Библия » Сравнение переводов

Плач Иеремии 4 глава

Плач Иеремии

Новый русский перевод

1
О, как поблекло золото!
Как потускнело золото наилучшее!
Драгоценные камни святилища разбросаны
по всем перекресткам улиц.
2
Драгоценные сыны Сиона,
некогда равноценные чистейшему золоту,
теперь приравниваются к глиняной посуде,
изделию рук горшечника.
3
Даже шакалы сосцы дают,
чтобы кормить своих детенышей,
но мой народ стал жесток,
подобно страусам в пустыне.10
4
От жажды язык младенца
прилипает к нёбу его,
дети просят хлеба,
но никто им его не дает.
5
Кто привык к изысканным яствам,
выброшен на улицу,
кто в роскоши воспитан11
копается в кучах мусора.
6
Наказание народа моего
превышает наказание Содома,12
который был разрушен мгновенно,
и руки человеческие даже не коснулись его.
7
Вожди Иерусалима были чище снега,
белее молока,
тела их были румянее кораллов,
на вид были подобны сапфирам.
8
А сейчас они чернее копоти,
их не узнают на улицах,
кожа их сморщилась на костях их,
иссохла, словно дерево.
9
Те, кто погиб от меча,
счастливее умирающих от голода.
Испытывая муки голода, изнемогают они
от недостатка полевых плодов.
10
Своими руками любящие матери
варили собственных детей;
младенцы стали пищей
во время гибели моего народа.
11
Господь выплеснул все негодование Свое,
Он излил пылающий гнев Свой
и зажег в Сионе огонь,
который пожрал основания его.
12
Не верили ни цари земные,
ни все жители мира,
что неприятель войдет
в ворота Иерусалима.
13
Но это случилось из-за грехов его пророков
и беззаконий его священников,
которые проливали в нем
кровь праведников.
14
Теперь они, как слепые, бродят по улицам,
оскверненные кровью,
так что никто не осмеливается прикоснуться к ним.
15
«Уходите, нечистые! – кричат им, –
уходите прочь, не прикасайтесь!»
И тогда они исчезают
и начинают скитаться между народами,
а им и там говорят:
«Вы не можете здесь оставаться».
16
Господь Сам13 рассеял их,
Он больше не смотрит за ними.
Священникам14 не оказывают уважения,
и старцам – милости.
17
Глаза наши утомились,
напрасно ожидая помощи;
с наших башен мы ожидали народ,
который не мог спасти нас.15
18
На каждом шагу подстерегали нас,
так что мы не могли ходить по улицам нашим.
Приблизился наш конец,
число наших дней сочтено:
пришел наш конец.
19
Наши преследователи были
быстрее орлов в небе.
Они гонялись за нами по горам,
подкарауливали нас в пустыне.
20
Дыхание нашей жизни –
царь наш, помазанник Господа,16
пойман в их ловушки.
А мы говорили, что под его тенью
мы будем жить среди народов.
21
Радуйся пока и веселись, дочь Эдома,
живущая в земле Уц!
Но и до тебя дойдет чаша,
напьешься допьяна и обнажишься.
22
О дочь Сиона! Наказание твое скоро закончится,
Он не продлит изгнание твое.
А тебя, дочь Эдома, Он накажет за беззакония твои
и откроет все грехи твои.

Новой Женевской Библии

4:1-22 В этой главе оплакивается наказание Сиона, но одновременно высказывается уверенность в том, что из бездны отчаяния и горя будет явлено милосердие Божие.

4:1 золото ... камни святилища. Богатые золотые украшения храма Соломона были уничтожены Навуходоносором (4 Цар. 25,9).

4:2 Сыны Сиона драгоценные... чистейшему золоту. В качестве Божиего "удела" люди представляют особенную ценность – большую, нежели украшения храма; теперь же они уподоблены праху.

4:3 чудовища. Ср. Ис. 1,2.3.

подобно страусам. Страусы традиционно олицетворяют бесчувственность и безответственность родителей по отношению к детям (ср. Иов 39,16).

4:5 Евшие сладкое. Богатые и знатные люди не застрахованы от нищеты и опасностей (Иер. 6,2; Ам. 4,1-3; 6,1).

4:6 Наказание. Или: "прегрешение". Безмерные страдания Иудеи неоднократно ассоциируются с ее греховностью.

Содома. Олицетворение суда небесного (Втор. 29,23; Ис. 1,10; Иер. 23,14; Иез. 16,46; Ос. 11,8; Ам. 4,11; Лк. 17,28-30).

4:8 а теперь. В наступившее лихолетье все социальные различия потеряли свое значение, "не узнают их на улицах".

4:9 Умерщвляемые мечом счастливее. Бедствия народа беспредельны и невыносимы. Смерти от голода предшествуют продолжительные страдания. Гнев Божий суров и беспощаден (ср. Втор. 28,54-57).

4:10 женщин... детей. См. ст. 3.

4:11 гнев. Гнев Божий – следствие греховности Иудеи.

4:12 цари земли. Вероятно, имеется в виду уверенность в неприступности Сиона, укрепившаяся после неудачной попытки ассирийцев взять город в 701 г. до Р.Х.

4:13 лжепророков... священников. См. ком. к 2,20, а также Иер. 5,30.31; Мих. 3,9-12.

4:14 бродили как слепые по улицам. Ср. Втор. 28,28.29.

осквернялись кровью. Бог в гневе Своем сделал сионских священников и пророков ритуально нечистыми. В Ис. 59,3 речь идет о крови, пролитой виновными. Здесь же, кровь, оскверняющая нечестивых, – их собственная.

4:15 нечистый. Ср. Лев. 13,45.

они уходили. Проклятие, упоминаемое во Втор. 28,65.66, исполнилось.

4:17 ожидали народ. Израиль и Иудея пытались найти помощь у политических союзников, а не у Господа (ср. Ис., гл. 7; 30,1-5; Иер., гл. 24).

4:19 быстрее орлов. Ср. Иер. 4,13.

4:20 помазанник Господень. Здесь высказывается надежда на царя от ветвь Давидовой, ставшая наиболее актуальной после реформ Иосии (4 Цар. 22,23). Реформы, хотя и носили религиозный характер, политически укрепляли независимость Иудеи и, казалось, подтверждали древнее обетование, данное Давиду (2 Цар., гл. 7). Последний царь Иудеи, плененный Навуходоносором, был Седекия (4 Цар. 25,7). Тем не менее Иеремия предсказывал, что окончательное спасение придет через Давидову "Отрасль праведную" (Иер. 23,5-8).

4:21 дочь Едома. Едом – один из исторических врагов Израиля. Истоки вражды в древнем кровном родстве (Едом – он же Исав, брат Иакова, Исх. 25,30). Но в свое время падет и Едом (ср. Иер. 49,7-22).

4:22 наказание за беззаконие твое кончилось. Иначе: "беззаконие твое кончилось". Благодаря Божиему милосердию и состраданию беззаконие Его народа прекратится, и он, в отличие от Едома, будет спасен (см. Ис. 40,2 и Иер. 49,7-22).



2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.