3 Царств 12 глава

Третья книга Царств
Cовременный перевод WBTC → Комментарии МакДональда

Cовременный перевод WBTC

1 Все израильтяне и Ровоам пошли в Сихем, чтобы сделать Ровоама царём.
2 Иеровоам, сын Навата, ещё находился в Египте, куда убежал от царя Соломона. Когда он услышал о смерти Соломона, он вернулся из Египта в свой город Зереда, в горах Ефрема. Царь Соломон умер и был похоронен со своими предками.
3 Люди сказали Ровоаму:
4 "Твой отец заставлял нас выполнять непосильную работу. Облегчи нам теперь тяжкую работу, которую заставлял нас делать твой отец. Тогда мы будем служить тебе".
5 Ровоам ответил: "Вернитесь через три дня, и я отвечу вам". И народ ушёл.
6 Царь Ровоам посоветовался со старцами, которые помогали Соломону при жизни принимать решения. Он спросил их: "Что вы посоветуете мне ответить этим людям?"
7 Они сказали: "Если ты сегодня будешь слугой этому народу, будешь говорить с ними ласково и дашь им удовлетворительный ответ, тогда они всегда будут служить тебе".
8 Но Ровоам не послушался совета старцев, а также посоветовался с молодыми людьми, которые выросли вместе с ним.
9 Он спросил их: "Что следует мне ответить этим людям, которые сказали мне: "Облегчи нам работу, которую давал нам отец твой"?"
10 Молодые друзья, которые выросли с царём, ответили: "Эти люди пришли к тебе и сказали: "Твой отец заставлял нас делать тяжёлую работу. Ты же облегчи её". Ты скажи им: "Мой мизинец толще всего тела моего отца.
11 Мой отец заставлял вас делать тяжёлую работу, а я сделаю вашу работу ещё тяжелей. Отец бичами заставлял вас работать, а я буду вас так бить, что вы подумаете, что вас покусали скорпионы"".
12 Ровоам сказал народу: "Вернитесь ко мне через три дня". И через три дня весь израильский народ вернулся к царю.
13 Царь ответил народу сурово. Он не послушался совета, который дали ему старцы.
14 Он сделал, как посоветовали ему молодые люди, и сказал: "Мой отец заставлял вас выполнять тяжёлую работу. Я же сделаю её ещё тяжелей. Мой отец бичами заставлял вас работать, а я буду вас так бить, что вы подумаете, что вас покусали скорпионы".
15 И не сделал царь того, что просил народ, ибо Господь сделал так, чтобы исполнилось слово Его, которое Он сказал Иеровоаму, сыну Навата, через Ахию Силомлянина.
16 Когда все израильтяне увидели, что царь их не послушал, они сказали царю: "Разве мы часть семьи Давида? Разве есть у нас хоть часть земли сына Иессеева? Нет! Так разойдись же, Израиль, по своим домам. Пусть сын Давида правит своим собственным домом". И израильтяне разошлись по своим домам.
17 Но Ровоам правил израильтянами, жившими в городах Иудеи.
18 Царь Ровоам послал к народу Адонирама, начальника над всеми рабочими. Но израильтяне забросали его камнями, и он умер. А царь Ровоам поспешил в свою колесницу, чтобы убежать в Иерусалим.
19 И восстал Израиль против дома Давида. Они и до сего дня против дома Давида.
20 Когда все израильтяне услышали, что Иеровоам возвратился, они позвали его на собрание и сделали его царём над всем Израилем. Только колено Иуды осталось верным дому Давида.
21 Ровоам прибыл в Иерусалим и собрал из колен Иуды и Вениамина сто восемьдесят тысяч отборных воинов, чтобы воевать против народа Израиля и возвратить царство Ровоаму, сыну Соломона.
22 Но Господь сказал Самею, человеку Божьему:
23 "Скажи Ровоаму, сыну Соломона, царю Иудейскому, и всему дому Иуды и Вениамина, и всему остальному народу:
24 "Так говорит Господь: не ходите на войну с братьями вашими, израильтянами. Возвратитесь каждый в свой дом, потому что Я сделал, чтобы это произошло"". И они послушались слова Господа и разошлись по домам.
25 Иеровоам укрепил город Сихем в горной стране Ефремовой и поселился в нём. Оттуда он пошёл в город Пенуил и укрепил его.
26 И подумал Иеровоам: "Царство может опять перейти к дому Давида.
27 Если народ будет продолжать ходить для жертвоприношения в храм Господа в Иерусалиме, то сердца их снова обратятся к государю своему, к Ровоаму, царю Иудейскому. Тогда они убьют меня".
28 И, посоветовавшись, царь сделал двух золотых тельцов и сказал народу: "Не нужно вам ходить в Иерусалим. Израиль, вот твои боги, которые вывели тебя из Египта".
29 Одного тельца он поставил в Вефиле, а другого в Дане.
30 Это был великий грех. Народ Израиля ходил в Вефиль и в Дан, чтобы поклоняться тельцам.
31 Он также построил храмы на высотах, и выбрал священников из разных колен Израиля, даже если они не были левитами.
32 Иеровоам установил новый праздник в пятнадцатый день восьмого месяца, подобный тому празднику, какой был в Иудее, и приносил жертвы на алтаре. Он делал это в Вефиле, принося жертву тельцам, которых сделал. Он также выбрал священников в Вефиле служить на высотах, которые он устроил.
33 Так, царь Иеровоам выбрал израильтянам своё время для праздника. На пятнадцатый день восьмого месяца, месяца, который он произвольно назначил, он приносил жертвы и воскурял фимиам на алтаре, который построил в Вефиле.

Комментарии МакДональда

III. РАЗДЕЛЕННОЕ ЦАРСТВО (Гл. 12−22)

А. Царь Ровоам Иудейский (12:1−24)

Ровоам, сын Соломона, правил Иудеей семнадцать лет (931/930 — 913 гг. до Р. Х.; 3Цар 12:20−24; 2Пар 11−12).

12:1−11 Ровоам отправился в Сихем, чтобы быть помазанным на царство. Услышав о смерти Соломона, Иеровоам вернулся из Египта и также отправился в Сихем вместе со всем собранием израильтян. Израильтяне выдвинули Ровоаму ультиматум: «Облегчи нам жестокую работу отца твоего и тяжкое иго, которое он наложил на нас, и тогда мы будем служить тебе». Для того, чтобы поддерживать восточную роскошь при дворе, Соломон принуждал народ к тяжкому труду и облагал его непосильными налогами. Так что люди сказали: «Понизь налоги, которые вынуждал нас платить твой отец, и мы станем служить тебе. В противном случае мы восстанем». Ровоам попросил три дня для принятия решения. Сначала он посоветовался с престарелыми советниками. Они порекомендовали ему проявить доброту к народу и услужить ему. Но младшие советники предложили прямо противоположное — пригрозить народу еще большими налогами! В этом смысле мизинец Ровоама оказался толще чресл Соломона. Если Соломон наказывал их бичами, то Ровоам угрожал наказывать их скорпионами (вероятно, имеются в виду бичи с острыми наконечниками).

12:12−20 Когда Иеровоам и собрание Израиля вернулись выслушать ответ царя на третий день, он ответил им по совету молодых людей. Стих 15 показывает, что такой поворот событий был вызван Господом, чтобы исполнилось слово, изреченное через Ахию Силомлянина (11:30−39). Тогда народ Израиля восстал против Ровоама, хотя некоторые из них остались жить на территории Иуды. Ровоам послал Адонирама, ненавистного народу надсмотрщика за проведением принудительных работ, подчинить израильтян его воле, но они забросали Адонирама камнями до смерти. Потом народ Израиля сделал царем Иеровоама. Хотя в стихе 20 сказано, что только колено Иудино последовало за Ровоамом, нам следует помнить, что Иудее принадлежали также колена Вениамина (ст. 21), Симеона (Нав 19:1б) и большая часть колена Левия.

12:21−24 Ровоам захотел исправить ситуацию, объявив войну Израилю, но отменил ее вследствие Божьего повеления. Прежде Ровоам не прислушался к совету старцев, но теперь выслушал совет Господа и пощадил жизнь множества израильтян. Раскол произошел по слову Господа, и слово Господа обеспечило, чтобы в ходе его не пролилась кровь.

РАСКОЛ ЦАРСТВА

История разделенного царства начинается здесь и продолжается в Четвертой книге Царств. Иеровоам правил десятью северными коленами, обычно называемыми «Израилем», а иногда, у пророков, — «Ефремом». В этом царстве сменилось девять династий, и все цари были нечестивыми.

Ровоам правил южным царством, известным как «Иудея». В этом царстве правила одна династия. Все цари были потомками Давида. Христос является законным наследником престола Давида через Иосифа, Своего приемного отца (смотри родословную в Матфея 1). Он также был и физически потомком Давида через деву Марию, происходившую от родного сына Давида Нафана (смотри родословную в Луки 3). Некоторые из царей Иудеи были выдающимися реформаторами, но большинство из них также были нечестивыми.

В истории разделенного царства можно отметить четыре этапа. Во-первых, это период открытых конфликтов, от Иеровоама (3Цар 12:1) до Амврия (3Цар 16:28). Во-вторых, это период ослабления напряжения, от Амврия (3Цар 16:29) до Ииуя (4Цар 9). Третий этап, от Ииуя до пленения Израиля Ассирией (722 г. до Р. Х.), отличался сравнительной независимостью (4Цар 9−17). В итоге осталась только Иудея, которая попала в вавилонский плен в 586 г. до Р. Х. (4Цар 18−25).

Царство Израиля так и не вернулось на свою землю как единый народ. Иудея оставалась в плену семьдесят лет, а потом многочисленные группы ее представителей возвратились в Иерусалим, о чем рассказано в книгах Ездры и Неемии. Южные колена вернулись в свою землю и жили там, подчиненные язычникам, еще примерно 500 лет до рождения Христа.

В конце ветхозаветного периода иудеи в своей земле были подчинены царю Персии. Позже Персия была завоевана Грецией, и иудеи подчинялись этой мировой державе. Наконец греки покорились Римской империи; и в период римского владычества родился Господь Иисус.

Изучая период разделенного царства, исследователи часто сталкиваются с кажущимися противоречиями в датах. Большая часть хронологических трудностей может быть устранена, если принять во внимание, что в Израиле и Иудее использовались разные методы подсчета длительности правления. Другой важный момент заключается в том, что иногда два царя правили в одно и то же время. Подробно хронология царствований изучается в книге Эдвина Р. Тайла «Загадочные числа еврейских царей».

Мы изучим историю разделенного царства в том порядке, в каком перечислены его правители, упомянем о важных событиях, происходивших в период правления каждого из них. Даты взяты из книги Тайла, упомянутой выше.

Б. Царь Иеровоам Израильский (12:25 — 14:20)

Иеровоам, сын Навата, из колена Ефрема, был царем Израиля двадцать два года (931/930−910/909 гг. до Р. Х.).

1. Ложные центры поклонения Иеровоама (12:25−33)

12:25−30 Первый царь Израиля сначала сделал своей столицей Сихем, а затем построил Пенуил на другом берегу реки Иордан. Боясь, что народ Израиля будет возвращаться в Иерусалим, чтобы поклоняться Богу в праздничные дни, а потом возвратится к царю Иудейскому, он учредил свою религиозную систему: Дан и Вефиль стали новыми центрами поклонения. В обоих местах были поставлены золотые тельцы, и эти идолы были объявлены богами, которые вывели Израиль из земли Египетской!

12:31−33 Иеровоам построил капище на высоте. Он создал новое священство, собрав его со всего народа, а не только сынов Левииных, как велел Бог. Он учредил новый религиозный календарь, с большим праздником в пятнадцатый день восьмого месяца, заменившим праздник кущей, который отмечали в седьмом месяце. Он сам узурпировал место священника, принося жертвы на жертвеннике, который он сделал в Вефиле.

То, что многие жители Израиля приняли эти изменения, показывает, как далеко их сердца были от Господа. Их отцы поклонялись тельцу и были наказаны за это (Исх 32). Соломон воздвигал высоты и утратил за это большую часть царства (Гл. 11). Корей и его последователи пытались узурпировать права священников и поплатились за это жизнью (Чис 16). Инновации, с помощью которых Иеровоам пытался сохранить царство, только обеспечили его падение. Те, кто был верен Господу, бежал в Иудею (2Пар 11:14−16), оставив своих братьев наслаждаться удобствами и пожинать плоды их рукотворной религии. Хорошо сказано, что «Иеровоам не заслужил такого хорошего положения [царской власти], но Израиль заслужил такого плохого правителя».



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.