Левит 16 глава

Третья Книга Моисеева. Левит
Cовременный перевод WBTC → Комментарии МакДональда

Cовременный перевод WBTC

1 Двое сыновей Аарона умерли во время сжигания благовоний Господу. После этого Господь говорил с Моисеем.
2 И сказал ему Господь: "Поговори со своим братом Аароном и скажи ему, чтобы он не ходил за завесу святилища в любое время, когда захочет. Там, позади завесы, находится святой ларец, а на нём особая крышка. Над этой особой крышкой Я являюсь в облаке, и если Аарон войдёт в эту комнату, он может умереть!
3 Прежде чем Аарон войдёт в святилище в день искупления, он должен принести тельца в жертву за грех и барана в жертву всесожжения.
4 Аарон должен вымыть тело своё водой, а затем надеть на себя священные одежды: льняную рубашку, льняное бельё на тело, подпоясаться льняным поясом и надеть на голову льняной тюрбан. Это священные одежды.
5 Аарон должен взять у народа Израиля двух козлов в жертву за грех и одного барана в жертву всесожжения.
6 Затем Аарон должен принести тельца в жертву за грех. Эта жертва за грех за него самого. Аарон должен сделать это, чтобы очистить себя и свою семью.
7 Затем Аарон должен взять двух козлов и привести их перед Господом ко входу скинии собрания.
8 Аарон бросит жребий об этих двух козлах. Один жребий для Господа, а второй жребий для Отпущения.
9 Затем Аарон принесёт в жертву за грех того козла, на которого выпал жребий для Господа.
10 А козла, на которого выпал жребий для отпущения, надо привести живым перед Господом; этот козёл будет выпущен в пустыню для отпущения. Это делается, чтобы совершить очищение народа.
11 Потом Аарон принесёт тельца в жертву за грех за себя, очистит себя и свою семью и заколет тельца, как жертву за грех за себя.
12 Затем он должен взять с жертвенника, который находится перед Господом, кадильницу, полную горящего угля. Аарон возьмёт две горсти пряных благовоний, истолчённых в порошок, и внесёт эти благовония в комнату за завесой.
13 Аарон должен положить эти благовония на огонь перед Господом. Тогда облако от курения благовоний покроет крышку, которая находится над ковчегом соглашения, и Аарон не умрёт.
14 Аарон также должен взять немного крови тельца и пальцем покропить на эту крышку в сторону востока. Он пальцем покропит кровью перед крышкой семь раз.
15 Затем Аарон должен заколоть козла в жертву за грех за народ. Аарон должен принести кровь этого козла в комнату позади завесы и сделать с кровью козла то же, что делал с кровью тельца. Он должен покропить кровью козла особую крышку и перед нею.
16 Так Аарон сделает всё, чтобы Святое Святых было чистым. Он должен сделать всё это потому, что народ Израиля нечист. Они поступают плохо, и на них много греха. Он должен также сделать всё это для скинии собрания, ибо она стоит среди нечистых людей!
17 Когда Аарон входит в святилище, чтобы очистить его и народ, ни один человек не должен находиться в скинии собрания. Никто не должен входить туда, пока Аарон не выйдет. Так он очистит себя, свою семью и народ Израиля.
18 Затем Аарон выйдет к жертвеннику, который находится перед Господом, и очистит его. Он возьмёт немного крови тельца и немного крови козла и обмажет ею края жертвенника со всех сторон.
19 Затем он семь раз покропит жертвенник кровью со своего пальца. Так Аарон сделает жертвенник святым и чистым от всех грехов народа Израиля.
20 Совершив очищение святилища, скинии собрания и жертвенника, Аарон приведёт живого козла перед Господом.
21 Он возложит обе руки свои на голову живого козла и исповедает над ним все грехи и беззакония народа Израиля, а затем отошлёт козла в пустыню. Около него будет стоять человек, готовый увести козла прочь.
22 Этот козёл понесёт на себе все грехи народа в пустыню, куда его уведёт и отпустит тот человек.
23 Затем Аарон войдёт в скинию собрания и снимет с себя льняные одежды, которые он надел, входя в святилище, и оставит их там.
24 Он вымоет своё тело водой в святом месте, а затем наденет другие одежды и выйдет, чтобы принести жертву всесожжения за себя и жертву всесожжения за народ, и очистит себя и народ.
25 Потом он сожжёт на жертвеннике жир жертвы за грех.
26 "А тот человек, который увёл козла для отпущения, должен выстирать свою одежду и вымыть всё тело водой. После этого он может войти в стан.
27 Телец и козёл для жертвы за грех должны быть вынесены за пределы стана. (Кровь этих животных была внесена для очищения в святилище). Священник должен сжечь на огне их шкуры, мясо и всю нечистоту их.
28 Затем человек, который сжёг их, должен выстирать свои одежды и вымыть всё тело водой. После этого он может войти в стан.
29 Этот закон будет для вас вечным постановлением: на десятый день седьмого месяца, вы не должны принимать пищу и не должны выполнять никакой работы. Путешественники и чужеземцы, живущие в вашей стране, также не должны работать.
30 Ибо в этот день священник очистит вас и смоет ваши грехи, и вы будете чисты перед Господом.
31 Это очень важный для вас день отдыха. В этот день вы не должны есть, и закон этот будет навечно.
32 Человек, выбранный верховным священником, будет выполнять эту церемонию очищения. Это человек, назначенный служить верховным священником после своего отца. Священник этот должен надеть священные льняные одежды.
33 Он должен очистить святилище, скинию собрания и жертвенник. Он также должен очистить священников и весь народ Израиля.
34 И этот закон очищения народа Израиля будет вечен. Вы будете выполнять его один раз в году за грехи народа Израиля". И сделали они всё так, как Господь повелел Моисею.

Комментарии МакДональда

V. ДЕНЬ ИСКУПЛЕНИЯ (Гл. 16)

Главным днем в иудейском календаре был День Искупления (евр. Йом Кип-пур), когда первосвященник входил в Святое-святых, внося туда кровь искупительной жертвы — за самого себя и весь народ. Это происходило в десятый день седьмого месяца — за пять дней до Праздника Кущей. И хотя День Искупления перечислен среди праздников Иеговы, это был день поста и смирения (23:27−32).

Читая эту главу, полезно помнить, что под святилищем в ней подразумевается Святое-святых, а само святилище называется скинией собрания.

16:1−3 Святотатство двух сыновей Аарона, Надава и Авиуда, во многом объясняет, почему были даны эти заповеди. Такое же наказание постигло бы и первосвященника, если бы он вошел в Святое-святых в любой день, кроме Дня Искупления. И в этот день священник должен был входить с кровью тельца в жертву за грех и овна всесожжения.

16:4−10 Порядок событий, происходивших во время празднования, восстановить нелегко, но в целом ритуал выглядел следующим образом. Вначале первосвященник совершал омовение и надевал белый льняной хитон (ст. 4). Телец и овен приводились в скинию заранее. Первосвященник приносил их в жертву за себя и за свою семью: тельца в жертву за грех и овна в жертву всесожжения (ст. 5). Затем он ставил двух козлов у входа в скинию и жребий определял, который из них для Господа, а который станет козлом отпущения (ст. 7−8). На иврите козел отпущения называется словом азазел.

16:11−22 После этого священник убивал тельца в жертву за грех — за себя и свой дом (ст. 11). Затем он наполнял кадильницу горящими угольями, а также брал полные горсти благовоний и вносил в Святое-святых. Там он высыпал благовония на горящие угли, и облако курений покрывало крышку ковчега (ст. 12, 13). Священник возвращался к жертвеннику всесожжения за кровью тельца, вносил ее в Святое-святых, семикратно окроплял ей крышку ковчега и кропил также перед ней (ст. 14). Козла, назначенного в жертву за грех, он убивал (ст. 8), а его кровью, как и кровью тельца, совершал кропление перед крышкой ковчега и на ней (ст. 9, 15). Так совершалось очищение Святого Святых от грехов израильтян (ст. 16). Кроплением крови совершалось также очищение скинии и жертвенника всесожжения (ст. 18−19), хотя подробности этой церемонии неизвестны. Очищение начиналось со Святого-святых, затем совершалось в святилище и, наконец, на медном жертвеннике (ст. 15−19). После того, как священник возлагал обе руки на голову козла отпущения (ст. 8) и исповедовал грехи всего народа (ст. 10, 20−21), специально назначенный человек отводил козла отпущения в пустыню (ст. 21−22). Два козла символизируют два аспекта искупления: «совершенство и святость Бога, и отчаянное положение грешников, которым требуется отпущение грехов». Совершаемое Аароном возложение рук на голову живого козла символизирует возложение грехов Израиля (и наших) на Христа — для того, чтобы искупить их навечно (ст. 21).

Автор одного из гимнов выразил это в таких словах:

Мои грехи возложены на Агнца
На непорочного великого Христа
На святого, вечного страдальца,
Что от бремени освободил меня.
Иисус взял на Себя мою вину,
Алые пятна смыл с меня.
Я чистым, непорочным быть могу
Я был спасен страданьями Царя.

Гораций Бонар

16:23−33 В святилище священник совершал омовение, используя для этой цели, скорее всего, умывальник. Затем он надевал великолепные одежды славы (ст. 23, 24а). Согласно иудейскому преданию, белые льняные одежды он больше не надевал. После этого священник приносил в жертву всесожжения двух овнов: одного за себя, а другого — за народ (ст. 24б). Жир двух жертв за грех сжигался на алтаре, а их кожа, мясо и нечистота сжигались вне стана (ст. 25, 27). Даже кожа жертвы, которая обычно доставалась священнику (7:8), подлежала сожжению. В Талмуде говорится, что первосвященник входил в Святое-святых после вечерней жертвы, чтобы вынести курильницу. Во время ритуала искупления люди исповедовали грехи и воздерживались от работы (ст. 29).

Итак, мы видим, что священник входил в Святое-святых не меньше четырех раз. Это вовсе не противоречит сказанному в послании к Евреям (9:7−12), где речь идет о том, что в году был только один день, когда священнику разрешалось входить за завесу.

16:34 Несмотря на всю торжественность этого дня, сами слова «раз в год» говорят о том, что никакие церемонии сами по себе не могли полностью удалить грех: «ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» (Евр 10:4). Ярким контрастом этому является Жертва Христа, благодаря которой человеческие грехи полностью удаляются, а не просто покрываются еще на год. Исаак Ваттс выразил эту мысль такими словами:

Река животной крови
С иудейских алтарей
Мира не давала совести виновной
И пятна не смывала с ней
Но Христос, Агнец с неба,
На Себе понес наш грех
Всех имен превыше жертва
В той крови спасает всех



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.