Плач Иеремии 4 глава

Плач Иеремии
Синодальный перевод → Новой Женевской Библии

Синодальный перевод

1 Как потускло золото, изменилось золото наилучшее! камни святилища раскиданы по всем перекрёсткам.
2 Сыны Сиона драгоценные, равноценные чистейшему золоту, как они сравнены с глиняною посудою, изделием рук горшечника!
3 И чудовища подают сосцы и кормят своих детёнышей, а дщерь народа моего стала жестока, подобно страусам в пустыне.
4 Язык грудного младенца прилипает к гортани его от жажды; дети просят хлеба, и никто не подаёт им.
5 Евшие сладкое истаевают на улицах; воспитанные на багрянице жмутся к навозу.
6 Наказание нечестия дщери народа моего превышает казнь за грехи Содома: тот низринут мгновенно, и руки человеческие не касались его.
7 Князья её были в ней чище снега, белее молока; они были телом краше коралла, вид их был как сапфир;
8 а теперь темнее всего чёрного лицо их; не узнают их на улицах; кожа их прилипла к костям их, стала суха, как дерево.
9 Умерщвляемые мечом счастливее умерщвляемых голодом, потому что сии истаевают, поражаемые недостатком плодов полевых.
10 Руки мягкосердых женщин варили детей своих, чтобы они были для них пищею во время гибели дщери народа моего.
11 Совершил Господь гнев Свой, излил ярость гнева Своего и зажёг на Сионе огонь, который пожрал основания его.
12 Не верили цари земли и все живущие во вселенной, чтобы враг и неприятель вошёл во врата Иерусалима.
13 Всё это — за грехи лжепророков его, за беззакония священников его, которые среди него проливали кровь праведников;
14 бродили как слепые по улицам, осквернялись кровью, так что невозможно было прикоснуться к одеждам их.
15 «Сторонитесь! нечистый!» — кричали им; «сторонитесь, сторонитесь, не прикасайтесь»; и они уходили в смущении; а между народом говорили: «их более не будет!
16 лицо Господне рассеет их; Он уже не призрит на них», потому что они лица священников не уважают, старцев не милуют.
17 Наши глаза истомлены в напрасном ожидании помощи; со сторожевой башни нашей мы ожидали народ, который не мог спасти нас.
18 А они подстерегали шаги наши, чтобы мы не могли ходить по улицам нашим; приблизился конец наш, дни наши исполнились; пришёл конец наш.
19 Преследовавшие нас были быстрее орлов небесных; гонялись за нами по горам, ставили засаду для нас в пустыне.
20 Дыхание жизни нашей, помазанник Господень пойман в ямы их, тот, о котором мы говорили: «под тенью его будем жить среди народов».
21 Радуйся и веселись, дочь Едома, обитательница земли Уц! И до тебя дойдёт чаша; напьёшься допьяна и обнажишься.
22 Дщерь Сиона! наказание за беззаконие твоё кончилось; Он не будет более изгонять тебя; но твоё беззаконие, дочь Едома, Он посетит и обнаружит грехи твои.

Новой Женевской Библии

4:1−22 В этой главе оплакивается наказание Сиона, но одновременно высказывается уверенность в том, что из бездны отчаяния и горя будет явлено милосердие Божие.

4:1 золото ... камни святилища. Богатые золотые украшения храма Соломона были уничтожены Навуходоносором (4Цар 25:9).

4:2 Сыны Сиона драгоценные... чистейшему золоту. В качестве Божиего «удела» люди представляют особенную ценность — большую, нежели украшения храма; теперь же они уподоблены праху.

4:3 чудовища. Ср. Ис 1:2−3.

подобно страусам. Страусы традиционно олицетворяют бесчувственность и безответственность родителей по отношению к детям (ср. Иов 39:16).

4:5 Евшие сладкое. Богатые и знатные люди не застрахованы от нищеты и опасностей (Иер 6:2; Ам 4:1−3; Ам 6:1).

4:6 Наказание. Или: «прегрешение». Безмерные страдания Иудеи неоднократно ассоциируются с ее греховностью.

Содома. Олицетворение суда небесного (Втор 29:23; Ис 1:10; Иер 23:14; Иез 16:46; Ос 11:8; Ам 4:11; Лк 17:28−30).

4:8 а теперь. В наступившее лихолетье все социальные различия потеряли свое значение, «не узнают их на улицах».

4:9 Умерщвляемые мечом счастливее. Бедствия народа беспредельны и невыносимы. Смерти от голода предшествуют продолжительные страдания. Гнев Божий суров и беспощаден (ср. Втор 28:54−57).

4:10 женщин... детей. См. ст. 3.

4:11 гнев. Гнев Божий — следствие греховности Иудеи.

4:12 цари земли. Вероятно, имеется в виду уверенность в неприступности Сиона, укрепившаяся после неудачной попытки ассирийцев взять город в 701 г. до Р.Х.

4:13 лжепророков... священников. См. ком. к 2:20, а также Иер 5:30−31; Мих 3:9−12.

4:14 бродили как слепые по улицам. Ср. Втор 28:28−29.

осквернялись кровью. Бог в гневе Своем сделал сионских священников и пророков ритуально нечистыми. В Ис 59:3 речь идет о крови, пролитой виновными. Здесь же, кровь, оскверняющая нечестивых, — их собственная.

4:15 нечистый. Ср. Лев 13:45.

они уходили. Проклятие, упоминаемое во Втор 28:65−66, исполнилось.

4:17 ожидали народ. Израиль и Иудея пытались найти помощь у политических союзников, а не у Господа (ср. Ис, гл. 7; 30:1−5; Иер, гл. 24).

4:19 быстрее орлов. Ср. Иер 4:13.

4:20 помазанник Господень. Здесь высказывается надежда на царя от ветвь Давидовой, ставшая наиболее актуальной после реформ Иосии (4Цар 22:23). Реформы, хотя и носили религиозный характер, политически укрепляли независимость Иудеи и, казалось, подтверждали древнее обетование, данное Давиду (2Цар, гл. 7). Последний царь Иудеи, плененный Навуходоносором, был Седекия (4Цар 25:7). Тем не менее Иеремия предсказывал, что окончательное спасение придет через Давидову «Отрасль праведную» (Иер 23:5−8).

4:21 дочь Едома. Едом — один из исторических врагов Израиля. Истоки вражды в древнем кровном родстве (Едом — он же Исав, брат Иакова, Исх 25:30). Но в свое время падет и Едом (ср. Иер 49:7−22).

4:22 наказание за беззаконие твое кончилось. Иначе: «беззаконие твое кончилось». Благодаря Божиему милосердию и состраданию беззаконие Его народа прекратится, и он, в отличие от Едома, будет спасен (см. Ис 40:2 и Иер 49:7−22).

Примечания:

 
Синодальный перевод
3 + ст. 6, 10, 22, дщерь — дочь.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.