Числа 20 глава

Числа, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 И пришли сыны Израилевы, всё общество, в пустыню Син в первый месяц, и остановился народ в Кадесе, и умерла там Мариам и погребена там.
2 И не было воды для общества, и собрались они против Моисея и Аарона;
3 и возроптал народ на Моисея и сказал: о, если бы умерли тогда и мы, когда умерли братья наши пред Господом!
4 зачем вы привели общество Господне в эту пустыню, чтобы умереть здесь нам и скоту нашему?
5 и для чего вывели вы нас из Египта, чтобы привести нас на это негодное место, где нельзя сеять, нет ни смоковниц, ни винограда, ни гранатовых яблок, ни даже воды для питья?
6 И пошёл Моисей и Аарон от народа ко входу скинии собрания, и пали на лица свои, и явилась им слава Господня.
7 И сказал Господь Моисею, говоря:
8 Возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду: и так ты изведёшь им воду из скалы, и напоишь общество и скот его.
9 И взял Моисей жезл от лица Господа, как Он повелел ему.
10 И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду?
11 И поднял Моисей руку свою, и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его.
12 И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введёте вы народа сего в землю, которую Я даю ему.
13 Это вода Меривы, у которой вошли в распрю сыны Израилевы с Господом, и Он явил им святость Свою.
14 И послал Моисей из Кадеса послов к Царю Едомскому сказать: так говорит брат твой Израиль: ты знаешь все трудности, которые постигли нас;
15 отцы наши перешли в Египет, и мы жили в Египте много времени, и худо поступали Египтяне с нами и отцами нашими;
16 и воззвали мы к Господу, и услышал Он голос наш, и послал Ангела, и вывел нас из Египта; и вот, мы в Кадесе, городе у самого предела твоего;
17 позволь нам пройти землёю твоею: мы не пойдём по полям и по виноградникам и не будем пить воды из колодезей твоих; но пойдём дорогою царскою, не своротим, ни направо ни налево, доколе не перейдём пределов твоих.
18 Но Едом сказал ему: не проходи через меня, иначе я с мечом выступлю против тебя.
19 И сказали ему сыны Израилевы: мы пойдём большою дорогою, и если будем пить твою воду, я и скот мой, то буду платить за неё; только ногами моими пройду, что ничего не стоит.
20 Но он сказал: не проходи. И выступил против него Едом с многочисленным народом и с сильною рукою.
21 Итак, не согласился Едом позволить Израилю пройти через его пределы, и Израиль пошёл в сторону от него.
22 И отправились сыны Израилевы из Кадеса, и пришло всё общество к горе Ор.
23 И сказал Господь Моисею и Аарону на горе Ор, у пределов земли Едомской, говоря:
24 пусть приложится Аарон к народу своему; ибо он не войдёт в землю, которую Я даю сынам Израилевым, за то, что вы непокорны были повелению Моему у вод Меривы;
25 и возьми Аарона и Елеазара, сына его, и возведи их на гору Ор;
26 и сними с Аарона одежды его, и облеки в них Елеазара, сына его, и пусть Аарон отойдёт и умрёт там.
27 И сделал Моисей так, как повелел Господь. Пошли они на гору Ор в глазах всего общества,
28 и снял Моисей с Аарона одежды его, и облёк в них Елеазара, сына его; и умер там Аарон на вершине горы. А Моисей и Елеазар сошли с горы.
29 И увидело всё общество, что Аарон умер, и оплакивал Аарона весь дом Израилев тридцать дней.

Толкование Далласской семинарии

Е. Приход в пустыню Син (глава 20)

1. СМЕРТЬ МАРИАМИ (20:1)

Чис 20:1. В первый месяц сорокового года после начала исхода колена Израилевы вошли в Кадес (современный Аин Кедейс), и умерла там Мариамь и погребена там. Хотя нам не рассказывается о событиях, происшедших между вторым годом после исхода — когда Израиль был приговорен провести в пустыне сорок лет (14:34; сравните 10:11) — и смертью Мариами, тот факт, что она умерла именно в сороковой год, не вызывает сомнения, потому что следующим событием явится смерть Аарона на горе Ор (20:27−28); он умер, согласно 33:38, «в сороковой год по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в пятый месяц в первый день месяца».

Так что «первый месяц» в 20:1 следует понимать именно в данном контексте — ведь события, изложенные в главе 20-ой, охвачены периодом в три-четыре месяца; если период этот был длиннее или короче, то не намного. Упоминание о Кадесе вовсе не свидетельствует о том, что израильтяне пришли туда впервые: известно, что именно из этого места выслали они в свое время лазутчиков (12:16; 13:26). Вполне очевидно, что в сороковой год они просто возвратились в Кадес.

2. ВОДА ИЗ СКАЛЫ (20:2−13)

Чис 20:2−13. Хотя обычно Кадес был оазисом с достаточным количеством воды, в этот раз, войдя в него, израильтяне обнаружили, что он высох. И тогда они начали наступать на Моисея в своей обычной манере (Исх 17:1−2; Чис 14:2−3 и т. д.), укоряя его за то, что привел их из Египта… на это негодное место. И так же, как поступал он в прошлом, Моисей обратился за советом к Господу, пав перед Ним ниц (сравните 14:5; 16:4, 22, 45; 22:31) с мольбой и молитвой.

Господь повелел Моисею взять в руку свой жезл (посох) и, собрав народ, обратиться к скале, и она даст воду, которой будет достаточно для людей и их скота. Из скалы, о которой идет речь, вероятно, били в обычное время ключи, и евреи, возможно, не раз пили из них в прошлом. Это — не та скала, о которой говорит апостол Павел в 1Кор 10:4; он имел в виду «духовную скалу», дающую «духовное питие». По словам апостола, той «духовной скале» соответствовало присутствие среди евреев Господа Иисуса — до того, как Он принял на Себя тело.

Господь повелел Моисею только сказать скале, так как появление из нее воды не силе Моисея следовало приписать, а действию чуда Господнего. Моисей, однако, потеряв в какой-то момент терпение (непокорными назвал он израильтян), поступил так, что всеобщее внимание было привлечено именно к его власти и силе как посредника Завета: и ударил в скалу жезлом своим дважды… И вода появилась, но благодаря милости Господней. Моисею же и Аарону — из-за того, что привлекли внимание к себе, вместо того, чтобы положиться на Господа, было отказано во вступлении в Обетованную землю.

Принцип, осуществленный в данном случае, ясен: «от всякого, кому дано много, много и потребуется» (Лк 12:48). Человек, меньший во всех отношениях, чем был Моисей, возможно, не пострадал бы так в результате Божьего неудовольствия.

Ропот, возникший в этом месте (и завершившийся явлением чуда) нашел отражение в названии его: Мерива (что значит «распря»).

3. ОТКАЗ ЕДОМА ПРОПУСТИТЬ ИЗРАИЛЬ (20:14−21)

Чис 20:14−17. Остановка в Кадесе была короткой, так как Моисей стремился поскорее достичь Ханаана. Он, очевидно, отказался от мысли войти туда с юга — по причине поражения, которое было там нанесено Израилю прежде (14:44−45). И вот обратился Моисей… к царю Едомскому, чтоб разрешил им пройти знаменитою дорогою царскою (20:17), которая вела от Красного («Чермного») моря (Акабского залива) на север к Дамаску, через едомский город Селу (позднее известный как Петра).

Моисей обращался к Едому как к брату (стих 14), потому что едомляне происходили от Исава, брата Иакова (сравните Быт 36:6−8). Он повторил царю историю Израиля — с того времени, как Иаков попал в Египет, и до настоящего момента (Чис 20:15−16), т. е. послы Моисея рассказали царю в сущности то, что он уже знал (стих 14). Затем Моисей обещал, что если Израилю будет позволено пройти территорией Едома, то они будут строго держаться царской дороги и не будут ни есть ни пить за счет едомлян (стих 17).

Чис 20:18−21. Эта просьба не встретила, однако, доброжелательного отклика. Царь Едома не разрешил им идти дорогой, которая вилась по узким горным ущельям, и которую, следовательно, легко было перегородить и защитить (сравните Авд 1:1−4). И снова просил его Моисей, на этот раз предлагая платить за воду, если они станут пить ее. Но опять его просьба была отвергнута, и, чтобы продемонстрировать серьезность своих намерений, царь Едома выслал войска — перехватить израильтян. Обескураженный, Израиль пошел в сторону от него.

4. СМЕРТЬ ААРОНА (20:22−29)

Чис 20:22−29. Отойдя от Кадеса, Израиль подошел к горе Ор (вероятно, в настоящее время Джебель Гарун), что вблизи Петры, на северо-запад от нее. Это, несомненно, говорит о том, что, отказавшись от намерения пройти более легким путем — по царской дороге, Моисей решил теперь идти на север, к горному Арабаху, расположенному у Красного моря, в юго-восточном углу его побережья, и, таким образом, обойти Едом с востока.

После того, как по повелению Господа Моисей, Аарон и Елеазар поднялись на гору Ор… Аарон… умер там… на вершине горы. Его священнические одежды и полномочия были переданы его сыну Елеазару. Аарон должен был умереть, потому что ему не разрешено было войти в Ханаан — по причине происшедшего у Меривы (стих 12, 24). И оплакивал Аарона весь дом Израилев тридцать дней.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.