По Луке 16 глава

Евангелие по Луке
Открытый перевод → Библия говорит сегодня

Открытый перевод

1 Иисус сказал ученикам:
— У одного богача служил управляющий, которого обвинили в растрате.
2 Хозяин вызвал его и спросил: «Что это за слухи дошли до меня? Представь-ка отчет о своей работе; от должности я тебя отстраняю».
3 И задумался управляющий: «Что же мне делать? От работы хозяин меня отстранил. Копать землю я не могу. Просить подаяния не позволяет стыд.
4 Впрочем, я знаю, как сделать, чтобы после увольнения люди с радостью меня принимали!»
5 Приглашая по одному должников хозяина, он спросил первого: «Что ты должен хозяину?»
6 Тот ответил: «Сто мер оливкового масла». Он сказал: «Бери свою расписку, живо садись и пиши: пятьдесят».
7 Затем спросил второго: «А ты сколько должен?» Тот ответил: «Сто мешков пшеницы». Он сказал: «Бери расписку и переделай на восемьдесят».
8 И хозяин похвалил нечестного управляющего за находчивость, ибо сыны века сего в отношениях с себе подобными мудрее, чем сыны света.
9 Вот и Я говорю вам: используйте неправедное богатство, чтобы приобрести друзей, и потом, когда богатство иссякнет, вам с радостью предоставят вечный кров.
10 Кто верен в малом, тот и в большом верен, а кто в малом нечестен, тот нечестен и в большом.
11 Если неправедным богатством вы не сумели распорядиться, то истинное — кто вам доверит?
12 Если чужим богатством вы не сумели распорядиться, то ваше — кто вам даст?
13 Раб не может служить двум хозяевам сразу. Он или возненавидит одного и полюбит другого, или привяжется к одному, но охладеет к другому. Невозможно служить и богатству, и Богу.
14 Слушая это, фарисеи, будучи алчными, стали потешаться над Иисусом.
15 И Он сказал им:
— Перед людьми вы себя выдаете за праведников, но Бог знает ваши сердца. Что у людей в почете, то омерзительно Богу.
16 Закон и пророки были до Иоанна. А с тех пор возвещается Царство Божье, и все стараются в него войти.
17 Но скорее небо и земля исчезнут, чем из Закона выпадет хоть одна черта.
18 Кто разводится и женится снова, тот прелюбодействует, и кто женится на разведенной, тоже прелюбодействует.
19 Жил один богач, одевавшийся в пурпур и виссон и все дни проводивший в пирах и веселье.
20 А у ворот его дома лежал, весь в язвах, бедняк по имени Лазарь,
21 мечтавший об объедках с его стола. Но только собаки подходили зализывать его раны.
22 Пришло, наконец, время бедняку умереть, и ангелы перенесли его к Аврааму на лоно. Богач тоже умер и был погребен.
23 Находясь в преисподней и подвергаясь мучениям, он поднял глаза вверх, увидел вдали Авраама и Лазаря на его лоне
24 и закричал: «Сжалься надо мной, отец Авраам! Пошли Лазаря, чтобы он смочил в воде кончик пальца и охладил мне язык, иначе не выдержу этого пламени!»
25 Но Авраам ответил: «Вспомни, чадо мое, что при жизни ты уже получил свою долю благ, Лазарь же — свою долю несчастий, а теперь он наслаждается, зато ты страдаешь.
26 К тому же нас разделяет бездонная пропасть, чтобы отсюда никто не мог перейти к вам и чтобы к нам от вас никто не перебрался».
27 Тот сказал: «Тогда, отец, сделай милость, пошли Лазаря к моей семье.
28 У меня пятеро братьев. Пусть он предостережет их, чтобы и они не попали в это место мучений».
29 Авраам ответил: «У них есть Моисей и пророки. Так пусть слушают их».
30 Тот сказал: «Нет, отец Авраам! Вот если кто-то из мертвых придет к ним, они раскаются».
31 Авраам ответил: «Уж если Моисей и пророки им не указ, их не переубедит даже воскресший из мертвых».

Библия говорит сегодня

16:1 — 18:14 Призыв

Пытаясь определить ход мыслей Луки, многие находят этот раздел одним из самых сложных во всем Евангелии. Большинство комментаторов оставили всякие попытки истолковать его и считают эти две с половиной главы сборником эпизодов, которые можно рассматривать только по отдельности. Но Лука еще в самом начале предупредил нас, что он опишет все «по порядку» (1:3); поэтому в любом, даже в таком, казалось бы, несвязанном разделе он, наверняка, следовал какому-то определенному плану.

Мы начнем с главных тем двух последних разделов. Под заголовком «Тесные врата» в разделе 13:22−14:35 говорится о покаянии, с которым человек должен прийти к Господу; затем в разделе 15:1−32 показана «Радость на небесах», с которой Господь встречает покаявшегося грешника. Первые стихи гл. 15-это мост между двумя этими разделами. Фрагмент 15:1 подводит итог сказанному в первом разделе: «Приближались к Нему мытари и грешники слушать Его». Фрагмент 15:2-сказанному во втором: «Он принимает грешников и ест с ними».

Однако последнее утверждение звучите высшей степени иронично. В нем выражена великая евангельская истина, но в действительности оно произносится фарисеями в виде жалобы. Поэтому, помимо того, что эти стихи подытоживают послание двух разделов (возвращение грешников и радушный прием Господа), они также изображают два типа людей: тех, кто принимает послание, и тех, кто его не принимает. Эти два типа людей появляются снова в последующих четырех главах. Оба типа описываются в 15:1−32, где овце, драхме и сыну, которые были потеряны, а затем найдены, противопоставляется девяносто девять остальных овец, девять остальных драхм и старший сын; и к обоим этим типам Иисус поочередно обращается в настоящем разделе — к ученикам в 16:1; 17:1, 6, 22 и 18:1 и к фарисеям в 16:15; 17:20 и 18:9.

Таким образом, рассматриваемый отрывок включает в себя три пары эпизодов. Мы видим две притчи, по одной для каждого типа людей (16:1−31), два рассуждения о пришествии Царства Божьего, по одному для каждого типа (17:20−37) и еще две притчи, по одной для каждого типа (18:1−14). Также в промежутке между ними приводится краткая речь к ученикам в 17:1−10, и это ставит следующий за этим фрагмент из девяти стихов в центре раздела, что на первый взгляд может показаться неуместным. Однако исцеление десяти прокаженных — это единственное дело среди всех речей (17:11−19).

Поэтому, рассматривая этот отрывок, мы прежде всего обратим внимание на призыв Иисуса, который Он обращает к Своим слушателям. Они слышали послание (13:22 — 15:32), в котором Он рассказывал им, как попасть к Господу и как Господь встретит их. Как же они поступят дальше? По сути, три этих раздела в целом аналогичны трем предыдущим. Там мы читали о том, как мы должны отдаваться Господу (9:51−10:42) и как Он отдастся нам (11:1 — 12:12), и видели, как противостояние Иисусу ускоряет наступление кризиса и разделяет людей на тех, кто ответит Ему, и на тех, кто не ответит (12:13 — 13:21). Так же и здесь Иисус призывает Своих слушателей поступить сообразно тому, что они услышали.

1. Настоятельный призыв (16:1−31)

Две притчи, образующие основную часть гл. 16 (их часто называют притчей о неверном управителе и притчей о богаче и нищем Лазаре), изобилуют проблемными для комментаторов местами, что приводило к упрощенным подходам. Но основной сутью двух этих историй, скорее всего, остается призыв ответить на послание Иисуса здесь и сейчас.

1) Ученикам (16:1−13)

По замыслу Луки мы должны читать эту главу, опираясь на предыдущую. С одной стороны, «Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его» (15:1), в то время как, с другой стороны, «фарисеи же и книжники роптали» (15:2); «но Он сказал им», последним, три притчи о потерянных и найденных (15:3), а затем, обращаясь к первым, сказал же и к ученикам Своим...» (16:1). Среди учеников, для которых предназначалась притча о неверном управителе (16:1−9), наверняка, были некоторые вышеупомянутые мытари, богатые мошенники, сколотившие свое состояние за счет других людей и по достоинству оценившие историю, рассказанную Иисусом.

Из всех представленных в этой притче проблем такие слушатели могут извлечь только один очевидный урок. Управляющий, справедливо или несправедливо, был уволен. Единственное, что было ясным в его будущем, это то, что он скоро окажется без работы (16:3). У него был только один способ не остаться без средств к существованию, когда придет этот день: записи его работодателя все еще в его распоряжении. Он может использовать их для того, чтобы значительно урезать долги, причитавшиеся его хозяину, и таким образом снискать признательность должников, чтобы надеяться на их поддержку в случае, если останется без места.

Точно так же единственное, что ясно в будущем каждого человека, — это то, что он оставит свое нынешнее место и отправится в неизвестные ему пространства вечности [поэтому фраза «когда обнищаете* (16:9) означает здесь «когда вы умрете*», т. е. «когда деньги останутся в прошлом]. И единственное, что мы можем сделать сейчас, чтобы попасть потом «в вечные обители» (16:9), — это использовать каждую возможность в нашей повседневной жизни. Ст. 9 представляет для нас головоломку, поскольку «богатство» само по себе не может быть ни «неправедным», ни «праведным», ибо деньги сами по себе — это ни хорошо, ни плохо. Поэтому Эллис предполагает, что здесь имеются в виду «мирские богатства», то есть богатства, свойственные этой «неправедной» эпохе. «Богатство» здесь относится не только к деньгам, но ко всем благам этого мира, то есть ко всему тому, что мы имеем здесь, но не сможем взять с собой в следующую жизнь. Несмотря на то что все это (ваша собственность, возможности, время) принадлежит миру, говорит Иисус, то, что случится с вами, когда вы перейдете к другой жизни, зависит от того, что вы делаете с этим здесь и сейчас. Убедитесь, приобретаете ли вы с помощью этого друзей, которые помогут вам после смерти.

2) Фарисеям (16:14−31)

Некоторые слушатели Иисуса «смеялись над Ним», и то, как описывает их Лука в 16:14, объясняет почему. Эти люди жили двойной жизнью. Для них священное и мирское представляли собой два непроницаемых отделения. В религиозном отделении они были «фарисеями» с определенными воззрениями и определенным отношением к обрядам, благодаря которым они были уверены в своем праведном положении перед Господом. Мирское отделение стояло особняком; в нем они могли позволить себе быть «сребролюбивыми», так как их отношение к таким вещам не имело никакого отношения к их религиозному статусу. Вот почему им казалась смешной мысль, что вход в рай может каким-то образом быть связан с повседневной жизнью.

После нескольких вводных замечаний, которые снова представляют для нас проблему, но, скорее всего, были предельно ясны для людей того времени, Иисус рассказывает им притчу о богаче и нищем Лазаре. Как и они, богач в притче был «сребролюбивым». У него были возможности сделать что-либо достойное в этой мирской жизни, но он тратил все свое богатство только на себя и не давал ни копейки нищему у ворот. Поэтому неудивительно, что в следующей жизни он пребывает «в муках». Его разговор с отцом Авраамом через великую пропасть показывает, что он и его братья были воспитаны на учении Моисея и пророков. Разве не могли эти воззрения спасти его от ада? Богач говорит «нет», иначе он не оказался бы сейчас «в пламени сем*. Но Авраам говорит «да», они спасли бы тебя, если бы ты действительно их слушался и каждый день поступал согласно этому учению.

Фарисеи неправильно использовали возможности мирской жизни, не выполняли истинных требований религиозного закона. Если вы разделяете жизнь на подобные «отсеки», говорит Иисус, то в любом из них вы направляетесь прямиком в ад. Мы видим, что эта притча только случайно затрагивает тему богатства. Конечно же, она фокусирует наше внимание на богаче и его богатстве, и, более того, на том, кто противопоставляется этой центральной фигуре, то есть на ком-то бедном и бедности как таковой, которая в Писании, как мы видели, синонимична набожности. Однако в остальном она нацелена на политика с его властью, или на академика с его умом, или даже на проповедника с его красноречием — на любого, кто обладает какими-либо ресурсами или умениями. У любого человека есть что-нибудь в этом роде, включая сердце, и руки, и саму жизнь; и каждому человеку посылается свой «Лазарь» — испытание на то, как он использует свою собственность, правильно или неправильно, с любовью или с самонадеянностью; учитывая волю Господа или игнорируя ее. Вспомнит ли он вовремя о вечности, или нет? Вот в чем вопрос.

Так обе притчи — о неверном управителе и богаче и Лазаре — рассказывают нам о будущей жизни, но обе они учат (одна как призыв тем, кто внимает, а другая — как предупреждение тем, кто внимать не хочет), что наша участь в том мире зависит от того, что мы делаем здесь и сейчас. Это призыв смотреть дальше пределов этой жизни и правильно использовать то, что мы не сможем взять с собой за ее пределы, но что, тем не менее, представляет собой средство для созидания или разрушения нашего внутреннего человека.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.