От Луки 19 глава

Евангелие от Луки благовествование
Еврейский Новый Завет → Новой Женевской Библии

Еврейский Новый Завет

1 Иисус* вошёл в Иерихон* и проходил через него.
2 Начальник сборщиков налогов, состоятельный человек по имени Закхей*,
3 хотел посмотреть, кто такой Иисус*; но был низкого роста и не мог из-за толпы.
4 Тогда он побежал вперёд и взобрался на смоковницу, чтобы увидеть его, а Иисус* должен был проходить той дорогой.
5 Когда он приблизился к тому месту, то взглянул вверх и сказал ему: "Закхей*! Скорее спускайся вниз, потому что сегодня я остановлюсь у тебя!"
6 Тот поспешно слез с дерева и с радостью принял Иисуса*.
7 Все видевшие это, начали ворчать: "Он пошёл к грешнику, гостить в его доме".
8 Но Закхей* встал и сказал Господу: "Господь, половину того, чем владею, я отдам бедным; а если кого обманул, верну вчетверо больше".
9 Иисус* сказал ему: "Сегодня в этот дом пришло спасение, потому и этот человек сын Авраама*.
10 Ибо Сын Человеческий пришёл, чтобы найти и и спасти потерянное".
11 Когда они слушали, Иисус* рассказал им притчу, поскольку он находился неподалёку от Иерусалима*, и люди полагали, что Божье Царство могло наступить в любой момент.
12 Поэтому он сказал: "Один знатный человек отправился в дальнюю страну, чтобы стать там царём и потом возвратиться.
13 Позвав своих десятерых слуг, он дал им десять мин* [мина* приблизительно равняется трёхмесячной заработной плате] и сказал им: "Вложите их в дело, пока меня не будет".
14 Но его соотечественники ненавидели его и направили вслед за ним своих представителей, чтобы сказать: "Мы не хотим, чтобы этот человек правил нами".
15 Но став царем, он вернулся и послал за своими слугами, которым дал деньги, чтобы выяснить, сколько каждый из них приобрёл в торговых делах.
16 Первый вошёл и сказал: "Господин, твоя мина* заработала ещё десять мин*".
17 "Прекрасно! — сказал он ему. — Ты хороший слуга. Ты заслужил доверие в малом, я поручаю тебе управлять десятью городами".
18 Второй пришёл и сказал: "Господин, твоя мина* заработала ещё пять мин*";
19 и этому слуге он сказал: "Ты будешь управлять пятью городами".
20 Тогда подошёл третий и сказал: "Господин, вот твоя мина*. Я хранил её, завернув в платок,
21 потому что боялся тебя — ты берёшь, чего не клал, и жнёшь, чего не сеял".
22 Хозяин сказал ему: "Лукавый слуга! Я буду судить тебя твоими собственными словами! Итак, ты знал, что я строг: беру, чего не клал, и жну, чего не сеял?
23 Так почему же ты не пустил мои деньги в оборот? Тогда, вернувшись, я получил бы их назад вместе с процентами!"
24 Он обратился к стоявшим там: "Возьмите у него мину* и отдайте тому, у которого десять мин*".
25 Они сказали ему: "Господин, у него итак уже десять мин*!"
26 Однако хозяин ответил: "Говорю вам, тот, у кого есть, получит ещё больше; но у того, кто не имеет, отберут и то, что у него есть.
27 Что же касается врагов, которые не захотели, чтобы я был их царём, приведите их сюда и казните в моём присутствии!"
28 Сказав это, Иисус* пошёл дальше и стал восходить в Иерусалим*.
29 Подойдя к Виффагии* и Вифании* возле Масличной горы, он послал вперед двух учеников*,
30 дав им следующие указания: "Пойдите в селение, которое перед нами. Войдя в него, вы увидите там ослёнка на привязи, на котором никто не ездил. Отвяжите его и приведите сюда.
31 Если кто-нибудь спросит вас, зачем вы его отвязываете, скажите ему: "Он нужен Господу".
32 Посланные, пошли и обнаружили, что всё в точности так, как он сказал им.
33 Когда они начали отвязывать ослёнка, хозяева сказали им: "Зачем вы отвязываете ослёнка?"
34 и они ответили: "Потому что он нужен Господу".
35 Они привели его к Иисусу* и, набросив на ослёнка свои накидки, усадили Иисуса* на него.
36 Когда он ехал, люди устилали дорогу одеждами.
37 А когда он приблизился к Иерусалиму*, спустившись с Масличной горы, всё множество учеников* стало петь и громко прославлять Бога за все великие чудеса, которые они видели:
38 "Благословен Царь, приходящий во имя Господа*!" (Псалом 117:26) "Мир* на небесах!" и "Слава в вышних!"
39 Некоторые фарисеи*, бывшие в толпе, сказали ему: "Раби! Запрети своим ученикам*!"
40 Но он им ответил: "Говорю вам, что если они замолчат, камни закричат!"
41 Когда Иисус* подошёл ближе, так что мог видеть город, он стал оплакивать его,
42 говоря: "Если бы ты хотя бы сегодня понял, что нужно тебе для мира*! Но пока это сокрыто от твоего взора.
43 Ибо наступают дни, когда твои враги возведут вокруг тебя укрепления, осадят тебя, окружат со всех сторон
44 и повергнут на землю тебя и твоих детей в ваших стенах, не оставляя и камня на камне — и всё это потому, что ты упустил возможность, которую предоставил тебе Бог!"
45 Затем Иисус* вошёл на территорию Храма и стал прогонять оттуда занимавшихся торговлей,
46 говоря им: "Мой Дом будет домом молитвы" (Исайя 56:7), а вы превратили его в разбойничий притон!" (Иеремия 7:11)
47 Каждый день он учил в Храме. Руководящие священники*, учителя Закона* и вожди народа искали способ избавиться от него,
48 но не могли ничего придумать, потому что народ не отходил от него ни на шаг, слушая каждое его слово.

Новой Женевской Библии

19:5 сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. Греческое слово, переведенное здесь как «надобно», имеет подчеркнуто императивный оттенок. Т.е. Иисус рассматривал визит к Закхею как неотъемлемую часть Своего земного служения.

19:8 воздам. В греческом тексте этот глагол стоит в настоящем времени; Закхей собирается неотлагательно воздать обиженным им. См. ком. к 16:9.

вчетверо. В случае кражи или присвоения чужого имущества каким-нибудь другим незаконным способом виновный должен был возместить ущерб, добавив одну пятую его стоимости (Лев 6:5; Чис 5:7). Закхей, таким образом, отдает пострадавшим от него гораздо больше, чем того требует закон, т.е. проявляет любовь (см. ком. к 16:9).

19:9 ныне пришло спасение дому сему. Незадолго до этого Иисус говорил, что богатому спастись крайне трудно (18:24−25); но, как видно на примере Закхея, не невозможно (ср. 18:27). См. статью «Значение спасения».

потому что и он сын Авраама. Т.е. он тот, кого Авраам мог бы принять в лоно свое.

19:11 Он был близ Иерусалима ... скоро должно открыться Царствие Божие. Иисус уже приблизился к Иерусалиму, и многие считали, что, войдя в священную столицу Израиля, Он положит там начало величественному земному царству.

19:12−26 Эта притча напоминает притчу о талантах (Мф 25:14−29), однако у Матфея, во-первых, речь идет о других суммах, во-вторых, каждый из слуг получает разное количество талантов. В данной притче суммы фигурируют меньшие, причем равные для всех рабов. Слушатели Иисуса должны были сделать вывод: верховная обязанность человека — верно служить Богу.

19:12 человек высокого рода. Скорее всего, Иисус подразумевал Себя.

19:13 десять мин. Мина равнялась пятидесяти сиклям; вес одного сикля — 16:83 граммов золота.

19:14 но граждане ненавидели его. Под этими «гражданами» Иисус, очевидно, подразумевает духовных вождей израильского народа.

19:16−19 Первые два раба правильно распорядились оставленными им деньгами и были вознаграждены каждый пропорционально его успеху. Они к тому же были скромны и не приписывали себе никаких заслуг («мина твоя принесла...», ст. 16), и за это им воздалось сторицей.

19:20−21 По-видимому, истинной причиной бездействия этого раба было его неверие в то, что хозяин когда-нибудь возвратится.

19:22−26 Неиспользование человеком того, что ему дано Богом, равносильно потере дара и заслуживает наказания. Этот принцип имеет самое широкое применение: так, духовно одаренный человек, пренебрегающий этими дарами, в конце концов их лишается.

19:28 Он пошел далее, восходя в Иерусалим. См. ком. к 10:1.

19:29 к Виффагии. Предместье Иерусалима.

Вифании. Селение приблизительно в трех километрах от Иерусалима.

19:30 найдете молодого осла... на которого никто из людей никогда не садился. Эти указания Иисус сделал во исполнение пророчества Захарии (9:9−10). Как следует из ст. 38, народ понял заключенную здесь символику.

19:37 славить Бога за все чудеса. Вход Иисуса в Иерусалим явился исполнением пророчества (Зах 9:9); народ распознал в нем явление Мессии — Царя-освободителя. Однако царь, призванный принести Израилю свободу силой оружия, должен был бы въезжать в город на боевом коне, Иисус же восседал на осленке, животном мирном. Народ был прав, решив, что Он — Царь, однако заблуждался относительно того, какую именно свободу и каким образом нес этот Царь Израилю.

19:38 благословен Царь, грядущий во имя Господне! Букв.: «Благословен приходящий (идущий) Царь в имени Господа!» (ср. Пс 117:26).

мир на небесах и слава в вышних. Слова о мире и славе из всех евангелистов есть только у Луки. По всей видимости, таким образом он передает еврейское «осанна», которое стоит в соответствующем месте у Матфея, Марка и Иоанна (Мф 21:9; Мк 11:9; Ин 12:13). Создавая свое Евангелие в первую очередь для язычников, Лука старался не употреблять непонятных неевреям слов.

19:39 запрети ученикам Твоим! Фарисеи опасались, что поведение толпы может навлечь на Иерусалим неприятности со стороны римлян.

19:40 камни возопиют. Ср. Авв 2:11.

19:41 смотря на него, заплакал о нем. Из всех евангелистов только Лука упоминает о том, что Иисус, приблизившись к Иерусалиму, оплакал этот город.

19:42 если бы ... узнал, что служит к миру твоему! Иисус знал, что истинный духовный смысл происходящего скрыт от народа.

19:43 обложат тебя окопами... окружат тебя... стеснят тебя отовсюду. Это было осуществлено римскими солдатами менее чем через полвека, в 70 г. по Р.Х.

19:44 не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего. См. ком. к 19:46.

19:45−46 Эпизод изгнания из храма торгующих имеется во всех четырех Евангелиях, однако синоптики помещают его в самый конец земного служения Иисуса Христа, а Иоанн — в самое его начало. Возможно, что Иисус изгонял торгующих дважды.

19:45 продающих. Торговцы жертвенными животными и птицами.

19:46 сделали его вертепом разбойников. Многие из торговцев и менял вели дела нечестно, да и сама торговля в храме являлась нечестивым занятием.

19:47 учил каждый день в храме. Храм был местом, где раввины учили народ. старейшины народа. К числу противников Иисуса — священникам, фарисеям и законникам — теперь добавились старейшины иерусалимской общины.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.