Приповістей 3 глава

Книга приказок Соломонових
Переклад Хоменка → Толкования Августина

Переклад Хоменка

1 Мій сину! не забувай мого навчання;
нехай твоє серце береже мої накази,
2 бо вони тобі причинять довголіття,
роки життя й спокою.
3 Нехай доброта й вірність тебе не покидають,
прив'яжи їх собі на шию,
напиши їх на таблиці серця.
4 Тим знайдеш ласку й доброзичливість
в Божих очах і в людських.
5 Звірся на Господа всім твоїм серцем,
не покладайсь на власний розум.
6 У всіх твоїх путях думай про нього
і він твої стежки вирівняє.
7 Не гадай собі, що ти мудрий,
бійся Господа і від зла ухиляйся,
8 і це буде здоров'ям для твого тіла,
й оновою для костей твоїх.
9 Шануй Господа тим, що ти маєш,
та первоплодами всіх твоїх прибутків,
10 і твої клуні будуть ущерть повні,
твої винотоки вируватимуть молодим вином.
11 Не легковаж Господнього докору, о мій сину,
і не ухиляйся, коли він карає.
12 Кого Бог любить, того й картає,
як батько улюбленого сина.
13 Щасливий чоловік, що знайшов мудрість,
людина, що розум придбала,
14 бо її придбання ліпше від придбання срібла,
і понад золото такий прибуток.
15 Вона дорожча від перлів,
ніщо з того, що бажаєш, не зрівняється з нею.
16 Вік довгий у її правиці,
і в лівиці — багатство й слава.
17 Шляхи її — шляхи відради,
всі її стежки — мирні.
18 Вона дерево життя для тих, хто її держиться,
щасливий, хто її вхопився.
19 Господь мудрістю заснував землю,
він розумом утвердив небо.
20 Його знанням розсілися глибини,
і хмари скрапують росою.
21 Мій сину! Бережи розум і обачність;
нехай не зникають з-перед очей у тебе,
22 і вони будуть життям душі твоєї,
окрасою твоєї шиї.
23 Тоді ходитимеш безпечно дорогою твоєю,
і нога твоя не спотикнеться.
24 Коли сідатимеш, нічого не будеш боятися,
коли лягатимеш, сон твій буде солодкий.
25 Не бійся ні переляку раптового,
ані напасти злих, коли нагряне,
26 бо Господь буде безпекою твоєю
і збереже ногу твою від пастки.
27 Не затримуй добра від того, кому воно належить,
коли рука твоя здоліє це зробити.
28 Не кажи ближньому: “Йди геть, потім прийдеш,
дам узавтра”, — коли є у тебе щось.
29 Не куй зла на твого ближнього,
коли він з тобою перебуває в довір'ї.
30 Не сварися з чоловіком без причини,
якщо він тобі зла не заподіяв.
31 Насильникові не завидуй,
не наслідуй його поведінки,
32 бо розбещений для Господа осоружний,
з праведниками ж його дружба.
33 Прокляття Господа в домі злого,
а житло праведника він благословляє.
34 З насмішників Господь сміється,
покірним дає ласку.
35 Мудрі беруть у насліддя славу,
доля безумних — ганьба.

Толкования Августина

Стих 1

Что же это, когда в столь многих местах повелевает Бог соблюдать и творить все заповеди Свои? Как Он повелевает, если нет свободного произволения? Что значит блажен [муж], о котором говорит псалом, что в законе Господа воля его (2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! Пс 1:2)? Не довольно ли указывает он, что волею своею пребывает человек в законе Божьем? Далее, вспомним столь многие заповеди, как бы к самому названию воли взывающие, как то: Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (21 Не будь побежден злом, но побеждай зло добром. Рим 12:21), и иные подобные: Не будьте как конь, как лошак несмысленный (9 "Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе". Пс 31:9), и не отвергай завета матери твоей (8 Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, Притч 1:8), и не будь мудрецом в глазах твоих (7 Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: Притч 3:7), и наказания Господня не отвергай (11 Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; Притч 3:11) и не отказывай в благодеянии нуждающемуся (27 Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его. Притч 3:27), и не замышляй против ближнего твоего зла (29 Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою. Притч 3:29), и не внимай злой женщине (3 ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; Притч 5:3; LXX)), и не хочет он вразумиться, чтобы делать добро (4 слова уст его — неправда и лукавство; не хочет он вразумиться, чтобы делать добро; Пс 35:4), и не приняли совета моего (30 не приняли совета моего, презрели все обличения мои; Притч 1:30). И неисчислимые подобные божественные речения в Ветхом Завете что обличают, если не свободное произволение человеческой воли?

О благодати и свободной воле 2.4, Cl.0352,883.30

Стих 9

Бог одобряет ту милость, которая совершается от праведных трудов, как написано: Чти Господа от праведных твоих трудов и начатки давай Ему от твоих плодов правды (9 Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, Притч 3:9; LXX). Однако то, что доставляется от слез других людей, Он отвергает и осуждает. Ибо что пользы, если один тебя благодарит, а многие по этой причине злословят тебя? Или что принесет тебе эта милость, которая добыта от чужого имущества? Надо ли, в самом деле, опасаться, будто нет у Бога того, из чего ты мог бы давать пропитание Его нищим, не прибегая к хищению у других людей?

Источник: О христианской жизни 12, Сl. 0730,12.1042.40

Стих 11

И какое же наказание ныне существует для тех, кто заблуждается? Вероятно, некое огорчение, а то и бичевание ради исправления или проверки. В самом деле, или встает на правильный путь с пути грехов тот, о ком речь, дабы не подпасть под более суровое наказание, не исправившись; или же подвергается испытанию чья-либо вера, чтобы проверить, сколь терпеливо и смиренно будет человек держаться под бичом Отца, не выражая ропота по поводу отеческого наказания, радуясь по поводу ласки, но так выражая радость от ласки, чтобы быть благодарным и наказующему, поскольку Господь наказывает всякого сына, которого принимает (12 ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему. Притч 3:12; LXX).

Проповеди 113А.4, Cl.0284,113А.MiAg1.145.6

Иное толкование

Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит, наказывает, бьет же всякого сына, которого принимает (12 ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему. Притч 3:12; LXX). Ибо справедливо, что мы, будучи отлучены от прежнего райского благоденствия вследствие упорной жажды услад, по смиренному перенесению невзгод будем приняты, беженцы по причине злых наших дел, возвращающиеся от претерпевания зол, — там против правды преступающие, здесь ради правды страдающие.

О терпении 14.11, Cl.0308,14.11.675.15

Написано: Господь, кого любит, наказывает, бьет же всякого сына, которого принимает (12 ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему. Притч 3:12; LXX). Итак, да не исчахнем под плетью и возрадуемся по воскресении. Ибо истинно, что Он бьет всякого сына, которого принимает, и даже единственного своего Сына не пощадил, но предал Его на мучения ради нас. Стало быть, взяв за пример Того, Кого бичевали без прегрешительной заслуги, Кто скончался ради наших преступлений и воскрес для оправдания нашего (25 Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего. Рим 4:25), да не убоимся, когда нас бичуют, что нас оставил Господь, но уверимся, что будем приняты, когда воскреснем.

Источник: Проповеди 157.3, Cl.0284,157.PL38.860.52

***

И подлинно, есть ли что более явное, нежели Божия благодать, которая изъявляется, когда по молитве стяжаем взыскуемое? Ибо если сказал Спаситель наш: Бодрствуйте, чтобы не впасть во искушение (41 бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Мф 26:41; 38 Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Мк 14:38; 40 Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. Лк 22:40), то, мнится нам, только волю человека увещевал Он; когда же добавил: «и молитесь», то показал, что Бог помогает, дабы не впал кто во искушение. Сказано было свободному произволению: сын, научения Господня отвергнуть не пожелай (11 Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; Притч 3:11; Vulg).

Источник: О благодати и свободной воле 4.9, Cl.0352,887.34

Стих 34

Едва ли найдется страница в священных книгах, где не оказывается, что Бог противиться гордому, а смиренному посылает благодать.

Об учении христианском 3.23.33, Cl.0263,3.23.10



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.