От Иоанна 12 глава

Евангелие от Иоанна благовествование
Еврейский Новый Завет → Учебной Библии МакАртура

Еврейский Новый Завет

1 За шесть дней до Пасхи* Иисус* пришёл в Вифанию*, где жил Лазарь*, которого Иисус* воскресил из мёртвых.
2 И там в его честь был дан праздничный обед. Марфа* накрывала на стол, а Лазарь* был среди участвовавших в трапезе.
3 Мария* взяла полулитровый сосуд, наполненный чистым нардовым маслом, очень дорогим, и вылила его на ноги Иисуса* и вытерла их своими волосами. И весь дом наполнился ароматом духов.
4 Но один из учеников*, Иуда Искариот*, замысливший предать его, сказал:
5 "Эти духи стоят годового заработка! Почему бы не продать их, а вырученные деньги не раздать нищим?"
6 Он говорил так не потому, что заботился о нищих, но потому что был вором — он распоряжался общей казной и часто крал из неё.
7 Иисус* сказал: "Оставь её! Она сберегла их ко дню моего погребения.
8 Среди вас всегда есть нищие, но я не всегда буду с вами".
9 Многие иудеяне узнали, что он находится там, и пришли не только из-за Иисуса*, но также чтобы увидеть Лазаря*, которого он воскресил.
10 Тогда руководящие священники* решили избавиться и от Лазаря*,
11 потому что из-за него огромное количество иудеян оставляло своих руководителей и верило в Иисуса*.
12 На следующий день весь народ, пришедший на праздник, услышал, что Иисус* приближается к Иерусалиму*.
13 Они взяли пальмовые ветви и вышли ему навстречу, восклицая: "Освободи нас!" "Благословен приходящий во имя Господа*, Царь Израиля!".
14 Найдя ослёнка, Иисус* сел на него, как говорят Еврейские Писания*:
15 "Дочь Сиона*, не бойся! Взгляни! Идёт Царь твой, сидя на ослёнке".
16 Вначале его ученики* не поняли происходящего; но после того, как Иисус* был прославлен, они вспомнили, что так говорили о нём Еврейские Писания*, и поняли, почему люди делали такое ради него.
17 Люди, бывшие с ним, когда он велел Лазарю* выйти из гробницы и воскресил его, рассказывали об этом.
18 Это также послужило причиной тому, что множество народа вышло ему навстречу — они услышали, что он совершил это чудо.
19 Фарисеи* говорили между собой: "Смотрите, вы так ничего и не добились! Вот, уже весь мир пошёл за ним!"
20 Среди пришедших на поклонение в праздник были некоторые греко-говорящие евреи.
21 Они обратились с просьбой к Филиппу, который был из Вифсаиды* в Галилее*. "Господин, — сказали они, — мы бы хотели встретиться с Иисусом*".
22 Филипп передал их просьбу Андрею. Тогда Андрей и Филипп подошли и сказали об этом Иисусу*.
23 Иисус* так ответил им: "Пришло время прославиться Сыну Человеческому.
24 Да, именно! Говорю вам, что если не умрёт пшеничное зерно, упавшее в землю, то останется лишь зерном. Но если оно умрёт, то принесёт богатый урожай.
25 Любящий свою жизнь теряет её, но ненавидящий свою жизнь в этом мире сбережёт её для жизни вечной!
26 Если кто-либо служит мне, пусть следует за мной: где я, там будет и слуга мой. Мой Отец почтит всякого, кто служит мне.
27 Сейчас я в смятении. Что мне сказать? 'Отец, спаси меня от наставшего часа'? Нет, ведь именно ради этого часа я и пришёл. Вот что я скажу:
28 Отец, прославь своё имя!" В этот момент послышался небесный голос* с небес: "Я прославлял его прежде и прославлю его вновь!"
29 Народ, стоявший там и услышавший это, сказал, что это прогремел гром. Другие говорили: "Ангел говорил с ним".
30 Иисус* ответил: "Этот небесный голос* прозвучал не ради меня, но ради вас.
31 Настало время суда над этим миром, и теперь правитель этого мира будет изгнан.
32 Я же, когда буду вознесён от земли, привлеку всех к себе".
33 Сказал же он так, чтобы показать, какою смертью умрёт.
34 Народ ответил: "Мы знаем из Пятикнижия*, что Мессия пребывает вечно. Почему же ты говоришь, что Сын Человеческий должен быть 'вознесён'? Кто этот 'Сын Человеческий'?"
35 Иисус* сказал им: "Свет пробудет с вами ещё совсем немного. Ходите, пока имеете свет, иначе тьма застигнет вас врасплох. Ходящий во тьме не знает, куда он идёт.
36 Пока у вас есть свет, поверьте в этот свет, чтобы стать людьми света". Иисус* сказал им это, затем ушёл и скрывался от них.
37 Даже несмотря на то, что он совершил так много чудес на виду у всех, они всё ещё не верили в него,
38 чтобы исполнилось сказанное пророком Исайей*: "Господь*, кто поверил сказанному нами? Кому открылась рука Господа*?"
39 Причина же, по которой они не могли поверить, как говорит в другом месте Исайя*:
40 "Ослепили глаза свои и ожесточили сердца, так что не видят глазами, не понимают сердцами, и не отвернутся от своих грехов, дабы Я исцелил их".
41 (Исайя* сказал так, потому что видел Шхину* Иисуса* и говорил о Нём)
42 Тем не менее, многие из руководителей всё же поверили в Него. Но не говорили об этом открыто из-за фарисеев*, опасаясь, что их отлучат от синагоги,
43 потому что больше любили похвалу от людей, нежели похвалу от Бога.
44 Иисус* всенародно провозгласил: "Верящие в меня, не в меня только верят, но в Пославшего меня.
45 Также видящие меня, видят Пославшего меня.
46 Я пришёл в мир как свет, чтобы верящие в меня, не остались во тьме.
47 Если кто-то слышит то, что я говорю, но не исполняет того, я не буду судить его. Потому что я пришёл не судить мир, а спасти.
48 Отвергающие меня и не принимающие того, что говорю я, имеют себе судью — слово, сказанное мной, будет судить их в Последний День.
49 Потому что я говорю не от себя, но Отец, пославший меня, дал мне заповедь, а именно что говорить и как говорить.
50 А я знаю, что Его заповедь — это вечная жизнь. Итак, я говорю то, что повелел мне говорить Отец".

Учебной Библии МакАртура

12:1−50 Эта глава сосредоточивает внимание на реакциях любви и ненависти, веры и отвержения по отношению ко Христу.

12:1 За шесть дней до Пасхи Вероятнее всего, это была та суббота, после которой на шестой день наступит Пасха с четверга вечером до захода солнца в пятницу включительно. См. во Введении: Проблемы толкования.

12:3 фунт нардового чистого драгоценного мира На самом деле выражение, использованное для слова «фунт», означает вес примерно три четверти фунта (около 307 г). Нардовое миро — это масло, полученное из корня растения, растущего в Индии.
помазала ноги Иисуса Поскольку принимавшие пищу лежали у стола, их ноги были вытянуты в противоположном направлении и находились на расстоянии от других, так что у Марии была возможность помазать ноги Иисуса. Этот поступок символизировал смиренную преданность Марии и любовь к Нему.

12:5 триста динариев Так как дневной платой обычного работника был один динарий, 300 динариев равнялись годовому заработку (в субботу или другие святые дни деньги не зарабатывали).

12:6 вор Показной альтруизм Иуды на самом деле был прикрытием его личной жадности. Так как он был казначеем апостольской группы, он мог тайно таскать из их казны на удовлетворение своих желаний.

12:7 сберегала это на день погребения Моего Мария совершила этот поступок, чтобы засвидетельствовать свою преданность, но, как и в случае и Каиафой (11:49−52), ее поступок явил больше, чем она в то время осознавала сама. В первом веке на похороны тратились огромные суммы денег, в которые входили затраты на дорогостоящие ароматы, скрывающие запах разложения (см. пояснение к 11:39).

12:8 Это не значит, что бедным не надо раздавать милостыню (Втор 15:11), но слова эти послужили напоминанием того, что Иисус не всегда будет с ними, тогда как бедные останутся. См. Мф 26:11; Мк 14:7.

12:11 приходили и веровали Эта фраза свидетельствовала как о сознательном, обдуманном уходе от религии властей, так и о приходе к истинной вере в Иисуса как Мессию и Сына Божьего.

12:12−19 В этом разделе отмечается торжественный вход Иисуса в Иерусалим, упоминаемый как вербное (пальмовое) воскресенье. Это — одно из нескольких событий в жизни Иисуса, записанное во всех четырех Евангелиях (Мф 21:1−11; Мк 11:1−11; Лк 19:29−38). Этим действием Он официально явился народу как Мессия и Сын Божий. Синедрион и другие иудейские вожди желали Его смерти, но не хотели убить Его во время Пасхи, потому что боялись волнения множества народа, у которого Иисус пользовался любовью (Мф 26:5; Мк 14:2; Лк 22:2). Однако Иисус вошел в город в установленное Им время и ускорил весь исход с тем, чтобы все случилось именно в Пасху, когда закалали агнцев. Как говорит Писание, «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор 5:7; 1Пет 1:19). Иисус явился, чтобы умереть в точно установленное Богом время (см. 7:30; 8:20), предопределенное еще от вечности (ст. 23; 10:17, 18; 17:1; 19:10, 11; ср. Деян 2:23; Деян 4:27−28; Гал 4:4).

12:12 На другой день Т.е. в воскресенье, на следующий день после посещения Иисусом Вифании (см. пояснение к ст. 1).

12:13 взяли пальмовые ветви В финиковых пальмах не было недостатка: они и сегодня еще растут в Иерусалиме. Примерно двумя веками ранее размахивание пальмовыми ветвями стало национальным (если даже не националистическим) символом в надежде на то, что на сцену приходил мессианский освободитель (6:14−15). осанна! Выражение «осанна» — это транслитерация еврейского слова, означающего «дай спасение ныне». Оно было термином приветственного возгласа или хвалы, встречающимся в Пс 117:26, который был известен каждому иудею поскольку этот псалом был частью Аллилуии («халлеля») (Пс 112−117), которую во время праздника кущей каждое утро пел храмовый хор (7:37). Это выражение ассоциировалось с праздником обновления (10:22) и особенно с Пасхой. После восклицания «осанна» толпа провозглашала Пс 117:26, что знаменательно, потому что Пс 117, весьма возможно, был провозглашением благословения на царя из рода Давида. Иудейские толкователи псалма понимали, что стих несет мессианский смысл. «Грядущий во имя Господне» относится к Мессии, особенно в сочетании с фразой «Царь Израилев», хотя этот мессианский титул не из Пс 117.

12:14−15 В синоптических Евангелиях содержится больше информации о выборе Иисусом осла (см. Мф 21:1−9; Мк 11:1−10; Лк 19:29−38). Они передают факт, что Иисус преднамеренно хотел явиться народу таким образом в качестве исполнения мессианского пророчества Зах 9:9 (здесь процитировано). Слова «не бойся» мы не найдем в указанном месте в Захарии, они были добавлены из Ис 40:9. Только после вознесения Иисуса ученики поняли наконец значение Его торжественного входа (ср. 14:26).

12:19 весь мир идет за Ним Слово «мир» означает людей вообще, как противоположность каждому человеку в частности. Понятно, что большинство людей в мире в то время даже не знали Его, и многие в Израиле не верили в Него. Часто слово «мир» используется в этом общем смысле (ст. 47; 1:29; 3:17; 4:42; 14:22; 17:9, 21).

12:20−21 Вероятнее всего, это были языческие прозелиты, перешедшие в иудаизм, которые пришли на праздник Пасхи и которые в своем желании увидеть Иисуса являли прямую противоположность отношению вождей, хотевших убить Его. В тот самый момент, когда иудейские власти злобно замыслили убить Его, язычники начали искать Его внимания.

12:23 час Здесь говорится о времени смерти Иисуса, Его Воскресения и прославления (ст. 27; 13:1; 17:1). До этого момента «час» Иисуса всегда был в будущем (2:4; 4:21, 23; 7:30; 8:20).
Сыну Человеческому См. пояснение к 1:51.

12:24 Как посеянное зернышко умирает, чтобы потом принести богатый урожай, точно так же и смерть Сына Божьего приведет ко спасению многих людей.

12:25−26 Принцип смерти применим не только к Иисусу (см. ст. 24), но также и к Его последователям. Они тоже, как Его ученики, возможно, должны будут лишиться своей жизни за служение Ему и свидетельство (см. Мф 10:37−39; Мф 16:24−25).

12:27 Душа Моя… возмутилась Использованное здесь сильное выражение означает ужас, тревогу и волнение. Готовность Иисуса понести гнев Божий за грехи мира вызвала внезапную сильную эмоциональную реакцию безгрешного Спасителя (ср. 2Кор 5:21).

12:28 прославь имя Твое Эта просьба воплотила принцип, по которому жил и по которому умрет Иисус. См. 7:18; 8:29, 50.
прославил и еще прославлю Отец ответил Сыну слышимым голосом. Это — только один из трех случаев, которые имели место во время служения Иисуса (ср. Мф 3:17 — при Его крещении; 17:5 — при Его преображении).

12:31 князь мира сего Ссылка на сатану (см. 14:30; 16:11; ср. Мф 4:8−9; Лк 4:6−7; 2Кор 4:4; Еф 2:2; Еф 6:12). Хотя крест должен был как будто свидетельствовать о победе сатаны над Богом, на самом деле он означал поражение сатаны (ср. Рим 16:20; Евр 2:14).

12:32 вознесен буду от земли Здесь говорится о распятии Иисуса (ст. 33; 18:32). См. пояснение к 3:14.

12:34 пребывает вовек Слово «закон» использовалось достаточно широко и включало не только пять книг Моисея, но также и весь Ветхий Завет (см. Рим 10:4). Возможно, они имели в виду место из Ис 9:7, которое обещало, что Царство Мессии будет длиться вечно, или из Иез 37:25, где Бог обещал, что последний Давид будет правителем Израиля навеки (см. также Пс 88:36−38).

12:35−36 Иисус сказал им Иоанн записал последнее приглашение Иисуса, чтобы сосредоточить внимание на своей теме веры в Мессию и Сына Божьего (см. 20:30, 31).

12:37−40 В этих стихах Иоанн дал библейское объяснение такому массовому, катастрофическому неверию со стороны иудейского народа. Оно заключалось в том, что неверие не только предвиделось в Писании, но и обосновывалось Писанием. В ст. 38 Иоанн цитирует Ис 53:1, а в ст. 40 он цитирует Ис 6:10 (см. Рим 10:16), и оба места подчеркивают суверенный Божий план, допускающий ожесточение Израиля для его наказания (ср. аргумент Павла в Рим 9−11). Хотя этот суд был предопределен Богом, он не исключал ответственности и виновности людей (см. 8:24).

12:41 Исаия… видел славу Его и говорил о Нем Это — ссылка на Ис 6:1 (см. пояснения там же). Иоанн недвусмысленно отождествляет Иисуса с Богом Ветхого Завета (см. пояснение к 8:58). А поскольку ст. 41 говорит об Иисусе, Он становится возбудителем ожесточения Израиля для суда. Это соответствует Его роли как Судьи (см. 5:22, 23, 27, 30; 9:39).

12:42−43 За обвинительным актом в ст. 37−41 следует возражение в ст. 42−43 (см. 1:10−11 и ст. 1:12−13). Народ, по-видимому, шел за Иисусом с гораздо большей искренностью и рвением, тогда как вожди Израиля, уверовавшие в Него, показывали недостаточную, нерешительную, даже притворную веру (см. пояснения к 2:23−25; 6:60; 8:30−31). Вера последних была такой слабой, что они отказывались принимать любую точку зрения, которая бы угрожала их положению в синагоге. Это одно из печальнейших утверждений о духовных вождях: в своем отказе публично признать Иисуса Мессией и Сыном Божиим они поставили похвалу от людей выше похвалы Божией.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.