1 Тимофею 5 глава

Первое послание к Тимофею святого апостола Павла
Перевод Десницкого → Комментарии Давида Стерна

Перевод Десницкого

1 Кто старше тебя, того не попрекай, а уговаривай, как отца, а младших — как братьев.
2 К женщине старше тебя относись как к матери, а к младшей — как к сестре, всегда храня чистоту.
3 Вдов почитай — настоящих вдов!
4 Но если у какой вдовы есть дети или внуки, то пусть они прежде всего учатся благочестию в собственной семье и воздают должное предкам — это и угодно Богу.
5 Настоящая вдова — та, кто оставшись одна, надеется на Бога, день и ночь проводит в прошениях и молитвах —
6 а вдова, которая живет ради удовольствий, уже умерла.
7 Вот что ты должен им внушать, чтобы они были безупречны!
8 Если же кто не заботится о родных, и прежде всего о своих домашних, тот отрекся от веры и стал хуже неверного.
9 К числу вдов относи женщину в возрасте не менее шестидесяти лет, у которой был один муж,
10 и о чьих добрых делах есть свидетельства. Воспитала ли она детей, принимала ли странников, омывала ли ноги* святому Божьему народу, поддерживала ли несчастных, посвящала ли себя всяким добрым делам?
11 А молодых вдов избегай: когда желания отвлекут их от Христа, они захотят выйти замуж,
12 и если дадут обет, потом окажутся виновными в его нарушении*.
13 А так они от безделья приучаются ходить по домам, и уже не только бездельничают, но и сплетничают, вмешиваются в чужие дела и говорят, чего не следует.
14 Поэтому я хочу, чтобы молодые вдовы выходили замуж, рожали детей, вели хозяйство и не подавали нашим противникам* никакого повода для злословия —
15 а то некоторые уже пошли вслед за сатаной.
16 Ты верна Христу и у тебя есть в доме вдовы? Позаботься о них сама и не обременяй церкви, чтобы она могла позаботиться об одиноких вдовах.
17 Если пресвитеры достойно возглавляют общину, а прежде всего усердно проповедуют и учат, они заслуживают особой чести.*
18 Ведь Писание говорит: «не закрывай рта волу на молотьбе» и «работник достоин своей платы»*.
19 Обвинение против пресвитера принимай не иначе, как от двух или трех свидетелей*.
20 А тех, кто грешит, обличи перед всеми, чтобы и другим было неповадно.
21 Перед Богом, и Христом Иисусом, и избранными ангелами заклинаю тебя исполнять все это беспристрастно никому не оказывая предпочтения.
22 Не спеши никого рукополагать, не то окажешься соучастником в грехах такого человека, и себя тоже храни в чистоте.
23 Пей не одну только воду, но и немного вина на пользу желудку, ведь ты часто бываешь нездоров.
24 Грехи одних людей видны уже сейчас и приведут их на суд, но и грехи других не останутся сокрыты.
25 Так же и с добрыми делами: лишь часть из них сейчас заметна, но и другая часть не может всегда оставаться неизвестной.

Комментарии Давида Стерна

1 Старшего не укоряй, но взывай к нему так, как ты обращался бы к отцу; к юношам относись как к братьям,

«Вставай перед сединой и уважай старого. Я Адонай, Бог твой» (Левит 19:32).

2 к пожилым женщинам — как к матерям, а к молодым — как к сестрам, с абсолютной чистотой. 3 Относись с уважением к тем вдовам, которые действительно нуждаются.

К тем вдовам, которые действительно нуждаются, буквально «которые настоящие вдовы».

4 Если же у вдовы есть дети или внуки, пусть они прежде всего научатся исполнять возложенную на них верою обязанность по отношению к собственной семье, тем самым воздавая должное родителям, так как это угодно Богу. 5 Вдова, которая действительно в нужде, одинокая, возлагает все свои надежды на Бога, и день и ночь возносит мольбы и молитвы.

«И вдовы твои пусть полагаются на Меня» (Иеремия 49:11).

6 Та же, которая потакает собственным прихотям, хотя и живёт, уже мертва. 7 Так вразумляй их, чтобы они не вызывали нарекания. 8 Более того, всякий человек, который не заботится о близких, особенно о собственной семье, отрёкся от веры и хуже неверующего.

Благотворительность начинается дома. Кроме того, если верующие должны оказывать материальную поддержку вдовам, то тем более (ком. к Мат. 6:30) они должны обеспечивать и самих себя (2 Фес. 3:6−12, Еф.4:28).

9 Вдову вноси в список вдов, только если ей уже за шестьдесят, если она была верна своему мужу, 10 и известна своими добрыми делами — хорошо воспитала детей, была гостеприимна, омывала ноги святым, приходила на помощь в беде и участвовала во всяком добром деле.

Стихи 9−10. В список. «Настоящие вдовы» (ст. 3 и ком.) — это своего рода должность, подобная должности шамаша; как и шамашим, вдовы должны отвечать определённым требованиям, чтобы претендовать на помощь.

Была верна своему мужу, или: «была замужем только один раз» (см. ком. к 3:2).

Хорошо воспитала детей, или: «хорошо смотрит за детьми». Первый вариант передаёт буквальный смысл греческого текнотрофейн, но противоречит ст. 4.

11 При этом более молодым вдовам отказывай, так как они, следуя внутренним побуждениям, которые отчуждают их от Мессии, стремятся выйти замуж. 12 Отвергнув веру, которую они имели вначале, они навлекают на себя осуждение. 13 Ведь они приучаются к праздности, ходят по домам; и не только ведут праздную жизнь, но и разносят сплетни, будучи назойливы и говоря то, чего не следует. 14 Поэтому, с моей точки зрения, молодым вдовам следовало бы выйти замуж, иметь детей и заниматься домом, чтобы не подавать нашим недоброжелателям повода для обвинений в наш адрес. 15 Ибо некоторые уже сбились с истинного пути и последовали за Противником. 16 Если у верующей женщины есть родственницы вдовы, она должна оказывать им помощь — не следует обременять собрание, чтобы оно могло помогать тем вдовам, которые действительно испытывают нужду.

Стихи 3−16. Данные стихи являются противовесом Деят. 2:44−46, 4:32−35, где говорится, как верующие делились своим имуществом с теми, кто был в нужде. В первую очередь нуждающиеся должны обращаться за помощью к своим семьям, а не к собранию; и наоборот, те, у кого есть бедные родственники, должны позаботиться о них (ст. 4, 8, 16).

17 Руководители, хорошо исполняющие свой труд, вдвойне достойны почтительного отношения, особенно те, которые усердно трудятся в проповеди Слова и в учении, 18 поскольку в Танахе сказано: "Не надевай намордник быку, когда он молотит зерно", другими словами: "Трудящийся заслуживает награды".

Ср. 1 Кор. 9:7−9, Мат. 10:10.

19 Не слушай обвинения против руководителя, если оно не подтверждено словами двух или трёх свидетелей.

Хотя Шауль напоминает здесь Тимофею принцип судопроизводства, сформулированный в Торе, тем не менее, некоторые христианские теологи полагают, что Новый Договор упразднил «гражданский закон» Торы.

20 Тем руководителям, которые продолжают грешить, сделай выговор перед всем собранием, чтобы это послужило предупреждением для остальных.

В наш век, когда люди стали непослушны всякого рода власти, в церкви практически не используют выговор, а общий уровень общинной дисциплины весьма низок. Публичный выговор, когда его применяют должным образом, является формой Божьей любви, но многие ли из нас рассматривают его именно таким образом? Тема изучается подробнее в Евр. 12:5−13.

21 Перед Богом, Мессией Йешуа и избранными ангелами, я возлагаю на тебя ответственность соблюдать все эти предписания без предвзятости и пристрастия.

Перед избранными ангелами, которые примут участие в окончательном суде (Мат. 25:31, Map. 8:38, Лук. 9:26, Отк. 14:10). Тимофей должен производить суд так, чтобы это было достойно избранных ангелов, ведь они будут участвовать в суде над ним (ср. Лук. 6:37−38).

22 Никому не делай смиху поспешно и не участвуй в чужих грехах — храни себя в чистоте. 23 Не пей воду, лучше употребляй немного вина для [улучшения] пищеварения, а также по причине твоих частых болезней.

Воду. Вода, в отличие от вина, часто была нечистой, источником всякого рода болезней. Вино часто подавалось разбавленным водою, пропорция колебалась от одного к трём до одного к шести. Медицинское и церемониальное использование вина подкрепляется Писанием; пьянство противоречит ему. Обычное употребление вина за трапезой также находит поддержку в Писании, кроме того во время некоторых праздников разрешено употреблять более крепкие напитки. Вино использовалось для облегчения предсмертных мук и для утешения во времена скорби. Вероятно, эти общие принципы всё же не применимы к человеку, имеющему проблемы с алкоголем.

24 Грехи некоторых очевидны и прямо ведут к осуждению, а грехи других открываются впоследствии. 25 Подобно этому, и добрые дела очевидны, а если нет, их всё равно невозможно утаить.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.