Левит 16 глава

Третья Книга Моисеева. Левит
Cовременный перевод WBTC → Новой Женевской Библии

Cовременный перевод WBTC

1 Двое сыновей Аарона умерли во время сжигания благовоний Господу. После этого Господь говорил с Моисеем.
2 И сказал ему Господь: "Поговори со своим братом Аароном и скажи ему, чтобы он не ходил за завесу святилища в любое время, когда захочет. Там, позади завесы, находится святой ларец, а на нём особая крышка. Над этой особой крышкой Я являюсь в облаке, и если Аарон войдёт в эту комнату, он может умереть!
3 Прежде чем Аарон войдёт в святилище в день искупления, он должен принести тельца в жертву за грех и барана в жертву всесожжения.
4 Аарон должен вымыть тело своё водой, а затем надеть на себя священные одежды: льняную рубашку, льняное бельё на тело, подпоясаться льняным поясом и надеть на голову льняной тюрбан. Это священные одежды.
5 Аарон должен взять у народа Израиля двух козлов в жертву за грех и одного барана в жертву всесожжения.
6 Затем Аарон должен принести тельца в жертву за грех. Эта жертва за грех за него самого. Аарон должен сделать это, чтобы очистить себя и свою семью.
7 Затем Аарон должен взять двух козлов и привести их перед Господом ко входу скинии собрания.
8 Аарон бросит жребий об этих двух козлах. Один жребий для Господа, а второй жребий для Отпущения.
9 Затем Аарон принесёт в жертву за грех того козла, на которого выпал жребий для Господа.
10 А козла, на которого выпал жребий для отпущения, надо привести живым перед Господом; этот козёл будет выпущен в пустыню для отпущения. Это делается, чтобы совершить очищение народа.
11 Потом Аарон принесёт тельца в жертву за грех за себя, очистит себя и свою семью и заколет тельца, как жертву за грех за себя.
12 Затем он должен взять с жертвенника, который находится перед Господом, кадильницу, полную горящего угля. Аарон возьмёт две горсти пряных благовоний, истолчённых в порошок, и внесёт эти благовония в комнату за завесой.
13 Аарон должен положить эти благовония на огонь перед Господом. Тогда облако от курения благовоний покроет крышку, которая находится над ковчегом соглашения, и Аарон не умрёт.
14 Аарон также должен взять немного крови тельца и пальцем покропить на эту крышку в сторону востока. Он пальцем покропит кровью перед крышкой семь раз.
15 Затем Аарон должен заколоть козла в жертву за грех за народ. Аарон должен принести кровь этого козла в комнату позади завесы и сделать с кровью козла то же, что делал с кровью тельца. Он должен покропить кровью козла особую крышку и перед нею.
16 Так Аарон сделает всё, чтобы Святое Святых было чистым. Он должен сделать всё это потому, что народ Израиля нечист. Они поступают плохо, и на них много греха. Он должен также сделать всё это для скинии собрания, ибо она стоит среди нечистых людей!
17 Когда Аарон входит в святилище, чтобы очистить его и народ, ни один человек не должен находиться в скинии собрания. Никто не должен входить туда, пока Аарон не выйдет. Так он очистит себя, свою семью и народ Израиля.
18 Затем Аарон выйдет к жертвеннику, который находится перед Господом, и очистит его. Он возьмёт немного крови тельца и немного крови козла и обмажет ею края жертвенника со всех сторон.
19 Затем он семь раз покропит жертвенник кровью со своего пальца. Так Аарон сделает жертвенник святым и чистым от всех грехов народа Израиля.
20 Совершив очищение святилища, скинии собрания и жертвенника, Аарон приведёт живого козла перед Господом.
21 Он возложит обе руки свои на голову живого козла и исповедает над ним все грехи и беззакония народа Израиля, а затем отошлёт козла в пустыню. Около него будет стоять человек, готовый увести козла прочь.
22 Этот козёл понесёт на себе все грехи народа в пустыню, куда его уведёт и отпустит тот человек.
23 Затем Аарон войдёт в скинию собрания и снимет с себя льняные одежды, которые он надел, входя в святилище, и оставит их там.
24 Он вымоет своё тело водой в святом месте, а затем наденет другие одежды и выйдет, чтобы принести жертву всесожжения за себя и жертву всесожжения за народ, и очистит себя и народ.
25 Потом он сожжёт на жертвеннике жир жертвы за грех.
26 "А тот человек, который увёл козла для отпущения, должен выстирать свою одежду и вымыть всё тело водой. После этого он может войти в стан.
27 Телец и козёл для жертвы за грех должны быть вынесены за пределы стана. (Кровь этих животных была внесена для очищения в святилище). Священник должен сжечь на огне их шкуры, мясо и всю нечистоту их.
28 Затем человек, который сжёг их, должен выстирать свои одежды и вымыть всё тело водой. После этого он может войти в стан.
29 Этот закон будет для вас вечным постановлением: на десятый день седьмого месяца, вы не должны принимать пищу и не должны выполнять никакой работы. Путешественники и чужеземцы, живущие в вашей стране, также не должны работать.
30 Ибо в этот день священник очистит вас и смоет ваши грехи, и вы будете чисты перед Господом.
31 Это очень важный для вас день отдыха. В этот день вы не должны есть, и закон этот будет навечно.
32 Человек, выбранный верховным священником, будет выполнять эту церемонию очищения. Это человек, назначенный служить верховным священником после своего отца. Священник этот должен надеть священные льняные одежды.
33 Он должен очистить святилище, скинию собрания и жертвенник. Он также должен очистить священников и весь народ Израиля.
34 И этот закон очищения народа Израиля будет вечен. Вы будете выполнять его один раз в году за грехи народа Израиля". И сделали они всё так, как Господь повелел Моисею.

Новой Женевской Библии

16:1−34 День Искупления, когда совершалось искупление за грехи всего народа, был самым священным днем в ветхозаветном календаре. Он приходился на седьмой месяц (октябрь) и отмечался принесением различных жертв; в этот день первосвященник входил в Святое Святых, а в пустыню отпускался козел, несущий на себе грехи всего народа (описание каждой из приносимых в этот день жертв см. в ком. к гл. 1; 4−5). Краткое перечисление обрядов дано в ст. 6−10, а более подробное или полное их описание — в ст. 11−28. День Искупления проходил в несколько этапов: 1) первосвященник совершал омовение и одевался (ст. 4); 2) затем приносил тельца в жертву за свой грех (ст. 6; ср. ст. 11); 3) после этого брал двух козлов и по жребию выбирал одного из них для отпущения, а другого — для принесения в жертву за грехи народа (ст. 7−9); 4) входил в Святое Святых и окроплял кровью жертв ковчег завета; 5) выходил во внешнюю часть скинии собрания (святилище) и окроплял ее кровью (ст. 16); 6) выходил во двор скинии и окроплял кровью жертвенник всесожжении (ст. 18−19); 7) исповедовал грехи израильтян, возложив руки на голову козла отпущения (ст. 21); 8) после того как козел отпускался в пустыню, первосвященник переодевался в свои обычные одежды и вновь совершал омовение (ст. 23−24); 9) наконец, приносил жертву всесожжения за себя и за весь израильский народ (ст. 24−25).

Наиболее важными моментами этого обряда были вход первосвященника в Святое Святых с кровью жертвы за грех и отпущение козла в пустыню. Все жертвы за грех были призваны очистить земное святилище и людей, поклонявшихся Богу. Тот факт, что первосвященник входил в Святое Святых один раз в году, свидетельствовал о глубине совершаемого искупления.

Обряд с козлом отпущения совершался только в этот день. Возлагая руки на голову козла, первосвященник как бы переносил грехи народа на животное. Затем козел символически уносил грехи народа в пустыню. Христиане давно усмотрели в козле отпущения прообраз Христа. В Послании к Евреям (7:20−27; 9:6 — 10:19) проводится множество параллелей между днем Искупления и смертью Христа. Тот факт, что Христос был предан в руки язычников и убит за пределами стен Иерусалима, показывает, что Он был отослан «за пределы стана» подобно тому, как в древности отпускали в пустыню козла отпущения.

16:1 Сынов Аарона... умерли. Ср. 10:1−3.

16:2 пред крышку. Верхняя часть ковчега, или «место присутствия», над которой возвышались два херувима, была Божиим престолом (Исх 25:17−22). Здесь Бог являл Свое присутствие, и именно эту крышку Аарон окроплял кровью в день Искупления. Отсюда ее название «крышка искупления» или «престол милости». Бог дал Своему избранному народу единственное средство для искупления и примирения с Ним — очистительную кровь на крышке ковчега. Окропленная кровью крышка была местом встречи Святого Бога с Его несвятым народом, Бесконечного с конечным, Совершенного с несовершенным. Эта крышка олицетворяла Престол Величия на небесах, куда Христос вошел «со Своею Кровию» (Евр 8:1; Евр 9:12), Кровию, которая является действенной за все грехи Его народа — прошлые, настоящие и будущие (Рим 3:21−26; Евр 7:25; Евр 8:1; Евр 9:12, 15).

16:3 Прежде чем принести козла в жертву за грехи всего народа, Аарон должен был принести в жертву тельца за грехи свои и своего дома (ст. 5−6). В противоположность этому, Иисус Христос, ходатай нового и вечного завета, не имел греха и поэтому принес жертву только за Свой народ (Евр 7:26−27).

16:8 один... для Господа. Один из козлов должен быть принесен в жертву Господу.

16:12 возьмет... кадильницу. «Облако курения» не позволяло первосвященнику увидеть Бога и, таким образом, спасало его от смерти (ст. 13; Исх 33:20).

16:16 святилище. Оскверненное грехом народа святилище нуждалось в очищении. Земное святилище являлось образом Святилища небесного.

находящеюся у них. Букв.: «поставленную среди них». Используемый здесь древнееврейский глагол имеет значение непостоянства. Божие присутствие в этой скинии не вечно. В новой скинии, скинии Иисуса Христа, Бог, воплотившись, поселится среди Своего народа (ср. Ин 1:14). Святой Дух, посланный Им (Деян, гл. 2), сегодня обитает в каждом верующем, делая его храмом Божиим (1Кор 3:16; 1Кор 6:19). Окончательное поселение Бога со Своим народом произойдет на новом небе и новой земле (Откр 21:1−4). «Жилища» Бога освящены Кровью и Духом Христа.

16:29, 31 смиряйте души ваши. Рядовые израильтяне должны были раскаиваться в своих грехах, оставив все работы, постясь и нося вретище (холщовую одежду; Пс 34:13). Несоблюдение дня Искупления могло привести к смерти (23:28−30). Это единственный священный день, с которым была сопряжена такая угроза.

16:30 очищают вас. По всей видимости, церемония не считалась действенной без истинного покаяния народа.

16:34 однажды в году. Т.е. каждый год. В противоположность этому, Иисус Христос принес жертву за грех однажды и навсегда (Евр 9:11 — 10:14).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.