Исход 21 глава

Исход, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Мэтью Генри

Под редакцией Кулаковых

1 Вот Божественные указания,1 которые ты должен им объявить.

О рабах из еврейского народа.
2 Если ты купил в рабы себе еврея, пусть он работает на тебя шесть лет, а в седьмой год он вправе обрести свободу без выкупа.
3 Если он пришел один, пусть один и уходит, а если он был женат, то и жена его уйдет с ним.
4 Если же его хозяин дал ему жену и она родила сыновей или дочерей, то жена и ее дети остаются у хозяина, а раб тот пусть уходит один.
5 Но если раб заявит: „Я предан своему хозяину и люблю свою жену и детей — не хочу я воли“, —
6 пусть хозяин приведет его к судьям,2 чтобы те выслушали его, а затем подведет его к двери или к косяку дверному и в знак того, что тот остается рабом его навсегда,3 проколет ему ухо шилом.
7 Когда же продаст кто-то дочь свою в рабство,4 то она не сможет уйти на волю, как уходят рабы-мужчины.
8 Если ее хозяин, который думал взять ее себе, стал недоволен ею, пусть позволит родным выкупить ее, а продать ее на сторону он не имеет права, когда сам поступил с ней вероломно.
9 Если он решит отдать ее сыну своему, то пусть обходится с ней, как с дочерью.
10 Если же возьмет себе другую женщину в жены, то первую не смеет он урезать в правах, лишить пищи, одежды и супружеских отношений.
11 И если он не станет исполнять эти три обязанности, она вправе уйти от него, стать свободной без всякого выкупа.5

В защиту человеческой жизни.
12 Всякий, кто ударит человека так, что тот умрет, должен быть предан смерти.
13 Однако если у совершившего убийство не было умысла злого, а Бог попустил такому случиться, то убийца может скрыться в местах, которые Я определю вам.6
14 Того же, кто ближнего своего убьет намеренно,7 коварно напав на него, предай смерти, хотя бы он и убежал к жертвеннику Моему и искал подле него защиты.
15 Всякий, кто ударит своего отца или свою мать, должен быть предан смерти.
16 Смерти должен быть предан и всякий похититель человека, продал ли он его или еще держит у себя.
17 Всякий, кто бесчестит и оскорбляет8 отца или мать, должен быть предан смерти.
18 Если случится так, что в пылу ссоры один человек ударит другого камнем или кулаком и тот не умрет, а только сляжет в постель
19 и через время сможет вставать и выходить из дома, хотя бы опираясь на костыль, то ударивший его не будет нести за это наказание, однако он должен заплатить пострадавшему за потерянное тем время и покрыть расходы на его лечение.
20 Если хозяин ударит палкой раба или рабыню и смертельным окажется тот удар, то хозяин должен быть наказан.
21 Но если раб или рабыня проживут день или два после этого, то наказания за них не будет: раб — собственность9 хозяина.
22 Если мужчины10 во время драки, сами того не желая, толкнут беременную женщину и случится выкидыш у нее, но иного вреда ей не будет, то с виновного должно взять денежное возмещение — столько, сколько потребует с него муж той женщины и как то решат судьи.
23 Но если с самой женщиной что случится,11 то придется за жизнь заплатить жизнью,
24 ибо око — за око, зуб — за зуб, и за руку — рука, за ногу — нога,
25 ожог — за ожог, и за рану — рана, за ушиб — ушиб.
26 Если хозяин повредит глаз у раба иль рабыни, избивая их, то за глаз поврежденный он должен отпустить их на волю.
27 Также если он выбьет зуб у раба или рабыни, то должен отпустить их на волю за этот зуб.
28 Если чей-то бык насмерть забодает мужчину или женщину, то быка надлежит забить камнями и мяса его есть нельзя. Однако вины хозяина быка при этом нет.
29 Если ж бык и дотоле12 был бодлив и хозяина предупреждали об этом, то хозяин виновен в том, что недосмотрел за быком, допустив, чтобы тот забодал человека.13 Скотину тогда надлежит забить камнями, а хозяина смерти предать.
30 Если всё же эту казнь ему заменят на денежный выкуп, то он должен дать такой выкуп за свою жизнь, какой с него потребуют.
31 Так же следует поступить с ним, если его бык забодает мальчика или девочку.14
32 Но если забодает бык раба или рабыню, то хозяин быка должен уплатить их хозяину тридцать шекелей15 серебра, а быка нужно забить камнями.
33 Если кто-нибудь раскроет прежде выкопанную яму16 для воды или выкопает новую яму и не закроет ее хорошо, а туда упадет чей-то бык или осел,
34 то виновный17 должен будет возместить потерю серебром, но туша животного18 останется ему.
35 Если чей-то бык насмерть забодает соседского быка, пусть продадут живого быка и деньги разделят пополам, так же как и тушу животного.
36 Но если уже было известно, что бык бодлив, а хозяин недосмотрел за ним, то он должен отдать своего быка за погубленного, а тушу животного может взять себе.

Толкование Мэтью Генри

Законы, изложенные в данной главе, имеют отношение к пятой и шестой заповедям, и хотя они не соответствуют нашему законодательству, в особенности в вопросах рабства, и добавленные к ним наказания на нас не распространяются, тем не менее законы сии весьма полезны для объяснения морального закона и правил природной справедливости. Здесь приводятся дополнения
(I) К пятой заповеди, касающейся частных взаимоотношений:

(1) Долг господ по отношению к рабам: к рабам мужского пола (ст. 2−6) и рабыням (ст. 7−11).

(2) Наказание непокорных детей, которые поднимают руку на своих родителей (ст. 15) или злословят их (ст. 17).

(II) К шестой заповеди, запрещающей любое насилие над человеческой личностью.
Они касаются:

(1) Убийства (ст. 12−14); (2) похищения людей (ст. 16); (3) физического насилия и побоев (ст. 18−19); (4) наказания рабов (ст. 20−21); (5) причинения вреда женщине, ждущей ребенка (ст. 22−23); (6) закона о возмездии (ст. 24−25); (7) нанесения увечий рабам (ст. 26−27); (8) бодливости волов (ст. 28−32); (9) ущерба от раскрытой ямы (ст. 33−34); (10) стычки между крупным рогатым скотом (ст. 35−36).

Стихи 1−11. Первый стих являет собой общее заглавие законов, изложенных в данной и двух последующих главах; некоторые из них касаются поклонения Богу, большая же часть регулирует отношения между людьми. Форма правления у израильтян теократия в чистом виде: то, что в других государствах надлежит улаживать с помощью благоразумия людей, у них было введено божественным постановлением, дабы установление о правлении способствовало благополучию людей. Эти законы названы судами (англ.-пер.), потому что созданы безграничной мудростью и справедливостью и судьи должны были судить народ соответствующим образом. В спорных случаях, возникавших до сего времени, очевидно, Моисей вопрошал Бога о каждом в отдельности (Исх 18:15), но теперь Бог дал ему общие уставы, по которым надлежало разрешать частные случаи, которые он так же должен был применять в похожих делах, которые могли случиться, и, подпадая под одно основание, подпадали под одно правило. Он начинает с законов, предписывающих милосердное и терпеливое отношение к рабам. Израильтяне сами недавно были рабами, и теперь, когда они стали не только хозяевами сами себе, но и хозяевами рабов, чтобы не были жестоки с рабами, испытав прежде на себе жестокость и суровую власть со стороны египетских начальников работ, данные законы предусматривали милосердное и великодушное обхождение с рабами. Следует заметить: если кто-либо, имеющий над нами власть, оскорбил нас, сие ни в коей мере не может служить оправданием подобного оскорбительного отношения к своим подчиненным с нашей стороны, но является скорее отягчающим вину обстоятельством, потому что в данном случае нам легче представить себя на месте пострадавших. Здесь изложен:

I. Закон относительно рабов мужского пола, продавших самих себя или проданных родителями из-за бедности или по приговору судей за преступления; и даже последние (если были евреями) не должны были находиться в рабстве более семи лет: считалось само собой разумеющимся, что этого времени достаточно, чтобы поплатиться за свою глупость или проступок. В конце семилетнего периода рабы либо выходили на волю (ст. 2−3), либо с этого момента рабство становилось предметом их выбора (ст. 5−6). Если у раба была жена, которую дал ему господин, а также дети, он мог либо оставить их и уйти на волю один, либо, если был настолько привязан к ним, что предпочел бы и дальше оставаться в рабстве, нежели обрести свободу без них, он приставлял свое ухо к косяку двери, чтобы господин проколол его, и служил до самой смерти хозяина или до юбилейного года.

1. Этим законом Господь учил (1) рабов-евреев великодушию и возвышенной любви к свободе, ибо Господь сделал их свободными; на того, кто отказывался от свободы, когда ее можно обрести, могло лечь пятно позора, даже если он отказывался по весьма достойным похвалы соображениям. Таким же образом и христиане, будучи купленными дорогою ценою и призванными к свободе, не должны становиться ни рабами людей, ни рабами человеческих похотей (1Кор 7:23). Большую помощь в этом христианам может оказать поддерживающий их свободный и владычественный Дух (Пс 50:14). Подобным же образом Господь учил (2) евреев-господ не попирать своих бедных рабов, зная, что они не только рождены равными с ними, но и через несколько лет будут таковыми снова. Так же и господа-христиане должны с уважением относиться к своим слугам-верующим (Флм 1:16).

2. В дальнейшем сей закон будет полезен и нам (1) как пример того, что Бог имеет права на детей верующих родителей, как таковых, и на место, которое они занимают в Его Церкви. Посредством крещения они причисляются к Его рабам, как рожденные в доме Его, а посему рождены Ему (Иез 16:20). Давид признает себя рабом Божьим, поскольку был сыном рабы Его (Пс 115:7), а посему подлежит защите (Пс 85:16).

(2) Для объяснения обязанности осуществить работу спасения, которую возложил на Себя Великий Искупитель, ибо говорит: Ты открыл мне уши (Пс 39:7), что, кажется, является ссылкой на этот закон. Он возлюбил Своего Отца и Свою плененную невесту, и детей, которые Ему даны, и не выйдет на волю от Своего предприятия, но обязался служить сему делу навеки (Ис 42:1, 4). Еще большее основание имеем мы таким же образом обязаться служить Господу навеки; у нас есть все в мире причины любить своего Господина и Его работу и желать, чтобы Он проколол наши уши у косяков Своих дверей, ибо мы не желаем идти на волю с Его службы, но будем обретать все большую волю к ней и в ней (Пс 83:11).

Относительно рабынь, проданных своими родителями по причине крайней нужды еще в малолетстве господам, которые, как они надеялись, могли бы взять их в жены, когда те подрастут; если этого не происходило, господа не должны были продавать девушек чужестранцам, но подумать над тем, как компенсировать их разочарование; если же сие происходило, то обходиться с ними надлежало весьма любезно (ст. 7−11). Таким образом Бог позаботился о благополучии и добром имени дочерей Израилевых и научил мужей оказывать честь своим женам (дающим рождение каждому), как немощнейшим сосудам (1Пет 3:7).

Стихи 12−21. Здесь приводится:

I. Закон относительно убийства. Недавно Господь сказал: «Не убивай»; здесь же Он предусматривает меры (1) наказания за преднамеренное убийство: если кто ударит человека в порыве страсти или со злым умыслом так, что он умрет, то власти должны позаботиться о том, чтобы убийца был предан смерти (ст. 12), в соответствии с древним законом: кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека (Быт 9:6). Господь, который по Своему усмотрению дает и сохраняет жизнь, посредством этого закона защищает ее; к тому же, учитывая, что проявление милосердия к преднамеренно убившему весьма жестоко по отношению ко всему человечеству, такового, говорит здесь Бог, следует забирать даже от жертвенника (ст. 14), к которому он может убежать, чтобы защититься; и если Бог не желает его укрывать, то пусть он бежит в преисподнюю, и да не приютит его никто (Притч 28:17, англ. пер.).

(2) Для облегчения участи убившего случайно, per infortunium — по несчастной случайности, или непредумышленно, как определяет наше законодательство, когда человек, совершая некое законное деяние без намерения нанести кому-либо вред, случайно убивает другого человека, или, как здесь сказано, Бог попустил ему попасть под руки его; ибо ничто не происходит случайно, и то, что нам кажется нечаянным, определено Божьим провидением, ибо нам неведомы мудрые и святые цели. На такой случай Бог предусмотрел города-убежища для защиты тех, кто на свою беду, а не по своей вине причинил смерть другому (ст. 13). Что же касается нас, знающих, что никто, кроме судей, не взыскивает за кровь, этот закон сам по себе становится достаточным прибежищем для тех, чей разум невиновен, хотя на руках есть вина, и другого не нужно.

II. Закон о непокорных детей. Здесь сие преступление причислено к таковым, которые караются смертной казнью, и касается детей либо (1) ударивших родителя (ст. 15) так, что выступила кровь или на месте удара появился синяк. Либо (2) проклинающих своих родителей, если они при этом, как говорят раввины, оскверняли какое-либо из имен Бога. Следует заметить, что недостойное поведение детей по отношению к родителям является весьма дерзким вызовом Богу, нашему общему Отцу; и если люди не накажут сие, то накажет Господь. Кто разорвал узы сыновнего благоговения и долга до такой степени, чтобы словом или действием унизить своих собственных родителей, тот полностью лишен какой бы то ни было добродетели и предан всякому нечестию. Какое иго понесут те, кто сбросил сие? Пусть дети остерегаются лелеять в своей душе такие мысли или чувства к родителям, как пренебрежение долгом и презрение, ибо праведный Бог исследует сердца.

III. Закон против похищения людей: кто украдет человека (ст. 16) (то есть мужчину, женщину или ребенка), замыслив продать его язычникам (ибо ни один израильтянин не купил бы его), приговаривался этим законодательным актом к смерти, что одобрил и апостол, упомянув человекохищников (1Тим 1:10) среди злодеев, против которых должны издавать законы христианские правители.

IV. Здесь проявлена забота о возмещении вреда, причиненного человеку, даже если не последовала смерть (ст. 18−19). Кто нанес удар, тот должен нести ответственность за ущерб и заплатить не только за лечение, но и за потерю времени; к этому иудеи добавляли, что так же следует расплатиться за боль и позор, если таковые имели место.

V. Дано указание о том, как поступить в случае, если раб умирает в результате наказания от своего господина. Должно быть, речь идет о рабе не израильтянине, а язычнике, как негры у наших плантаторов; и предполагается, что хозяин ударил его розгой, а не чем-либо способным нанести смертельную рану; тем не менее, если раб умирал под рукой господина, последнего следовало покарать за жестокость по приговору судей после рассмотрения обстоятельств (ст. 20). Если же раб оставался в живых по прошествии одного-двух дней после наказания, считалось, что господин достаточно пострадал, лишившись работника (ст. 21). Согласно нашему законодательству, смерть раба, наступившая в результате заслуженного наказания его хозяином, считается всего лишь непредумышленным убийством. Тем не менее пусть все хозяева остерегаются тиранствовать над своими слугами; Евангелие учит их даже терпеть и умерять строгость (Еф 6:9), рассуждая вместе со святым Иовом: что стал бы я делать, когда бы Бог восстал? (Иов 31:13−15).

Стихи 22−36. Здесь обратите внимание:

I. На особую заботу закона о женщинах, ждущих ребенка, дабы им не причинили вреда, способного привести к выкидышу. Закон природы обязывает нас быть в таком случае особо внимательными, чтобы не погубить дерево вместе с плодом (ст. 22−23). Беременные женщины, взятые таким образом под особую защиту Божьего закона, если живут в страхе Господнем, могут полагаться на особую защиту Божьего провидения и уповать на то, что спасутся через чадородие. По этому поводу приводится и общий закон о возмездии, на который ссылается наш Спаситель: око за око (Мф 5:38).

1. Приведение данного закона в исполнение не передается в руки частным лицам: если бы каждый мог мстить сам за себя, то сие породило бы всеобщее замешательство и уподобило бы людей рыбам морским. Похоже, что превратному толкованию сего закона поспособствовали предания старцев, в противовес чему Спаситель дает нам повеление прощать обиды и не замышлять возмездия (Мф 5:39).

2. Этот закон часто приводит в исполнение Бог в Своем провидении, во многих случаях отвечая на грех наказанием (см. Суд 1:7; Ис 33:1; Авв 2:13; Мф 26:52).

3. Судьям следует принимать это правило во внимание, наказывая нарушителей и поступая справедливо с пострадавшими. Надлежит рассматривать природу, качество и меру тяжести проступка, чтобы пострадавшая сторона получила должное возмещение, а другим неповадно было подобное совершать. Либо оком надлежит поплатиться за око, либо нужно выплатить сумму денег за глаз, которого лишились.

Следует заметить, что совершающий проступки непременно, тем или иным способом, получит по своей неправде (Кол 3:25). Подчас Господь обращает злодеяния людей на их же голову (Пс 7:17); на то и судьи отмстители (Рим 13:4); являясь исполнителями правосудия, они не напрасно носят меч.

II. На заботу Бога о рабах. Если хозяин наносил рабу увечье, хотя всего-то выбил зуб, надлежало отпустить раба на волю (ст. 26−27). Сие было задумано, (1) дабы предотвратить жестокое обращение с рабами; хозяевам надлежало быть осмотрительными и не совершать над рабами никакого насилия, чтобы не лишиться работника.

(2) Дабы утешить подвергшихся жестокому обращению; потеря конечности означала обретение свободы, ибо это хоть как-то облегчало боль и позор, которые довелось перенести. Более того:

III. О волах ли печется Бог? Да, на основании следующих законов, изложенных в данной главе, очевидно, что печется ради нас (1Кор 9:9−10). Израильтянам здесь указано, что нужно делать:

1. В случае повреждения, причиненного волом или другим неразумным созданием, ибо сей закон, вне сомнения, распространялся на все сходные случаи.

(1) Как пример заботы Господа о жизни человека (хотя и предававшейся тысячу раз в руки божественного правосудия) и как знак Его сильного отвращения ко греху убийства. Если вол убивал мужчину, женщину или ребенка, то его надлежало побить камнями (ст. 28); и поскольку высшей честью для низших тварей является их полезность для человека, то преступник такой чести лишался: мяса его не есть. Богу было угодно таким образом поддерживать в душе Своего народа стойкое отвращение ко греху убийства и к любому проявлению свирепости.

(2) Дабы заставить людей следить, чтобы ни одно из их домашних животных не причинило вреда, и всеми возможными средствами предотвращать зло. Если владелец животного знал, что оно озорничает, то должен ответить за причиненный вред, и, в зависимости от обстоятельств дела, доказывающих большую или меньшую причастность хозяина, последнего надлежало предать смерти или назначить денежный выкуп за его жизнь (ст. 29−32). Некоторые из наших старинных книг определяют сие как уголовное преступление, согласно общему английскому праву, и приводят такой аргумент: «Владелец, когда он дает своему животному полную свободу, зная при том, что оно озорничает, демонстрирует, что ему весьма хотелось, чтобы был причинен вред». Отметьте: не достаточно, чтобы мы сами не причиняли зла, но мы должны позаботиться, чтобы не совершали зла те, кого мы в силах остановить, человек ли то или животное.

2. В случае, когда повреждение нанесено волу или другому домашнему животному.

(1) Если упадет в яму и погибнет, то раскрывший яму должен возместить потерю (ст. 33−34). Следует заметить, что нам надлежит остерегаться делать не только то, что несомненно причиняет вред, но и то, что может его причинить. Отнюдь не достаточно не замышлять или изобретать зло, но мы должны думать о предотвращении вреда, иначе станем соучастниками зла, причиненного нашему ближнему. Ущерб, нанесенный по злому умыслу, большое преступление, но ущерб, нанесенный по небрежности, по невнимательности и из-за отсутствия рассудительности, не снимает вины, над ним следует задуматься с великим сожалением, соответственно степени тяжести вреда; нам следует особо позаботиться о том, чтобы не совершить ничего такого, что сделало бы нас соучастниками греха других, подавая брату случай к преткновению или соблазну (Рим 14:13).

(2) Если животные дерутся и одно убивает другое, их владельцы делят потери поровну (ст. 35). Только если хозяин животного, нанесшего повреждение, знал, что оно уже причиняло вред, он должен ответить за ущерб, потому что ему следовало либо убить драчуна, либо стеречь его (ст. 36). Определения этих случаев содержат в себе доказательство их собственной справедливости и приводят правила правосудия, которые и тогда и сейчас полезны для разрешения подобных споров, возникающих между людьми. Но я полагаю, что эти случаи были, по сравнению с другими, изложены более детально (хотя некоторые из них кажутся незначительными), потому что в то время именно эти случаи, в сущности, и предоставляли на рассмотрение Моисея, ибо в пустыне, где люди жили в тесноте стана, а вместе с ними и их стада, упомянутые последними убытки, вероятно, имели место достаточно часто. Нас эти законы учат тому, что следует быть очень внимательными, чтобы не совершать никакого зла ни прямо, ни косвенно; и если случится, что мы поступили неправильно, нам надлежит возместить ущерб добровольно и стремиться к тому, чтобы никто по нашей вине не нес потерь.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: решения (суда).
6  [2] — Букв.: к Богу — вероятно, судьи как свидетели представляли Бога.
6  [3] — Друг. возм. пер.: надолго.
7  [4] — Возможно, также и в наложницы. В древности, при тех условиях, на которых заключались супружеские союзы, и при крайней бедности многих семей, родители могли пытаться найти лучшую, чем их, долю для своих дочерей.
11  [5] — Букв.: уйдет даром, без серебра.
13  [6] — Букв.: тебе.
14  [7] — Или: из ненависти.
17  [8] — Или: кто изрекает проклятья на.
21  [9] — Букв.: деньги.
22  [10] — Или: люди.
23  [11] — Букв.: если произойдет несчастный случай.
29  [12] — Букв.: вчера-позавчера.
29  [13] — Букв.: мужчину или женщину.
31  [14] — Букв.: сына или дочь.
32  [15] — Шекель — мера стоимости, эквивалентная стоимости 11,5 г серебра.
33  [16] — Или: колодец; см. примеч. к Быт 37:24.
34  [17] — Букв.: хозяин ямы.
34  [18] — Букв.: мертвое (животное); то же в ст. 35, 36.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.