Руфь 2 глава

Книга Руфи
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 У Ноемини был родственник по мужу, человек знатный, из того же рода, что и Элимелех. Звали его Боаз.1
2 Сказала как-то Руфь-моавитянка Ноемини: «Позволь мне пойти на поля, подбирать оставшиеся колосья там, где будут добры ко мне».2 Та ответила ей: «Иди, дочь моя».
3 Руфь пошла в поля и стала подбирать те колосья, что оставались за жнецами. Случилось так, что попала она на одно из полей Боаза, родственника Элимелеха.
4 И как раз в это время из Вифлеема пришел и сам Боаз, он сказал жнецам: «Бог в помощь!»3 «Благослови тебя ГОСПОДЬ», — отвечали ему жнецы.
5 А старшего над жнецами Боаз спросил: «Чья это молодая женщина?»
6 Отвечал ему старший над жнецами: «Это моавитянка, что вместе с Ноеминью вернулась с земли Моав.
7 Она попросила позволить ей подбирать колосья за жнецами. С самого утра она на ногах и домой не отлучалась».4
8 Сказал тогда Боаз Руфи: «Послушай, дочь моя! Не ходи подбирать колосья на другое поле, не уходи отсюда. Держись моих жниц,
9 примечай, на каком поле жнут, да иди за ними. А работникам я наказал, чтобы тебя не трогали. Захочешь пить — иди к сосудам, что принесли мои работники, и утоли жажду».
10 Руфь пала ниц, поклонилась ему и сказала: «Чем я заслужила милость твою и заботу, ведь я чужестранка?!»
11 Боаз ответил ей: «Мне много рассказывали обо всем, что ты сделала для свекрови своей по смерти своего мужа: как оставила ты отца и мать, как покинула родную землю и отправилась к народу, прежде тебе незнакомому.5
12 Пусть ГОСПОДЬ воздаст тебе по делам твоим, пусть вознаградит тебя сполна ГОСПОДЬ, Бог Израилев, ведь под крылом Его ты взыскала приют!»
13 И она ответила: «Уповаю на милость твою, господин мой! Ты пожалел меня и утешил, как рабу6 свою, хотя я и не из рабынь твоих».
14 В час обеда Боаз позвал Руфь: «Иди сюда, ешь с нами хлеб, обмакивай свой ломоть в уксус».7 Руфь села рядом со жнецами, он протянул ей поджаренных зерен,8 и она поела досыта и отложила про запас.
15 А когда она ушла подбирать колосья дальше, Боаз наказал своим работникам: «Пусть она собирает и между снопов, а вы не гоните ее.
16 Надергайте ей колосьев из снопов и оставьте, пусть подберет, да не корите ее».
17 Так Руфь и собирала колосья в поле до вечера, а когда обмолотила собранное, то вышло с меру9 ячменя.
18 Взяла она зерно и вернулась в город. Увидела Ноеминь собранное невесткой зерно, да еще Руфь отдала ей то, что осталось у нее от обеда, когда она поела,
19 и спросила Ноеминь невестку: «Где же ты собирала сегодня колосья, где трудилась? Будь благословен тот, кто был милостив к тебе!» Поведала Руфь свекрови, у кого трудилась: «Имя человека, у которого сегодня я трудилась, — Боаз».
20 А Ноеминь сказала своей невестке: «Да благословит его ГОСПОДЬ! Да пребудет с ним Тот, Кто полон неизменной преданности и любви и к живым, и к мертвым!» — и добавила: «Человек этот нам родня, он из тех, у кого есть право выкупа».10
21 На это Руфь-моавитянка сказала: «А еще Он мне вот что сказал: „Держись моих работников, покуда не закончат они всю жатву“».
22 И Ноеминь ответила своей невестке Руфи: «Хорошо, дочь моя, что ты будешь трудиться с его жницами, а то как бы не обидели тебя на каком-нибудь другом поле».
23 Так и осталась Руфь со жницами Боаза подбирать колосья, пока не кончилась жатва ячменя и жатва пшеницы.11 И она по-прежнему жила со своею свекровью.

Комментарии МакДональда

III. РУФЬ НА ПОЛЯХ ВООЗА (Гл. 2)

2:1−3 По закону Израильтянам не разрешалось собирать урожай подчистую. Вместо этого, они должны были оставлять часть зерна в виде остатков урожая для нуждающихся, странников, вдов и сирот (Лев 19:9; Лев 23:22; Втор 24:19).

Руфь решила воспользоваться этим законом, отправившись на ячменные поля для сбора остатков урожая. Не счастливый случай, а божественная рука привела ее на поле Вооза (в нем сила), богатого родственника ее усопшего свекра.

2:4−12 Вооз, приехав из Вифлеема, спросил что это за молодая женщина. Узнав, что она была снохой Ноеминь, он  от  всего  сердца  предложил ей продолжать собирать колосья на его поле и пить воду, предназначенную для его работников. Свою похвалу за верный и самоотверженный шаг, который она предприняла, Вооз завершил краткой молитвой за нее: «Да воздаст Господь за это дело твое, и да будет тебе полная награда от Господа Бога Израилева, к Которому ты пришла, чтоб успокоиться под Его крылами!» (ст. 12) Леон Моррис поясняет: «В свое время эта молитва была отвечена через того, кто ее произнес. Он признает религиозный аспект переезда Руфь из одной страны в другую, говоря, что она пришла, чтобы успокоиться под крыльями Яхве (выделение автора). Здесь используется образ маленькой птички, пытающейся забраться под крылья матери-кормилицы. Это дает нам ясную картину доверия и безопасности...». Она удивилась тому, как он, будучи Иудеем, показал такое незаслуженное расположение язычнице. Но для этого был повод! Вооз, конечно же, слышал о доброте, которую Руфь оказала Ноеминь, и о том, что она приняла Иудейскую веру.

2:13−16 Он был так ей впечатлен, что пригласил ее поесть вместе со своими работниками, и дал указание сборщикам урожая специально оставлять для нее побольше зерна.

2:17 В конце дня она вымолотила то, что ей удалось собрать, и у нее набралось около ефы ячменя, что являлось довольно большим количеством. Мы должны так же поступать с изучением Слова; то есть, мы должны собирать для себя драгоценные истины и применять их.

В Воозе мы видим много отличительных качеств Христа. Вооз был очень богат (ст. 1). Он проявил сострадание к чужеземке, которая не могла рассчитывать на его благорасположение (ст. 8−9). Он знал о Руфь все еще до того, как они познакомились (ст. 11), так же, как Господь знает о нас все еще до того, как мы познаем Его. Он благосклонно обошелся с Руфь, и все ее нужды были восполнены (ст. 14). Он даровал ей защиту и процветание на будущее (ст. 15−16). В этих поступках благодати мы видим предзнаменование милости нашего благословенного Искупительного Родственника по отношению к нам.

2:18−23 Когда Руфь принесла зерно домой и рассказала Ноеминь все, что произошло, старая мудрая иудейка поняла, что план Бога разворачивается благотворно. Она знала, что Вооз был близким родственником ее умершего мужа и чувствовала, что Господь совершит удивительное дело для Руфь и нее самой. Поэтому она воодушевила Руфь продолжать собирать колосья на поле Вооза.

Совет Ноеминь остаться на полях Вооза был благоразумен. Так как он показал свое великодушие, зачем Руфь оскорблять его или отказываться от его покровительства, отправившись на другое поле? Мы также не должны уходить от обещанных Господом заботы и защиты на поля мирских удовольствий.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Этимологию имени Боаз (Вооз) связывают со словом «быстрота» или выражением «в Нем — сила». Боаз упоминается также в родословиях книги 1Пар (1Пар 2:11,12) и в родословии Иисуса Христа (Мф 1:5; Лк 3:32).
2  [2] — Букв.: подбирать колосья (идя) за тем, в чьих глазах увижу расположение.
4  [3] — Букв.: Господь с вами.
7  [4] — Так в Вульгате. Точный смысл евр. текста этой части стиха неясен.
11  [5] — Букв.: который ты не знала ни вчера, ни третьего дня.
13  [6] — Или: служанку; то же ниже в этом стихе.
14  [7] — Уксус — традиционная приправа, приготовленная из скисшего вина; ср. Чис 6:3; Притч 10:26; Пс 68:22.
14  [8] — Поджаренное зерно — традиционная еда на Ближнем Востоке; ср. Лев 23:14; 1Цар 17:17; 1Цар 25:18; 2Цар 17:28.
17  [9] — Евр. эфа — мера объема, около 20 л.
20  [10] — Речь идет о праве выкупа надела у женщины, муж которой умер, и о левиратном браке (браке, в котором брат обязан жениться на вдове брата, чтобы сын, родившийся в этом браке, считался сыном умершего брата).
23  [11] — Жатва пшеницы начиналась по окончании жатвы ячменя и заканчивалась к началу лета. Лев 25:23−25; Иер 32:6−8; Втор 25:5−10.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.