свои изменчивые чувства, а не на дух (гл. 27).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.