Евреям 5 глава

Письмо Евреям
Открытый перевод → Комментарии Давида Стерна

Открытый перевод

1 Ведь каждый первосвященник выбирается из людей и становится за них перед Богом, принося дары и жертвы за грехи,
2 Тот, кто способен понять незнающих и заблуждающихся, поскольку и сам не чужд слабости,
3 и потому должен и за их, и за свою грехи приносить жертву.
4 И не сам по себе человек удостаивается это чести, но Бог призывает его, подобно как призвал Аарона.
5 Так же и Христос — не Самого Себя прославил, сделавшись первосвященником, но Того, Кто возгласил о Нем:
«Ты — Сын Мой! Сегодня Я родил Тебя»,
6 И в другом месте:
«Ты священник вовек по чину Мелхиседека».
7 Во дни Своей земной жизни Он вознес, с воплем и слезами, просьбы и мольбы к Тому, кто мог спасти Его от смерти, и был услышан за Свое благоговение.
8 И даже будучи Сыном, послушанию научился через страдания,
9 и в Своём совершенстве сделался источником вечного спасения для всякого, кто послушен Ему,
10 И Сам Бог провозгласил Его Священником по чину Мелхиседека.
11 И много что нам было бы сказать об этом, да трудно объяснять, поскольку не торопитесь вы воспринимать слова наши.
12 И хотя по возрасту вы уж давно должны были стать учителями, вас самих ещё приходится учить азам Божьего слова. Вам бы ещё питаться молоком, а не твердой пищей.
13 Ведь всякий, питающийся молоком, — это грудной младенец, не знакомый с понятием праведности.
14 Твердая же пища — для взрослых, чувства которых опытом приучены различать, где добро, а где зло.

Комментарии Давида Стерна

1 Ибо любой коген гадоль, избираемый из людей, назначается для того, чтобы выступать от имени народа в отношениях с Богом, чтобы приносить дары и жертвы за грехи. 2 Он относится снисходительно к невежественным и заблуждающимся людям, поскольку сам тоже слаб. 3 Кроме того, по причине этой слабости ему приходится приносить жертвы не только за грехи народа, но и за свои собственные.

Стихи 2−3. Коганим могли сопереживать тем людям, от имени которых они ходатайствовали, поскольку та же самая человеческая слабость была присуща как ходатаям, так и тем, за кого ходатайствовали; и те и другие грешили. Йешуа не согрешил, однако он способен сопереживать, потому что подвергался тем же самым искушениям, хотя и не поддался им.

4 И никто не может присвоить себе подобную честь, но должен быть призван Богом так же, как Агарон.

Должен быть призван Богом так же, как Агарон. См. Исход 28:1 и далее; Левит 8:1 и далее; Числа 16:5, 17:5, 18:1 и далее; Псалом 104:26. Его преемники также были призваны Богом (Числа 20:23 и далее, 25:10 и далее), как и все те, кто исполнял служение священника, например, Самуил (1 Царств 6:3 и далее).

5 Потому и Мессия не прославлял самого себя, ради получения статуса когена гадоля, но это сделал Тот, Кто сказал ему: "Ты Сын Мой; сегодня Я стал твоим Отцом".

Сегодня Я стал твоим Отцом. Ф. Брюс («Послание к евреям») выдвигает предположение о том, что эта фраза относится ко «дню воцарения Мессии — тому дню, когда Всевышний объявил во всеуслышание, что Он возвысил распятого Иисуса как "Господа и Христа" (Деят. 2:36)». Однако см. также 1:5 и ком., Деят. 13:33−34 и ком., где приводится тот же самый отрывок из Псалма 2.

6 Также, в другом месте Он говорит: "Ты коген навеки, сравнимый с Малки-Цедеком".

Сравнимый. Часто это слово переводится «по чину», словно существовал некий ранг священников, основоположником которого был Малки-Цедек. Здесь же имеется в виду нечто другое.

Малки-Цедек (Мелхиседек; на иврите имя означает «мой царь — праведность») впервые упоминается в Книге Бытия 14:18 как священник Эль Эльона («Всевышнего Бога») и в то же время царь Шалема, обычно отождествляемого с Иерусалимом (см. 7:1−4 ниже). Однако в иудаизме должности царя и священника были разделены. Первым царём был Саул, сын Киша; после него на трон взошёл Давид, и все последующие цари Иудеи были из дома Давида (в том числе и Йешуа). С другой стороны, священническая генеалогия восходила к Аарону, брату Моисея. Так, Захария (6:13) ссылается на двух людей. По контексту ими, скорее всего, были царь Зоровавель (Дом Давида) и коген гадоль Йегошуа (потомок Агарона). Йешуа подобен Малки-Цедеку, поскольку в личности Йешуа объединены еврейский царь и еврейский священник. Судя по всему, автор делает хидуш («нововведение»), выдвигая идею о том, что одна и та же личность может исполнять роль царя и священника. О Псалме 109 см. ком. к 1:13.

7 Во время своей земной жизни Йешуа со слезами и восклицаниями возносил молитвы и мольбы Тому, Кто властен был избавить его от смерти; и был услышан по причине своего благочестия. 8 Хотя он и был Сыном, но научился быть послушным через страдания. 9 Достигнув же цели, он стал источником вечного избавления для всех тех, кто послушен ему, 10 поскольку Бог провозгласил, что он коген гадолъ, сравнимый с Малки-Цедеком.

Стихи 1−10. В числе требований, предъявлявшихся человеку, занимавшему должность когена гадоля в рамках системы коганим-левитов, было умение сопереживать людям Кроме того, коген гадоль назначался свыше, Самим Богом (ст. 1−4). Йешуа отвечал этим условиям (ст. 5−10).

Стихи 7−10. В этих стихах продолжается тема, затронутая в 2:17 и 4:15. Йешуа способен сопереживать людям, поскольку он стал одним из нас, но, в отличие от нас, он полностью повиновался Богу. Сравните повествования в Мат. 26:36−46 и Лук. 22:39−46, где описывается, как Йешуа со слезами и восклицаниями возносил молитвы и мольбы в саду Гат-Шманим. Кто-нибудь мог бы сказать, что он не был услышан, поскольку Тот Кто властен был избавить его от смерти, не сделал этого. Однако Йешуа молился о том, чтобы Божья воля исполнилась, а согласно Танаху (см. 1 Кор. 15:3−4 и ком., ком. к Мат. 26:24), Божья воля состояла в том, чтобы Йешуа умер, праведник за неправедных (1 Кеф. 3:18), и благодаря этому стал источником вечного избавлении для всех тех, кто послушен ему.

При этом «Зачинатель» (или «Инициатор») и «Свершитель» нашего доверия (12:1) и послушания, основанного на этом доверии (Рим. 1:5, 16:26), не воспользовался божественной силой небес, чтобы проложить этот путь для всех тех, кто послушен ему, хотя и был Божьим Сыном. Напротив, он сознательно лишил себя этой власти (Фил. 2:6−8) и научился быть послушным через страдания (греческое слово, означающее «страдания», подразумевает конкретно страдание смерти; см. ком. к 2:9−10). Только таким образом он мог достичь цели, стать «первенцем [из мёртвых] среди многих братьев» (Рим. 8:29, 1 Кор. 15:20) и нашим совершенным когеном гадолем, сравнимым с Малки-Цедеком.

Достигнув цели. Эта фраза обычно переводится как «сделавшись совершенным», «совершившись» (Синод. пер.); см. ком. к 7:11. Но Йешуа не был несовершенным; скорее, цель Бога была в том, чтобы Йешуа сделался нашим совершенным когеном гадолем, полностью отображающим то положение в котором находится человечество, и сопереживающим людям (4:15). Будучи небесным первосвященником, он стал источником вечного избавления для всех тех, кто послушен ему, что объясняется далее в главах 7−10.

11 Нам многое нужно сказать вам по этому вопросу, но объяснить это весьма трудно, так как вы стали с трудом улавливать суть. 12 Хотя к этому моменту вы должны были стать учителями, вас необходимо заново учить основным принципам Божьего Слова! Вам нужно молоко, а не твёрдая пища! 13 Всякий же, кто нуждается в молоке, — младенец, не имеющий опыта применения Слова о праведности. 14 Твёрдая же пища предназначена для зрелых людей, тех, чьи способности постоянной тренировкой научены различать добро и зло.

Стихи 11−14. Фраза «всех тех, кто послушен ему» (ст. 9) становится отправной точкой для очередного наставления (см. ком. к 2:1−4), в котором послушание Богу приравнивается к духовной зрелости и к исполнению Божьего труда. Божий труд состоит в том, чтобы направлять все свои усилия на достижение Царства, а не просто пассивно принимать некую доктрину. Простое слушание основополагающих доктрин — это молоко, а всякий, кто нуждается в молоке, — младенец; сравните с тем, как Павел использует ту же самую метафору в 1 Кор. 3:1−2. Отличительной чертой зрелых людей является то, что они имеют опыт применения Слова (Писания), то есть опыт послушания Богу, нравственного поведения, устранения из своей жизни всего плохого. После некоторого времени у таких людей способности постоянной тренировкой научены различать добро и зло. Тот, кто ещё неспособен к подобному различению, не может есть твердую пищу, которую собирается предложить автор, то есть усвоить то, почему первосвященство Йешуа превосходит священство левитов и почему его смерть превосходит систему жертвоприношения Храма и Скинии.

Итак, существуют три стадии развития:

младенчество, в котором мы узнаём основополагающие доктрины;

нравственная зрелость, когда мы применяем эти доктрины в своей жизни, чтобы совершать добрые дела;

духовная зрелость, когда мы готовы принять более сложные доктрины (твёрдую пищу).

В Йн. 4:31−34 Йешуа, который, безусловно, был зрелым и в нравственном, и в духовном смысле, говорит о том, что его «пища» — это исполнение Божьей воли.

Те люди, которым необходимо постоянно напоминать «основы учения о Мессии» (6:1), остаются духовными младенцами, питающимися молоком, а не твёрдой пищей. Новообращённые (младенцы) должны стремиться получить это молоко (1 Кеф. 2:2). И этого молока достаточно, чтобы наставить людей на путь нравственного взросления и исполнения Божьего труда. Тем не менее, когда верующие уже с трудом улавливают суть по причине нежелания взрослеть и что-то делать, когда они «пренебрегают столь великим избавлением» (2:3), когда их жизнь свидетельствует о недостатке доверия (3:12) и о непослушании (4:11), становится очень трудно объяснить то, что должен знать зрелый работник.

Не следует думать, что твёрдая пища важнее молока, что доктрины, касающиеся священства и жертвоприношения, важнее, чем учение о покаянии, доверии, очищении, рукоположении, воскресении и суде (6:1−2). Скорее, у всего этого должно быть своё место в жизни верующего, в соответствии со степенью его зрелости.

Слова о праведности. Вполне возможно, имеется в виду учение о том, что Бог провозглашает людей праведными на основании их доверия (Рим. 3:20−21, Гал. 2:16, Еф. 2:8−10). Это учение в руках духовных младенцев становится весьма опасным, так как они могут воспользоваться им, чтобы оправдать свои грехи (Рим. 3:7−8) и отсутствие усердия в исполнении работы на благо Царства. Это учение предназначено только для нравственно зрелых людей, чьи способности постоянной тренировкой научены различать добро и зло. Данный отрывок параллелен учению Шауля в Еф. 2:8−10, где он говорит о том, что веру следует использовать для добрых дел.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.