«Пойду-ка я на поле. Может, найдётся человек, который будет добр ко мне и позволит подбирать колосья, которые останутся на его поле».
«Хорошо, дочь моя, пойди».
И пошла Руфь на поле. Она шла позади жнецов и подбирала колосья, которые они оставляли. Оказалось, что та часть поля принадлежала Воозу, человеку из племени Елимелеха.
«Господь с вами!» И жнецы ответили:
«Да благословит тебя Господь!»
«Чья это девушка?»
«Это та моавитянка, которая пришла с Ноеминью из страны Моавской.
«Послушай, дитя моё. Ты можешь оставаться на моём поле и собирать колосья. Тебе не нужно идти на другие поля. Продолжай следовать за моими работницами.
«Я удивлена, что ты даже заметил меня. Ты очень добр ко мне, несмотря на то что я чужеземка».
«Я знаю о том, как ты отнеслась к своей свекрови Ноемини. Я знаю, что ты помогала ей даже после смерти твоего мужа. И знаю, что ты оставила и отца, и мать, и свою родину. Ты пришла с Ноеминью к народу, которого раньше не знала.
«Ты очень добр ко мне, господин. Я всего лишь слуга. Я даже не стою ни одной из твоих служанок, но ты сказал мне добрые слова и утешил меня».
«Подойди сюда! Поешь с нами!» Руфь села возле работников. Вооз дал ей немного жареных зёрен, и Руфь ела, пока не насытилась, и еды ещё оставалось немного.
«Позвольте Руфи подбирать даже между снопами. Не останавливайте её
«Где ты работала? Где ты собрала всё это зерно? Да будет благословен тот, кто заметил тебя».
Тогда Руфь ответила:
«Человека, у которого я сегодня работала, зовут Вооз».
Услышав эти слова, Ноеминь воскликнула:
«Да благословит Господь его за проявленную милость как к живым, так и к мёртвым!
«Вооз разрешил мне вернуться и продолжить работу. Он обещал мне, что я могу работать рядом с его служанками до конца жатвы».
«Очень хорошо, что ты сможешь работать рядом с его служанками, потому что на другом поле тебя может кто-нибудь обидеть»
III. РУФЬ НА ПОЛЯХ ВООЗА (Гл. 2)
2:1−3 По закону Израильтянам не разрешалось собирать урожай подчистую. Вместо этого, они должны были оставлять часть зерна в виде остатков урожая для нуждающихся, странников, вдов и сирот (Лев 19:9; Лев 23:22; Втор 24:19).
Руфь решила воспользоваться этим законом, отправившись на ячменные поля для сбора остатков урожая. Не счастливый случай, а божественная рука привела ее на поле Вооза (в нем сила), богатого родственника ее усопшего свекра.
2:4−12 Вооз, приехав из Вифлеема, спросил что это за молодая женщина. Узнав, что она была снохой Ноеминь, он от всего сердца предложил ей продолжать собирать колосья на его поле и пить воду, предназначенную для его работников. Свою похвалу за верный и самоотверженный шаг, который она предприняла, Вооз завершил краткой молитвой за нее: «Да воздаст Господь за это дело твое, и да будет тебе полная награда от Господа Бога Израилева, к Которому ты пришла, чтоб успокоиться под Его крылами!» (ст. 12) Леон Моррис поясняет: «В свое время эта молитва была отвечена через того, кто ее произнес. Он признает религиозный аспект переезда Руфь из одной страны в другую, говоря, что она пришла, чтобы успокоиться под крыльями Яхве (выделение автора). Здесь используется образ маленькой птички, пытающейся забраться под крылья матери-кормилицы. Это дает нам ясную картину доверия и безопасности...». Она удивилась тому, как он, будучи Иудеем, показал такое незаслуженное расположение язычнице. Но для этого был повод! Вооз, конечно же, слышал о доброте, которую Руфь оказала Ноеминь, и о том, что она приняла Иудейскую веру.
2:13−16 Он был так ей впечатлен, что пригласил ее поесть вместе со своими работниками, и дал указание сборщикам урожая специально оставлять для нее побольше зерна.
2:17 В конце дня она вымолотила то, что ей удалось собрать, и у нее набралось около ефы ячменя, что являлось довольно большим количеством. Мы должны так же поступать с изучением Слова; то есть, мы должны собирать для себя драгоценные истины и применять их.
В Воозе мы видим много отличительных качеств Христа. Вооз был очень богат (ст. 1). Он проявил сострадание к чужеземке, которая не могла рассчитывать на его благорасположение (ст. 8−9). Он знал о Руфь все еще до того, как они познакомились (ст. 11), так же, как Господь знает о нас все еще до того, как мы познаем Его. Он благосклонно обошелся с Руфь, и все ее нужды были восполнены (ст. 14). Он даровал ей защиту и процветание на будущее (ст. 15−16). В этих поступках благодати мы видим предзнаменование милости нашего благословенного Искупительного Родственника по отношению к нам.
2:18−23 Когда Руфь принесла зерно домой и рассказала Ноеминь все, что произошло, старая мудрая иудейка поняла, что план Бога разворачивается благотворно. Она знала, что Вооз был близким родственником ее умершего мужа и чувствовала, что Господь совершит удивительное дело для Руфь и нее самой. Поэтому она воодушевила Руфь продолжать собирать колосья на поле Вооза.
Совет Ноеминь остаться на полях Вооза был благоразумен. Так как он показал свое великодушие, зачем Руфь оскорблять его или отказываться от его покровительства, отправившись на другое поле? Мы также не должны уходить от обещанных Господом заботы и защиты на поля мирских удовольствий.