Исход 21 глава

Исход, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Вот Божественные указания,1 которые ты должен им объявить.

О рабах из еврейского народа.
2 Если ты купил в рабы себе еврея, пусть он работает на тебя шесть лет, а в седьмой год он вправе обрести свободу без выкупа.
3 Если он пришел один, пусть один и уходит, а если он был женат, то и жена его уйдет с ним.
4 Если же его хозяин дал ему жену и она родила сыновей или дочерей, то жена и ее дети остаются у хозяина, а раб тот пусть уходит один.
5 Но если раб заявит: „Я предан своему хозяину и люблю свою жену и детей — не хочу я воли“, —
6 пусть хозяин приведет его к судьям,2 чтобы те выслушали его, а затем подведет его к двери или к косяку дверному и в знак того, что тот остается рабом его навсегда,3 проколет ему ухо шилом.
7 Когда же продаст кто-то дочь свою в рабство,4 то она не сможет уйти на волю, как уходят рабы-мужчины.
8 Если ее хозяин, который думал взять ее себе, стал недоволен ею, пусть позволит родным выкупить ее, а продать ее на сторону он не имеет права, когда сам поступил с ней вероломно.
9 Если он решит отдать ее сыну своему, то пусть обходится с ней, как с дочерью.
10 Если же возьмет себе другую женщину в жены, то первую не смеет он урезать в правах, лишить пищи, одежды и супружеских отношений.
11 И если он не станет исполнять эти три обязанности, она вправе уйти от него, стать свободной без всякого выкупа.5

В защиту человеческой жизни.
12 Всякий, кто ударит человека так, что тот умрет, должен быть предан смерти.
13 Однако если у совершившего убийство не было умысла злого, а Бог попустил такому случиться, то убийца может скрыться в местах, которые Я определю вам.6
14 Того же, кто ближнего своего убьет намеренно,7 коварно напав на него, предай смерти, хотя бы он и убежал к жертвеннику Моему и искал подле него защиты.
15 Всякий, кто ударит своего отца или свою мать, должен быть предан смерти.
16 Смерти должен быть предан и всякий похититель человека, продал ли он его или еще держит у себя.
17 Всякий, кто бесчестит и оскорбляет8 отца или мать, должен быть предан смерти.
18 Если случится так, что в пылу ссоры один человек ударит другого камнем или кулаком и тот не умрет, а только сляжет в постель
19 и через время сможет вставать и выходить из дома, хотя бы опираясь на костыль, то ударивший его не будет нести за это наказание, однако он должен заплатить пострадавшему за потерянное тем время и покрыть расходы на его лечение.
20 Если хозяин ударит палкой раба или рабыню и смертельным окажется тот удар, то хозяин должен быть наказан.
21 Но если раб или рабыня проживут день или два после этого, то наказания за них не будет: раб — собственность9 хозяина.
22 Если мужчины10 во время драки, сами того не желая, толкнут беременную женщину и случится выкидыш у нее, но иного вреда ей не будет, то с виновного должно взять денежное возмещение — столько, сколько потребует с него муж той женщины и как то решат судьи.
23 Но если с самой женщиной что случится,11 то придется за жизнь заплатить жизнью,
24 ибо око — за око, зуб — за зуб, и за руку — рука, за ногу — нога,
25 ожог — за ожог, и за рану — рана, за ушиб — ушиб.
26 Если хозяин повредит глаз у раба иль рабыни, избивая их, то за глаз поврежденный он должен отпустить их на волю.
27 Также если он выбьет зуб у раба или рабыни, то должен отпустить их на волю за этот зуб.
28 Если чей-то бык насмерть забодает мужчину или женщину, то быка надлежит забить камнями и мяса его есть нельзя. Однако вины хозяина быка при этом нет.
29 Если ж бык и дотоле12 был бодлив и хозяина предупреждали об этом, то хозяин виновен в том, что недосмотрел за быком, допустив, чтобы тот забодал человека.13 Скотину тогда надлежит забить камнями, а хозяина смерти предать.
30 Если всё же эту казнь ему заменят на денежный выкуп, то он должен дать такой выкуп за свою жизнь, какой с него потребуют.
31 Так же следует поступить с ним, если его бык забодает мальчика или девочку.14
32 Но если забодает бык раба или рабыню, то хозяин быка должен уплатить их хозяину тридцать шекелей15 серебра, а быка нужно забить камнями.
33 Если кто-нибудь раскроет прежде выкопанную яму16 для воды или выкопает новую яму и не закроет ее хорошо, а туда упадет чей-то бык или осел,
34 то виновный17 должен будет возместить потерю серебром, но туша животного18 останется ему.
35 Если чей-то бык насмерть забодает соседского быка, пусть продадут живого быка и деньги разделят пополам, так же как и тушу животного.
36 Но если уже было известно, что бык бодлив, а хозяин недосмотрел за ним, то он должен отдать своего быка за погубленного, а тушу животного может взять себе.

Комментарии МакДональда

В. Другие законы (Гл. 21−24)

1. Законы о рабах (21:1−11)

21:1−6 Помимо Десяти Заповедей Бог дал израильтянам много других законов, касающихся их поведения. Еврей мог оказаться в рабстве за долги, для возмещения убытков при краже, или если он рождался в семье рабов-евреев. Раб-еврей служил шесть лет, а на седьмой год его следовало отпустить на волю. Если он был женат еще до того, как стал рабом, жена освобождалась вместе с ним. Но если он женился уже в рабстве, жена и дети были собственностью хозяина. В этом случае у раба была возможность добровольно остаться у хозяина. Хозяин прокалывал его ухо шилом у дверного косяка. С этого момента раб носил «отметку» в ухе, что свидетельствовало о принадлежности дому хозяина. Здесь мы видим замечательный образ Христа, совершенного Слуги, Который возлюбил нас настолько, что вместо свободы выбрал Голгофский Крест. Помня о том, что сделал для нас Спаситель, мы с радостью должны стать Его покорными рабами. Как писал епископ Моул:

Мой Хозяин, подведи меня к двери, Ухо приготовленное вновь пронзи Узы Твои есть свобода, Ты позволь остаться мне В страдании, терпении, послушании Тебе.

21:7−11 Женщина-рабыня не освобождалась на седьмой год, если хозяин взял ее в жены или наложницы и был согласен исполнять свои обязанности. Если же он отказывался, женщину выкупали, но продавать ее язычникам не разрешалось. Если хозяин отдавал женщину в жены своему сыну, то должен был относиться к ней, как к невестке. Если хозяин брал себе другую жену, то он все равно обязан был обеспечивать рабыню и предоставлять ей все супружеские права. Последнее, вероятно, означало всего лишь возможность жить в доме. В противном случае рабыня освобождалась без выкупа. То, что Бог дал законы о рабстве, вовсе не значит, что Он его одобрял. Он только защищал гражданские права порабощенных.

2. Законы о компенсации за увечья (21:12−36)

21:12−14 В стихе 12 излагается основное правило: за убийство человека преступнику выносится смертный приговор. Исключение составляет непредумышленное убийство: если человек убит случайно, убийца мог укрыться у жертвенника, или позже — в городах-убежищах. В случае же преднамеренного убийства, жертвенник Божий не давал преступнику защиты.

21:15−17 Родителей закон защищает особым образом: ударивший отца или мать приговаривался к смерти. Смертная казнь выносилась также за похищение человека или бранные слова в адрес родителей.

21:18−19 Если человек поранил другого в результате ссоры, он должен оплатить его время нетрудоспособности и лечение.

21:20−21 Господин мог наказывать раба, но не имел права убивать его. Если раб умирал сразу же после избиения, хозяин был виновен. Но если раб жил день или два, хозяина не наказывали, потому что у него, очевидно, не было намерений убить раба, который стоил ему денег.

21:22 Если беременную женщину ударили при драке двух мужчин, и она родила преждевременно, то, даже если ее здоровью не был нанесен серьезный ущерб, ее муж называл сумму штрафа, и посредники разрешали конфликт.

21:23−25 Общее правило о компенсации увечий было таким: душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб и т.д. Наказание должно соответствовать преступлению; не должно быть ни чрезмерной снисходительности, ни излишней суровости. На практике обычным наказанием за все преступления, кроме убийства, был штраф (см. Чис 35:31)

21:26−36 Если хозяин повредил рабу глаз или выбил зуб, этот раб получал свободу. Если вол неожиданно убивал человека, вола забивали камнями. Есть мясо этого вола было запрещено. Но если хозяин вола знал и был уже предупрежден, что животное способно убить человека, то хозяина тоже же следовало предать смерти. Впрочем, у него была возможность заплатить выкуп и сохранить свою жизнь. Такой же штраф нужно было заплатить, если жертвой оказывались сын или дочь хозяина. Если же погибал раб, то штраф составлял тридцать сиклей серебра, а вола забивали камнями. Обратите внимание: Иуда предал Иисуса за сумму денег, которая полагалась за раба, убитого волом. Иными словами, Иисуса оценили, как мертвого раба. Если человек оставил яму открытой, и туда упало животное, то выкопавший яму должен был возместить убытки. Если вол одного хозяина убил вола другого, стоимость обоих животных делилась поровну. Если хозяин того вола, который убил другого, знал об опасном нраве своего животного, то он должен был заплатить за убитого вола, забрав тушу себе.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: решения (суда).
6  [2] — Букв.: к Богу — вероятно, судьи как свидетели представляли Бога.
6  [3] — Друг. возм. пер.: надолго.
7  [4] — Возможно, также и в наложницы. В древности, при тех условиях, на которых заключались супружеские союзы, и при крайней бедности многих семей, родители могли пытаться найти лучшую, чем их, долю для своих дочерей.
11  [5] — Букв.: уйдет даром, без серебра.
13  [6] — Букв.: тебе.
14  [7] — Или: из ненависти.
17  [8] — Или: кто изрекает проклятья на.
21  [9] — Букв.: деньги.
22  [10] — Или: люди.
23  [11] — Букв.: если произойдет несчастный случай.
29  [12] — Букв.: вчера-позавчера.
29  [13] — Букв.: мужчину или женщину.
31  [14] — Букв.: сына или дочь.
32  [15] — Шекель — мера стоимости, эквивалентная стоимости 11,5 г серебра.
33  [16] — Или: колодец; см. примеч. к Быт 37:24.
34  [17] — Букв.: хозяин ямы.
34  [18] — Букв.: мертвое (животное); то же в ст. 35, 36.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.