Прыказяў Салямонавае 3 глава

Кніга Прыказяў Салямонавае
Пераклад Яна Станкевіча → Толкования Августина

Пераклад Яна Станкевіча

1 Сыну мой, права майго не забудзься, і расказаньні мае хай дзяржыць сэрца тваё;
2 Бо даўгія дні а гады жыцьця і супакой яны дададуць табе.
3 Міласэрдзе а праўда хай не пакінуць цябе; завяжы іх на шыі сваёй, напішы іх на табліцы сэрца свайго,
4 Знаходзячы гэтак зычлівасьць і добры розум у ваччу Бога й людзіны.
5 Спадзявайся на СПАДАРА ўсім сэрцам сваім і не апірайся на розум свой;
6 У вусіх дарогах сваіх пазнай Яго, і Ён будзе кіраваці дарогі твае.
7 Ня будзь мудры ў ваччу сваім; бойся СПАДАРА й адхінайся ад ліха:
8 Гэта будзе лекам пупу твайму і вогкасьцю касьцём тваім.
9 Сьці СПАДАРА зь меньня свайго і першым з усёга прыбытку свайго. —
10 І сьвірны твае напоўняцца множасьцяй, і вінны сок будзе пералівацца ў таўчэльнях тваіх.
11 Ня грэбуй зырам СПАДАРОВЫМ, сыну мой, ня брыдзься ўпікамі Ягонымі;
12 Бо каго СПАДАР любе, таго зыра, як айцец сына, катораму прыяе.
13 Шчасьлівы чалавек, што знайшоў мудрасьць, чалавек, што прыдбаў розум:
14 Бо тавар ізь яе лепшы за тавар срэбны, і прыбытак ізь яе лепшы за найчыстшае золата.
15 Дарожшая яна за пэрлы, і ўсе жаданае табою не зраўнаецца зь ёй;
16 Даўжыня дзён у яе правіцы, і ў левай яе багацьце а пачэсьць;
17 Дарогі ейныя — дарогі прыемнасьці, і ўсі сьцежкі ейныя — супакой;
18 Дзерва жыцьця яна дзержачым яе, і шчасьлівы, хто моцна апіраецца на яе.
19 СПАДАР мудрасьцю заклаў зямлю, умацаваў нябёсы розумам.
20 Ведаю Ягонаю глыбіні праломлены, і булакі точаць расу.
21 Сыну мой, няхай яны не здаляюцца ад аччу тваіх; заховуй існае а разважнасьць:
22 І будуць жыцьцём душы тваёй і прыборам шыі тваёй.
23 Тады бясьпечна пойдзеш па дарозе сваёй, і нага твая не спатыкнецца.
24 Як ляжаш, ня будзеш баяцца; але, ляжаш, і сон твой будзе салодкі.
25 Ня будзеш баяцца неспадзеўнага спалоху ані спустошаньня нягоднікаў, як яно прыйдзе;
26 Бо СПАДАР будзе тайкаю тваёй і ўсьцеражэць нагу тваю ад схапленьня.
27 Не адмаўляй добра тым, каму яно належа, калі ё сіла ў руццэ тваёй зрабіць гэта.
28 Не кажы прыяцелю свайму: «Ідзі й зьвярніся, і заўтра я дам табе», калі маеш із сабою.
29 Не задумляй ліха на прыяцеля свайго, бо бясьпечна ён жывець із табою.
30 Ня вадзься з чалавекам бяз прычыны, як ён не зрабіў крыўды табе.
31 Не завідуй глабаньніку і не выбірай ні воднае з дарогаў ягоных;
32 Бо агіда СПАДАРУ крутадушнасьць, але з пасьцівымі тайная рада Ягоная.
33 Праклён СПАДАРОЎ на доме нягоднага, але Ён дабраславе сялібу справядлівых.
34 Скалазубамі Ён грэбуе, але пакорным даець ласку.
35 Чэсьць спадзець мудрым, але дурных панясець сорам.

Толкования Августина

Стих 1

Что же это, когда в столь многих местах повелевает Бог соблюдать и творить все заповеди Свои? Как Он повелевает, если нет свободного произволения? Что значит блажен [муж], о котором говорит псалом, что в законе Господа воля его (2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! Пс 1:2)? Не довольно ли указывает он, что волею своею пребывает человек в законе Божьем? Далее, вспомним столь многие заповеди, как бы к самому названию воли взывающие, как то: Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (21 Не будь побежден злом, но побеждай зло добром. Рим 12:21), и иные подобные: Не будьте как конь, как лошак несмысленный (9 "Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе". Пс 31:9), и не отвергай завета матери твоей (8 Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, Притч 1:8), и не будь мудрецом в глазах твоих (7 Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: Притч 3:7), и наказания Господня не отвергай (11 Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; Притч 3:11) и не отказывай в благодеянии нуждающемуся (27 Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его. Притч 3:27), и не замышляй против ближнего твоего зла (29 Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою. Притч 3:29), и не внимай злой женщине (3 ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; Притч 5:3; LXX)), и не хочет он вразумиться, чтобы делать добро (4 слова уст его — неправда и лукавство; не хочет он вразумиться, чтобы делать добро; Пс 35:4), и не приняли совета моего (30 не приняли совета моего, презрели все обличения мои; Притч 1:30). И неисчислимые подобные божественные речения в Ветхом Завете что обличают, если не свободное произволение человеческой воли?

О благодати и свободной воле 2.4, Cl.0352,883.30

Стих 9

Бог одобряет ту милость, которая совершается от праведных трудов, как написано: Чти Господа от праведных твоих трудов и начатки давай Ему от твоих плодов правды (9 Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, Притч 3:9; LXX). Однако то, что доставляется от слез других людей, Он отвергает и осуждает. Ибо что пользы, если один тебя благодарит, а многие по этой причине злословят тебя? Или что принесет тебе эта милость, которая добыта от чужого имущества? Надо ли, в самом деле, опасаться, будто нет у Бога того, из чего ты мог бы давать пропитание Его нищим, не прибегая к хищению у других людей?

Источник: О христианской жизни 12, Сl. 0730,12.1042.40

Стих 11

И какое же наказание ныне существует для тех, кто заблуждается? Вероятно, некое огорчение, а то и бичевание ради исправления или проверки. В самом деле, или встает на правильный путь с пути грехов тот, о ком речь, дабы не подпасть под более суровое наказание, не исправившись; или же подвергается испытанию чья-либо вера, чтобы проверить, сколь терпеливо и смиренно будет человек держаться под бичом Отца, не выражая ропота по поводу отеческого наказания, радуясь по поводу ласки, но так выражая радость от ласки, чтобы быть благодарным и наказующему, поскольку Господь наказывает всякого сына, которого принимает (12 ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему. Притч 3:12; LXX).

Проповеди 113А.4, Cl.0284,113А.MiAg1.145.6

Иное толкование

Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит, наказывает, бьет же всякого сына, которого принимает (12 ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему. Притч 3:12; LXX). Ибо справедливо, что мы, будучи отлучены от прежнего райского благоденствия вследствие упорной жажды услад, по смиренному перенесению невзгод будем приняты, беженцы по причине злых наших дел, возвращающиеся от претерпевания зол, — там против правды преступающие, здесь ради правды страдающие.

О терпении 14.11, Cl.0308,14.11.675.15

Написано: Господь, кого любит, наказывает, бьет же всякого сына, которого принимает (12 ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему. Притч 3:12; LXX). Итак, да не исчахнем под плетью и возрадуемся по воскресении. Ибо истинно, что Он бьет всякого сына, которого принимает, и даже единственного своего Сына не пощадил, но предал Его на мучения ради нас. Стало быть, взяв за пример Того, Кого бичевали без прегрешительной заслуги, Кто скончался ради наших преступлений и воскрес для оправдания нашего (25 Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего. Рим 4:25), да не убоимся, когда нас бичуют, что нас оставил Господь, но уверимся, что будем приняты, когда воскреснем.

Источник: Проповеди 157.3, Cl.0284,157.PL38.860.52

***

И подлинно, есть ли что более явное, нежели Божия благодать, которая изъявляется, когда по молитве стяжаем взыскуемое? Ибо если сказал Спаситель наш: Бодрствуйте, чтобы не впасть во искушение (41 бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Мф 26:41; 38 Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Мк 14:38; 40 Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. Лк 22:40), то, мнится нам, только волю человека увещевал Он; когда же добавил: «и молитесь», то показал, что Бог помогает, дабы не впал кто во искушение. Сказано было свободному произволению: сын, научения Господня отвергнуть не пожелай (11 Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; Притч 3:11; Vulg).

Источник: О благодати и свободной воле 4.9, Cl.0352,887.34

Стих 34

Едва ли найдется страница в священных книгах, где не оказывается, что Бог противиться гордому, а смиренному посылает благодать.

Об учении христианском 3.23.33, Cl.0263,3.23.10



2007–2024. Зроблена з любоўю для тых, што любяць і шукаюць Бога. Калі ў вас ёсць пытанні ці пажаданні, то пішыце нам: bible-man@mail.ru.