Числа 33 глава

Четвертая Книга Моисеева. Числа
Библейской Лиги ERV → Толкование Мэтью Генри

Библейской Лиги ERV

1 Моисей и Аарон вывели израильский народ из Египта отрядами. Вот по каким местам они прошли и когда ушли оттуда.
2 Моисей по повелению Господа описал все места, по которым они проходили, от стоянки до стоянки.
3 В пятнадцатый день первого месяца они ушли из Раамсеса. В то утро после Пасхи израильский народ выступил из Египта, высоко подняв руки, на глазах у всего народа египетского.
4 Египтяне же в то время хоронили своих первенцев, которых поразил Господь, потому что Господь проявил Свой гнев против египетских богов.
5 Израильтяне ушли из Раамсеса и направились в Сокхоф.
6 Из Сокхофа они направились в Ефам и расположились станом на краю пустыни.
7 Из Ефама они отправились в Пи-Гахирофу, около Ваал-Цефона, и расположились станом у Мигдола.
8 Выйдя из Пи-Гахирофы, народ прошёл через море, направляясь в пустыню, а потом израильтяне три дня шли через Ефамскую пустыню и расположились станом у Мерры.
9 Выйдя из Мерры, народ пошёл в Елим и расположился станом в том месте, где было двенадцать источников и семьдесят пальм.
10 Затем они отправились из Елима и расположились станом у Красного моря.
11 Отправившись от Красного моря, они расположились станом в пустыне Син.
12 Выйдя из пустыни Син, они расположились станом у Дофке.
13 Покинув Дофку, они расположились станом в Алуше.
14 Оставив Алушу, они расположились станом в Рефидиме, но там не было питьевой воды для народа.
15 Отправившись из Рефидима, они расположились станом в Синайской пустыне.
16 Выйдя из Синайской пустыни, они расположились станом в Киброт-Гаттааве.
17 Оставив Киброт-Гаттааву, они расположились станом в Асирофе.
18 Покинув Асироф, они расположились станом в Рифме.
19 Выйдя из Рифмы, они расположились станом в Римнон-Фареце.
20 Отправившись из Римнон-Фареца, они расположились станом в Ливне.
21 Оставив Ливну, они расположились станом в Риссе.
22 Покинув Риссу, они расположились станом в Кегелафе.
23 Выйдя из Кегелафа, они расположились станом у горы Шафер.
24 Оставив гору Шафер, они расположились станом в Хараде.
25 Отправившись из Харада, они расположились станом в Макелофе.
26 Выйдя из Макелофа, они расположились станом в Тахафе.
27 Покинув Тахаф, они расположились станом в Тере.
28 Оставив Теру, они расположились станом в Мифке.
29 Отправившись из Мифки, они расположились станом в Хашмоне.
30 Выйдя из Хашмона, они расположились станом в Мосерофе.
31 Покинув Мосероф, они расположились станом в Бен-Яакане.
32 Оставив Бен-Яакан, они расположились станом в Ор-Агидгаде.
33 Отправившись из Ор-Агидгада, они расположились станом в Иотвафе.
34 Выйдя из Иотвафы, они расположились станом в Авроне.
35 Покинув Аврон, они расположились станом в Ецион-Гавере.
36 Оставив Ецион-Гавер, они расположились станом у Кадеса в пустыне Син.
37 Отправившись из Кадеса, они расположились станом на горе Ор, на границе со страной Едом.
38 В том месте священник Аарон, повинуясь велению Господа, поднялся на гору Ор и умер там в первый день пятого месяца, на сороковой год после исхода израильского народа из Египта.
39 Аарону было сто двадцать три года, когда он умер на горе Ор.
40 Ханаанский царь, живший в городе Арад, в пустыне Негев в Ханаане, услышал, что израильтяне идут.
41 После этого они отправились с горы Ор и расположились станом в Салмоне.
42 Выйдя из Салмона, они расположились станом в Пуноне.
43 Оставив Пунон, они расположились станом в Овофе.
44 Покинув Овоф, они распо ложились станом у Ийе-Аварима, на границе со страной Моав.
45 Отправившись из Ийе-Аварима, они расположились станом в Дивон-Гаде.
46 Выйдя из Дивон-Гада, они расположились станом в Оалмон-Дивлафаиме.
47 Покинув Оалмон-Дивлафаим, они расположились станом в Аваримских горах, вблизи Нево.
48 Оставив позади Аваримские горы, они расположились станом в долине Моава, у реки Иордан, против Иерихона.
49 Они расположились станом на восточном берегу реки Иордан, в долине Моава, и стан тянулся от Беф-Иешимофа до поля Акаций.
50 На том месте Господь говорил с Моисеем и сказал:
51 «Скажи израильтянам: когда перейдёте через реку Иордан и вступите в Ханаан,
52 заберите землю у местных жителей, уничтожьте все резные изображения, всех их идолов и разрушьте все их высоты.
53 Вы заберёте эту землю и будете жить на ней. Я отдаю эту землю вам в наследие.
54 Каждое ваше колено получит часть земли, и вы будете бросать жребий, чтобы решить, какому колену какая достанется часть страны. Многочисленные колена получат большие участки земли, а малочисленные колена получат меньшие участки земли. Жребий укажет, какому колену достанется какая часть страны, и каждое колено получит свой участок земли.
55 Вы должны изгнать другие народы из этой земли, а если разрешите им остаться в вашей стране, то они принесут вам великую беду. Они будут словно занозы в вашем глазу, словно шипы в вашем боку и принесут великое бедствие стране, в которой вы будете жить.
56 Я показал вам, как всё произойдёт, и Я именно так и сделаю».

Толкование Мэтью Генри

В этой главе:

(I) Отдельно описываются передвижения и стоянки сынов Израильских с момента их выхода из Египта и до вхождения в Ханаан на протяжении сорока двух лет; особо отмечаются важные события, имевшие место в некоторых местах (ст. 1−49).

(II) Даются строгие повеления изгнать всех жителей земли Ханаанской, даже если они не собирались завоевать и владеть этой землей (ст. 50−56). Первая часть главы вспоминает их прохождение через пустыню, а последняя касается их поселения в Ханаане.

Стихи 1−49. Данные стихи представляют собой обзор или пересказ путешествия сынов Израильских через пустыню. Это была незабываемая история, заслуживающая, чтобы ее подобным образом сократили и сохранили для славы Бога, который вел их, и для ободрения всех последующих поколений. Здесь обратите внимание:

I. Как составлялось это описание: Моисей описал путешествие их (ст. 2). Когда они начали этот утомительный переход, Бог повелел ему завести журнал или дневник, куда бы он записывал все выдающиеся события, случившиеся в пути, для собственного удовлетворения, когда он будет их просматривать, и для наставление других, когда эти записи будут опубликованы. Для отдельных христиан, и особенно тех, кто занимает ответственные посты, было бы полезным сохранить в записи описание коснувшихся их провидений Божьих, постоянной череды оказанных им милостей, особенно тех перемен и событий, которые сделали определенные дни их жизни знаменательными. Наша память обманчива и нуждается в помощи, чтобы мы могли помнить весь путь, которым вел нас Господь, Бог наш, по пустыне (Втор 8:2).

II. Что представляло из себя это описание. Оно начиналось с описания их выхода из Египта, описывало переход через пустыню и заканчивалось поселением в долинах Моава, где они разбили свой стан.

1. Следует обратить внимание на некоторые моменты их выхода из Египта, о которых они вспоминали во всех ситуациях, как о делах, которые нельзя забывать.

(1) Они вышли по ополчениям своим (ст. 1), согласно установленному порядку и их положению, как армия, со знаменами.

(2) Они вышли под начальством Моисея и Аарона — своих руководителей, наставников и лидеров под руководством Бога.

(3) Они вышли в глазах всего Египта под рукою высокою, ибо рука Бога, совершавшая для них чудеса, была высокой (ст. 3). Они ускользнули не тайно (Ис 52:12), а на виду у своих врагов, для которых Бог сделал израильтян такой ношей, что те не могли, не хотели и не осмеливались противостать им.

(4) Они вышли, когда египтяне хоронили, или готовились хоронить, своих первенцев (ст. 4). У них была нехорошая мысль попытаться удержать израильтян в качестве своих узников, но Бог нашел им другую работу. Египтяне хотели похоронить заживо первенцев Бога, а Бог заставил хоронить их собственных первенцев.

(5) Ко всем казням египетским здесь добавлено, что и над богами их Господь совершил суд. Возможно, идолы, которым они поклонялись, были свергнуты, как впоследствии Дагон перед ковчегом, и поэтому они не могли получить наставление по поводу этого важного дела. Возможно, на это событие ссылается Писание: «…потрясутся от лица Его идолы Египетские» (Ис 19:1).

2. При их переходах в сторону Ханаана обратите внимание, (1) что они постоянно двигались. Они на короткое время разбивали свой стан в одном месте, а затем им нужно было двигаться к другому. Таким же является наше положение в этом мире, ибо здесь у нас нет вечного города.

(2) Большая часть их пути лежала через пустыню — необитаемую, непроторенную, лишенную необходимых средств для человеческой жизни. Это возвеличило мудрость и силу Бога, ибо благодаря Его чудесам и щедрости тысячи израильтян не только обеспечивались всем необходимым на протяжении сорока лет в безжизненном месте, но вышли оттуда в таком же количестве и такими же энергичными, как и вошли. Вначале они расположились станом на краю пустыни (ст. 6), а затем переместились в ее центр; через маленькие трудности Бог готовил Свой народ к большим. Мы читаем об их остановке в пустыне Ефам (ст. 8), в пустыне Син (ст. 11) и в пустыне Синайской (ст. 15). Наши перемещения в этом мире представляют собой лишь переходы из одной пустыни в другую.

(3) Они ходили туда и обратно, вперед и назад, словно находились в лабиринте, и в то же время пребывали под водительством столба облачного и огненного. Он вел их по этому пути (Втор 32:10), и этот путь был прямой (Пс 106:7). Путь, по которому Бог приводит Свой народ к себе, всегда является наилучшим, хотя нам он не всегда кажется ближайшим.

(4) В этом дневнике упомянуты некоторые события, такие, например, как отсутствие воды в Рефидиме (ст. 14), смерть Аарона (ст. 38−39), нападение Арада (ст. 40), история, из-за которой место было названо Киброт-Гаттава — гробы прихоти (ст. 16). Подобным образом и мы должны хранить в памяти провидения Бога, коснувшиеся нас и наших семей, нас и нашей земли, наряду со многими примерами божественной заботы, которая вела, питала, хранила нас до настоящего времени. Ситтим — место, где они согрешили, связавшись с Ваал-Фегором, — здесь названо Аве-Ситтим. Авель означает плачущий (как в Быт 50:11), и, возможно, это место получило такое название благодаря плачу благочестивых людей Израиля из-за этого греха и из-за гнева Божьего на них. Плач был таким значительным, что дал название этому месту.

Стихи 50−56. Пока сыны Израилевы жили в пустыне, полное отделение от остальных народов хранило их от искушений к идолопоклонству. Возможно, Бог так долго ограничивал израильтян пустыней, чтобы благодаря этому они забыли своих египетских идолов и народ выветрился и очистился от этой заразы, а вошедшее в Ханаан поколение никогда не знало глубин сатанинских. Теперь, когда им предстояло перейти Иордан, они вновь подвергались этому искушению, и поэтому эти стихи (1) строго призывают их разрушить все остатки идолопоклонства. Они не только должны прогнать от себя всех жителей земли, чтобы завладеть их страной, но и истребить все их изображения и образы и разорить все их высоты (ст. 52). Они не должны были ничего оставить даже в качестве древних памятников для удовлетворения любопытства, как украшение для своих домов или игрушки для своих детей, а обязаны были уничтожить всех идолов в доказательство своего отвращения и ненависти к идолопоклонству, дабы не подвергнуться искушению поклониться идолам и лживым богам, которых они представляли, и не поклоняться Богу Израиля через таких идолов.

2. Бог уверил их, что если они будут так поступать, то Он постепенно отдаст им во владение землю обетованную (ст. 53−54). Если они будут хранить себя от идолов Ханаана, то Бог обогатит их богатствами этой земли. Они не должны познавать их пути и бояться их силы.

(3) Бог угрожал, что если они пощадят идолов или идолопоклонников, то Он накажет их жезлом, который предназначался для тех, а их грех станет их наказанием.

[1] Они пригреют змею на своей груди (ст. 55). Если израильтяне вступят в сговор с ними, даже если это будет лишь договор о примирении, то остаток хананеян будет тернами для их глаз и иглами для их боков, то есть во всех ситуациях они будут стараться причинить им зло, насколько это в их силах, ограбить и напасть на них. Мы должны быть готовы к бедам и страданиям со стороны того, чему греховно потакаем; то, чему мы позволяем искушать нас, после будет доставлять нам беспокойство.

[2] Праведный Бог обратит на них то колесо, которое должно было раздавить хананеев: «Что Я вознамерился сделать им, сделаю вам» (ст. 56). Хананеи должны были лишиться своих владений, но если израильтяне, поселившись вместо них, научатся их путям, то лишатся их владений, ибо вполне справедливо Бог будет больше недоволен ими, чем хананеями. Давайте послушаемся этого и убоимся, ибо если мы не изгоним грех, то грех изгонит нас; если мы не умертвим свои похоти, то похоти предадут смерти наши души.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.