Плач Иеремии 3 глава

Плач Иеремии
Синодальный перевод → Новой Женевской Библии

Синодальный перевод

1 Я — человек, испытавший горе от жезла гнева Его.
2 Он повёл меня и ввёл во тьму, а не во свет.
3 Так, Он обратился на меня и весь день обращает руку Свою;
4 измождил плоть мою и кожу мою, сокрушил кости мои;
5 огородил меня и обложил горечью и тяготою;
6 посадил меня в тёмное место, как давно умерших;
7 окружил меня стеною, чтобы я не вышел, отяготил оковы мои,
8 и когда я взывал и вопиял, задерживал молитву мою;
9 каменьями преградил дороги мои, извратил стези мои.
10 Он стал для меня как бы медведь в засаде, как бы лев в скрытном месте;
11 извратил пути мои и растерзал меня, привёл меня в ничто;
12 натянул лук Свой и поставил меня как бы целью для стрел;
13 послал в почки мои стрелы из колчана Своего.
14 Я стал посмешищем для всего народа моего, вседневною песнью их.
15 Он пресытил меня горечью, напоил меня полынью.
16 Сокрушил камнями зубы мои, покрыл меня пеплом.
17 И удалился мир от души моей; я забыл о благоденствии,
18 и сказал я: погибла сила моя и надежда моя на Господа.
19 Помысли о моём страдании и бедствии моём, о полыни и желчи.
20 Твёрдо помнит это душа моя и падает во мне.
21 Вот что я отвечаю сердцу моему и потому уповаю:
22 по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось.
23 Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!
24 Господь — часть моя, говорит душа моя, итак, буду надеяться на Него.
25 Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его.
26 Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа.
27 Благо человеку, когда он несёт иго в юности своей;
28 сидит уединённо и молчит, ибо Он наложил его на него;
29 полагает уста свои в прах, помышляя: «может быть, ещё есть надежда»;
30 подставляет ланиту свою биющему его, пресыщается поношением,
31 ибо не навек оставляет Господь.
32 Но послал горе, и помилует по великой благости Своей.
33 Ибо Он не по изволению сердца Своего наказывает и огорчает сынов человеческих.
34 Но, когда попирают ногами своими всех узников земли,
35 когда неправедно судят человека пред лицом Всевышнего,
36 когда притесняют человека в деле его: разве не видит Господь?
37 Кто это говорит: «и то бывает, чему Господь не повелел быть»?
38 Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие?
39 Зачем сетует человек живущий? всякий сетуй на грехи свои.
40 Испытаем и исследуем пути свои, и обратимся к Господу.
41 Вознесём сердце наше и руки к Богу, сущему на небесах:
42 мы отпали и упорствовали; Ты не пощадил.
43 Ты покрыл Себя гневом и преследовал нас, умерщвлял, не щадил;
44 Ты закрыл Себя облаком, чтобы не доходила молитва наша;
45 сором и мерзостью Ты сделал нас среди народов.
46 Разинули на нас пасть свою все враги наши.
47 Ужас и яма, опустошение и разорение — доля наша.
48 Потоки вод изливает око моё о гибели дщери народа моего.
49 Око моё изливается и не перестаёт, ибо нет облегчения,
50 доколе не призрит и не увидит Господь с небес.
51 Око моё опечаливает душу мою ради всех дщерей моего города.
52 Всячески усиливались уловить меня, как птичку, враги мои, без всякой причины;
53 повергли жизнь мою в яму и закидали меня камнями.
54 Воды поднялись до головы моей; я сказал: «погиб я».
55 Я призывал имя Твоё, Господи, из ямы глубокой.
56 Ты слышал голос мой; не закрой уха Твоего от воздыхания моего, от вопля моего.
57 Ты приближался, когда я взывал к Тебе, и говорил: «не бойся».
58 Ты защищал, Господи, дело души моей; искуплял жизнь мою.
59 Ты видишь, Господи, обиду мою; рассуди дело моё.
60 Ты видишь всю мстительность их, все замыслы их против меня.
61 Ты слышишь, Господи, ругательство их, все замыслы их против меня,
62 речи восстающих на меня и их ухищрения против меня всякий день.
63 Воззри, сидят ли они, встают ли, я для них — песнь.
64 Воздай им, Господи, по делам рук их;
65 пошли им помрачение сердца и проклятие Твоё на них;
66 преследуй их, Господи, гневом, и истреби их из поднебесной.

Новой Женевской Библии

3:1−66 В то время как общее горе выражается в индивидуальном плаче, надежда и утешение поддерживаются верой в Божию милость и любовь.

3:1 Я человек. Плач одухотворен пламенной любовью к отечеству, наряду со скромной сдержанностью относительно личности составителя.

3:2 ввел во тьму, а не во свет. Ср. Ис 9:2. Тьма служит метафорой бедствий, богооставленности, свет олицетворяет спасение и блаженство. Ср. Ам 5:18.

3:4 кожу мою... кости мои. Ср. Иов 13:28; Ис 38:13.

3:5 горечью и тяготою. Душевные и физические страдания сопутствуют друг другу.

3:6 давно умерших. Вера в любовь Божию рождает упование, преодолевающее даже смерть (см., напр., Пс 48:16; Пс 72:24).

3:7−9 окружил меня стеною... отяготил... преградил дороги мои, извратил стези мои. Т.е. поставил в чрезвычайно тяжелое положение (ср. Пс 87). См. Пс 9:22; Пс 12:2; Пс 21:3.

3:10−12 как бы медведь... целью для стрел. Ужас и отчаяние ассоциируются с опасностями, подстерегающими путешественника.

3:14 стал посмешищем. См. Пс 68:12; Иер 20:7.

народа моего. Унижение пророка живописует бедственное положение самого народа.

3:17 удалился мир... забыл о благоденствии. Эти условия, являющиеся результатом благодати, ныне отсутствуют.

3:18 погибла сила моя и надежда моя на Господа. Состояние безнадежности богооставленности достигает кульминации.

3:20 помнит это душа. Душевная боль пророка передает страдания всего народа (см. 1:7).

3:21 Вот, что я отвечаю сердцу моему. Воспоминания, некогда усугублявшие отчаяние, ныне внушают надежду (ср. Пс 76:4−16).

3:22−24 Это кульминация всей книги. Ощущение отвергнутости Богом сменяется надеждой, которая зиждется на знании Его сущности и верности обетованиям. См. Пс 21.

3:22−23 См. Пс 135:1.

3:22 по милости. Букв.: «непоколебимая любовь». Это основное определение Бога в Его отношениях завета с Израилем. Оно означает Его верность Своему народу.

милосердие. Верность Бога завету неотделима от Его милосердия. Милосердие Божие неистощимо. Гнев Божий на Свой народ прекратится, поскольку милость Его вовек (ср. 4:22; Ос 11:8).

3:23 каждое утро. Любовь Божия принесет утро спасения (ср. Пс 89:14; Мал 4:2; Лк 1:78).

верность. Неограничена и неизменна верность Бога (ср. Авв 2:4).

3:24 часть моя. Это выражение отражает принципы землеустройства у израильских племен. Священники и левиты, не обладавшие земельным уделом, имели Господа в качестве «своей части» (Числ 18:20; ср. Пс 72:26).

3:25 Господь... ищущей Его. Бог всегда благ по отношению к тем, кто уповает на Него (ср. 1Пар 28:9). Тройное «блаженство» в данном контексте (ср. ст. 26−27) заключено в исходящей от Него благодати (ср. ст. 17, где древнееврейское слово «благо» в одном из значений передается как «благоденствие»).

3:27 в юности своей. Скорее всего, имеются в виду страдания, перенесенные Иеремией в юные годы, косвенно указывается на избавление от них. Народ тоже может надеяться на милосердие Господа, которое придет на смену нынешним испытаниям.

3:28−30 сидит ... поношением. Пророк увещевает страдающих перетерпеть нынешние несчастья в ожидании милосердия Божия.

3:28 сидит уединенно. Ср. 1:1.

3:30 подставляет ланиту свою. Унижения, претерпеваемые Израилем, предвосхищают унижения Христа (ср. Ис 50:6; Мф 26:67).

3:31−33 Господь милостив и гнев Его не может длиться бесконечно (Пс 29:6; Ис 54:7; Ос 6:1). Милосердие неотделимо от неколебимой Божией любви. Бог поражает людей «не по изволению сердца», даже когда наказывает.

3:34−36 Бог не может потворствовать неправедному суду и попранию беззащитных. Ср. Иов 8:3. Но Он допустил это, ибо в справедливом наказании заключена милостивая любовь Господа.

3:37−38 Все происходит по слову Божию (ср. Быт 1:3).

3:38 Коль скоро все происходит по слову Господа, ни один человек не может сетовать на то, что Бог посылает бедствия в наказание за грехи.

3:39 всякий сетуй на грехи свои. Достойное сожаления состояние Иерусалима — плод греха и непослушания. Призывы к покаянию не услышаны, а посему воздаяние Господа неотвратимо и справедливо.

3:40−42 Испытаем... упорствовали. Призыв к покаянию.

3:42 Ты не пощадил. Признание справедливости Божиего отказа в прощении.

3:43−45 Ты покрыл... среди народов. Пророк вспоминает о прямо противоположных действиях Бога при исходе, когда, разгневанный на врагов Израиля, Он поразил их. Тогда облако было знаком благоволения, и Бог ценил Израиль более всех других народов.

3:48 Потоки вод. Между судьбой народа и участью пророка очевидна неразрывная связь.

3:49 Око мое изливается. Выражение неизбывной скорби (ср. Пс 6:7; Пс 41:4; Иер 9:18).

3:52 враги мои, без всякой причины. Ср. Пс 34:19; Ин 15:25.

3:53 в яму. Ср. Пс 27:1; Пс 87:7. Здесь также возникают ассоциации с событиями из жизни Иеремии (ср. Иер 38:6).

3:55 Я призывал... из ямы глубокой. См. Пс 29:2; Иона 2:2−7. Это предвосхищает страдания Христа как праведного Слуги Господня.

3:56 Ты слышал голос мой. Пророк изливает свое плачущее сердце перед Богом милосердия и уверяется в том, что Господь услышал его молитву (ср. Пс 6:9−11).

3:57 не бойся! Ср. Ис 41:10; Мк 6:50.

3:58−66 В этом разделе раскрывается тема безвинного искупительного страдания.

3:58−59 дело души моей; искуплял жизнь мою... дело мое. См. Иер 50:34. Враг Иеремии были его единоплеменниками, и пророк взывает к Господу о воздаянии «по делам рук их».

3:61−66 Ты слышишь, Господи... из поднебесной. Освобождение Иеремии из рук врагов, которые и сами происходят из племени Иудина, становится символом спасения самой Иудеи.

Примечания:

 
Синодальный перевод
9 стезя — путь, дорога.
30 ланиты — щёки, боковые части лица человека от скулы до нижней челюсти.
39 сетовать — роптать, жаловаться.
48, 51 дщерей — дочерей, дщерь — дочь.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.