Колоссянам 3 глава

Послание к Колоссянам апостола Павла
Перевод Десницкого → Толкования Августина

Перевод Десницкого

1 А если вы воскресли со Христом, стремитесь ввысь, туда, где Христос воссел по правую руку от Бога –
2 размышляйте о небесном, а не о земном.
3 Вы умерли, теперь жизнь ваша протекает вместе со Христом, она сокрыта у Бога.
4 Ваша жизнь – Христос, и когда Он явится всем, вместе с Ним и вы явитесь в славе.
5 Умертвите всё, что есть в вас земного: разврат, нечистоту, страсти, дурные желания, и жадность (она то же самое, что поклонение идолам) –
6 всё это наводит гнев Божий на тех, кто противится Богу.
7 Прежде вы жили среди таких людей и сами так себя вели,
8 но теперь откажитесь от всего этого: от ярости, гнева, злобы, воздерживайтесь от оскорбительных* и непристойных речей.
9 Не лгите друг другу, избавьтесь от прежней сущности со свойственными ей делами
10 и станьте другими людьми: носите на себе образ Создателя и познавайте Его, постоянно обновляясь.
11 В новом человечестве нет ни эллина, ни иудея, ни обрезанного или необрезанного, ни варвара или скифа, ни раба или свободного, но всё, что есть в каждом – Христос.
12 Это вас Бог избрал, освятил и возлюбил – пусть вашим одеянием станут милосердие, доброта, подлинное смирение, кротость и терпеливость.
13 Друг ко другу будьте снисходительны, а кто на кого в обиде – прощайте: как вас простил Господь, так и вы.
14 Но самое главное, чтобы меж вами был совершенный союз любви*.
15 И пусть в сердцах ваших царствует мир Христов, именно к нему вы призваны в церкви как в едином теле – и будьте благодарны!
16 Пусть слово Христа обитает среди вас во всем своем богатстве. Со всякой мудростью учите и наставляйте друг друга; воспевайте Бога псалмами, гимнами и духовными песнями, сердечно Его благодаря.
17 И всё, что вы говорите или делаете, пусть совершается во имя Господа Иисуса, и благодарите за Него Бога Отца.
18 Жены, подчиняйтесь мужьям ради Господа, как вам и подобает.
19 Мужья, любите жен и не будьте к ним суровы.
20 Дети, слушайтесь во всем родителей, ибо это угодно Господу.
21 Отцы, не доводите придирками своих детей до отчаяния.
22 Рабы, слушайтесь во всем своих господ по плоти, не с показной угодливостью и желанием понравиться людям, но в простоте сердечной, страшась Господа.
23 Все, что делаете, исполняйте от души, как для Господа, а не как для людей,
24 помня, что в награду Господь наделит вас благой участью. Вы служите Христу,
25 а кто поступает нечестно, получит сполна за свою нечестность, и тут не будет любимчиков.

Толкования Августина

Стих 1

Внутренний человек, особенно если он со дня на день обновляется (16 Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. 2 Кор. 4:16), конечно, остается ветхим, прежде чем обновится. Ибо на самом деле внутри совершается то, о чем говорит тот же апостол: совлекитесь ветхого человека и облекитесь в нового (9 не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его10 и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, Кол. 3:9-10). Это он соответственно излагает таким образом: поэтому, отвергнувши ложь, говорите истину (25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Еф. 4:25). Но где же отвергается ложь, если не внутри человека, чтобы мог пребывать на святой горе Божией (1 Псалом Давида. Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? Пс. 14:1) тот, кто говорит истину в сердце своем (2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем; Пс. 14:2)? Воскресение же телесное Господа содействует таинству нашего внутреннего воскресения, что обнаруживается, когда после Своего воскресения Он говорит жене: Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему (17 Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. Ин. 20:17). Этой тайны касается апостол, когда говорит: Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте.

О Троице. Cl. 0329, SL 50.4.3.68.

Стих 2

«О высшем помышляйте». Нам предписывается помышлять о том, что является высшим, а именно духовным. Не должно считать это высшим в отношении частей и мест этого мира, но высшим сообразно своему превосходству, чтобы свой дух, посредством которого мы должны отрешаться от мира, не приковывать нам к некой части этого мира. А высшее и низшее находятся в пределах мира. Ибо вселенная сама по себе не имеет высшего и низшего; ведь она является телом, поскольку все видимое есть тело, и нет в теле вселенной ничего высшего или низшего. И в силу того, что, как кажется, движение происходит в шести направлениях (то, которое называется движением правильно, то есть не является круговым), а именно вперед и назад, вправо и влево, вверх и вниз, то нет ничего разумного в том, чтобы, если у тела вселенной нет ничего спереди и сзади или справа и слева, у него было бы нечто сверху и снизу. Но рассматривающие это вводятся в заблуждение тем, что трудно противиться чувствам и привычкам. Ибо не так легко для нас обращение тела, которое оно совершает, если пожелает кто двигаться головою вниз, как легко [обращение, происходящее при движении] из правой в левую или из передней в заднюю часть. А потому, удалив слова, душа должна сама по себе заботиться [о том], чтобы быть в состоянии это познать.

Источник: Вопрос 29 из 83

Стих 3

Желание тогда не будет чувствовать в чем-либо недостаток, когда будет Бог все во всем (28 Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем. 1 Кор. 15:28). Такой конец не имеет конца. Никто не умирает там, куда никто не приходит, не умерев для мира сего — не той смертью, отделяющей душу от тела, которой умирают все, но смертью избранных, когда сердце, хотя все еще пребывая в смертной плоти, переносится в горнее. Об этой смерти говорил апостол: Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. И, возможно, поэтому сказано: сильна1 , как смерть, любовь (6 Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она пламень весьма сильный. Песн. 8:6). Ведь благодаря этой любви происходит так, что, находясь все еще в тленном теле, мы умираем для века сего и жизнь наша сокрывается со Христом в Боге, но, вернее, сама эта любовь есть наша смерть для века — и жизнь с Богом.

Примечания

  • 1 — Лат. valida. В Вульгате — fortis (крепка, тверда), В Синод. переводе — крепка. — Прим. ред.

Трактат на Евангелие от Иоанна 65. Cl. 0278, 65.1.36.

Стих 4

Что же Павел говорит затем? Когда явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы с Ним явитесь во славе. Стало быть, сейчас время стенать, а тогда — радоваться; сейчас время желать, а тогда — раскрывать объятия (Ср. Екк. 3:1-8): сейчас то, чего мы желаем, отсутствует, но не будем ослабевать в желании, долго питаемое желание нас упражняет, потому что нас не обманывает Тот, Кто обещал.

Проповеди 350A. Cl. 0284, 350A.MiAg 1.295.6.

Стих 5

Таким образом, душа в своих побуждениях, испытываемых по духу, противится другим своим побуждениям, испытываемым по плоти, и наоборот — в своих побуждениях, испытываемых по плоти, противится другим своим побуждениям, испытываемым по духу. Почему и говорится, что плоть желает противного духу, а дух -противного плоти (17 ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Гал. 5:17). Но в силу этого и о самой душе сказано: со дня на день обновляется (16 Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. 2 Кор. 4:16). Ибо и сама душа не перестает достигать все большей святости, когда все больше и больше ограничивает те плотские желания, с которыми она не согласна. Ведь апостол говорил тем, кто уже принял крещение: умертвите земные члены ваши.

Против Юлиана 6. Сl. 0351, 6.845.23.

Стих 8

Потому и говорится — [созданного] по Богу (24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины. Еф. 4:24), чтобы не считали, что обновление происходит согласно какому-либо творению. А по образу Божию говорится затем, чтобы понимали, что это обновление происходит там, где есть образ Божий, то есть — в уме.

О Троице 14.16. Cl. 0329, SL 50A. 14.16.53.

Стих 18

Нет сомнения, что в силу естественного порядка лучше мужчинам властвовать над женщинами, чем женщинам над мужчинами, следуя тому, что говорит апостол: Глава жене — муж (3 Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. 1 Кор. 11:3) и — жены, повинуйтесь мужьям своим.

О браке и вожделении. Cl. 0350, 1.9.10.222.7.

Стих 19

Значит, Бог не хочет, чтобы человек из числа верных — когда слышит от апостола: любите своих жен — любил в жене похоть плоти, которую и в себе самом он не должен любить, внимая другому апостолу: Не любите мира, ни того, что в мире: всякий, кто полюбит1 мир, в том нет любви Отчей; ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и мирская суетность2 , не есть от Отца, но от мира (сего) (15 Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.16 Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. 1 Ин. 2:15-16).

Примечания

  • 1 — Лат. quisquis dilexerit mundum; в Вульгате, как и в Синод. переводе — quis diligit mundum (кто любит мир). — Прим. ред.
  • 2 — Лат. ambitio saeculi; в Вульгате, как и в Синод. переводе — superbia vitae (гордость житейская). — Прим. ред.

О браке и вожделении 1.18.20. Сl. 0350, 1.18.20.233.8.



2007–2021, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.