По Иоанну 12 глава

Евангелие по Иоанну
Под редакцией Кулаковых → Учебной Библии МакАртура

Под редакцией Кулаковых

1 За шесть дней до Пасхи Иисус снова пришел в Вифанию, где жил Лазарь,1 воскрешенный Им из мертвых.
2 Там в Его честь устроили ужин. Марфа прислуживала Ему и гостям, среди которых был и Лазарь.
3 Мария же взяла тогда фунт2 ценнейшего благовонного масла из чистого нарда, умастила им ноги Иисуса и вытерла их волосами своими. Весь дом наполнился благоуханием того масла.
4 Иуда Искариот, один [из] учеников Иисуса (тот, что потом предал Его), стал возмущаться:
5 «Почему было не продать это масло, ведь оно стоит сотни три денариев? А деньги можно было бы раздать нищим».
6 Он говорил так не потому, что пекся о нищих, а потому, что был нечестен;3 ему доверяли ящик для пожертвований,4 и он крал кое-что из того, что туда клали.
7 Но Иисус сказал: «Оставь ее! Она хранила эти благовония на день Моего погребения.
8 Нищие всегда будут с вами, а Я — не всегда».
9 Прослышав о том, что Иисус в Вифании, туда пришли толпы иудеев, и не только из-за Иисуса, но также чтобы увидеть Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.
10 Первосвященники решили тогда убить и Лазаря,
11 потому что это из-за него многие иудеи уходили от них и начинали верить в Иисуса.
12 На следующий день толпы людей, пришедших на праздник Пасхи, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,
13 взяли пальмовые ветви и вышли Ему навстречу, восклицая:

«Осанна!
Благословен идущий во имя Господа
[и] Царь Израиля!»5

14 Иисус же нашел с помощью учеников молодого осла и ехал на нем, как и было сказано о том в Писании:
15

«Не бойся, дочь Сиона!6
Вот, Царь твой грядет к тебе,
на молодом осле восседает Он».7

16 Ученики Его сперва не поняли этого, но потом, когда воскрешен уже был Иисус и явлен в славе Своей, вспомнили они, что так о Нем было написано и они это сделали для Него.
17 А люди, которые были с Иисусом, и их немало было, продолжали рассказывать8 о том, что Он вызвал Лазаря из могилы и воскресил его из мертвых;
18 и многие вышли встречать Иисуса потому, что услышали о совершенном Им чуде.9
19 А фарисеи говорили друг другу: «Видите, ничего у нас не получается. Весь мир пошел за Ним».
20 Среди пришедших на поклонение были в дни праздника в Иерусалиме и те, кого называли язычниками.10
21 Они пришли к Филиппу, который был из Вифсаиды галилейской, и попросили его: «Господин, мы хотели бы познакомиться с Иисусом».11
22 Филипп пошел и сказал об этом Андрею; потом они отправились к Иисусу. Узнав о просьбе,
23 Иисус ответил им:

«Пришел час
Сыну Человеческому быть явленным в славе Своей.12

24

Воистину,
если зерно пшеничное в землю не упадет и не умрет,
так и останется одиноким зернышком,
а если умрет — принесет обильный урожай.13

25

Тот, кому всего дороже его жизнь,
лишает себя ее,14
а кто в этом мире жизнью своей не дорожит,15
для вечной жизни сохранит ее.

26

Кто хочет служить Мне,
пусть следует за Мной.
Где Я, там и слуга Мой будет.
Того, кто служит мне, почтит Отец.

27

В смятении ныне душа Моя.
Что Мне сказать?
Не просить же: „Отец, избавь Меня от часа сего“.
Ведь для того Я и пришел в час сей.

28

Прошу только: „Отец, открой людям величие имени Твоего!“»


Тогда с неба раздался голос: «Открыл Я уже и еще открою».16
29 Люди, стоявшие вокруг Иисуса, говорили, что слышали гром, а иные утверждали, что ангел разговаривал с Ним.
30 Иисус же сказал: «Голос этот не ради Меня сюда донесся, а ради вас.
31

Настал ныне час суда над миром этим,
ныне князь мира сего изгнан будет вон.

32

Когда же поднят буду Я над землею,
всех привлеку к Себе».

33 Сказал Он это, давая понять, какою смертью предстояло умереть Ему.
34 Из толпы возразили: «Из Писания17 нам известно, что обещанный Мессия останется с нами навеки. Почему же Ты говоришь, что Сын Человеческий должен быть поднят? И вообще, кто Он, Этот Сын Человеческий?»
35 Иисус тогда сказал им:

«Свет еще с вами, но лишь на короткое время.
Ходите ж при Свете, пока есть он у вас,
дабы тьма не объяла вас!
Во тьме ходящий не знает, куда идет он.

36

Пока Свет еще светит вам, верьте в Свет,
чтобы стать детьми Света!»


Сказав это, Иисус ушел и больше среди них не появлялся.18
37 И хотя совершил Он так много знамений у них на глазах, они всё же в Него не верили.
38 Так что исполнились19 слова пророка Исайи, сказавшего:

«Господи, кто поверил слышанному от нас,
и кому открылось могущество руки Господней20

39 Да и не способны были они поверить, потому что, как сказал далее Исайя:
40

«Ослепил Господь21 их глаза
и каменными сделал их сердца,
дабы, как говорит Он, глазами своими они не видели,
и не могли постичь сердцем, и не обратились ко Мне,
чтобы Я исцелил их».22

41 Исайя сказал так потому, что видел славу Иисуса. О Нем он говорил.
42 При всём том даже многие из предводителей иудейских уверовали в Него, но из-за фарисеев не признавались в этом, чтобы не отлучили их от синагоги.
43 Быть в почете у людей для них было дороже, чем быть в почете у Бога.23
44 Иисус же суть учения Своего объявил громко и прямо:

«Всякий верующий в Меня не в Меня верит,
но в Того, Кто послал Меня, верит;

45

и видящий Меня видит Того, Кто Меня послал.

46

Я в мир пришел как свет,
чтобы ни один верующий в Меня во тьме не оставался.

47

А что до того, кто слова Мои слышит,
но ими пренебрегает,24 не судья Я ему,
ведь Я пришел не судить мир,
а чтобы спасти его.

48

Отвергающий Меня и не принимающий слова Мои
сам уже нашел себе судью:
слово, Мною сказанное, осудит25 его в последний День.

49

Не от Себя ведь говорил Я,
пославший Меня Отец сказал Мне,26
что говорить и какими словами.

50

Я знаю, что наказ27 Его — это вечная жизнь.
Потому, что говорю Я, говорю так, как сказал Мне Отец».

Учебной Библии МакАртура

12:1−50 Эта глава сосредоточивает внимание на реакциях любви и ненависти, веры и отвержения по отношению ко Христу.

12:1 За шесть дней до Пасхи Вероятнее всего, это была та суббота, после которой на шестой день наступит Пасха с четверга вечером до захода солнца в пятницу включительно. См. во Введении: Проблемы толкования.

12:3 фунт нардового чистого драгоценного мира На самом деле выражение, использованное для слова «фунт», означает вес примерно три четверти фунта (около 307 г). Нардовое миро — это масло, полученное из корня растения, растущего в Индии.
помазала ноги Иисуса Поскольку принимавшие пищу лежали у стола, их ноги были вытянуты в противоположном направлении и находились на расстоянии от других, так что у Марии была возможность помазать ноги Иисуса. Этот поступок символизировал смиренную преданность Марии и любовь к Нему.

12:5 триста динариев Так как дневной платой обычного работника был один динарий, 300 динариев равнялись годовому заработку (в субботу или другие святые дни деньги не зарабатывали).

12:6 вор Показной альтруизм Иуды на самом деле был прикрытием его личной жадности. Так как он был казначеем апостольской группы, он мог тайно таскать из их казны на удовлетворение своих желаний.

12:7 сберегала это на день погребения Моего Мария совершила этот поступок, чтобы засвидетельствовать свою преданность, но, как и в случае и Каиафой (11:49−52), ее поступок явил больше, чем она в то время осознавала сама. В первом веке на похороны тратились огромные суммы денег, в которые входили затраты на дорогостоящие ароматы, скрывающие запах разложения (см. пояснение к 11:39).

12:8 Это не значит, что бедным не надо раздавать милостыню (Втор 15:11), но слова эти послужили напоминанием того, что Иисус не всегда будет с ними, тогда как бедные останутся. См. Мф 26:11; Мк 14:7.

12:11 приходили и веровали Эта фраза свидетельствовала как о сознательном, обдуманном уходе от религии властей, так и о приходе к истинной вере в Иисуса как Мессию и Сына Божьего.

12:12−19 В этом разделе отмечается торжественный вход Иисуса в Иерусалим, упоминаемый как вербное (пальмовое) воскресенье. Это — одно из нескольких событий в жизни Иисуса, записанное во всех четырех Евангелиях (Мф 21:1−11; Мк 11:1−11; Лк 19:29−38). Этим действием Он официально явился народу как Мессия и Сын Божий. Синедрион и другие иудейские вожди желали Его смерти, но не хотели убить Его во время Пасхи, потому что боялись волнения множества народа, у которого Иисус пользовался любовью (Мф 26:5; Мк 14:2; Лк 22:2). Однако Иисус вошел в город в установленное Им время и ускорил весь исход с тем, чтобы все случилось именно в Пасху, когда закалали агнцев. Как говорит Писание, «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор 5:7; 1Пет 1:19). Иисус явился, чтобы умереть в точно установленное Богом время (см. 7:30; 8:20), предопределенное еще от вечности (ст. 23; 10:17, 18; 17:1; 19:10, 11; ср. Деян 2:23; Деян 4:27−28; Гал 4:4).

12:12 На другой день Т.е. в воскресенье, на следующий день после посещения Иисусом Вифании (см. пояснение к ст. 1).

12:13 взяли пальмовые ветви В финиковых пальмах не было недостатка: они и сегодня еще растут в Иерусалиме. Примерно двумя веками ранее размахивание пальмовыми ветвями стало национальным (если даже не националистическим) символом в надежде на то, что на сцену приходил мессианский освободитель (6:14−15). осанна! Выражение «осанна» — это транслитерация еврейского слова, означающего «дай спасение ныне». Оно было термином приветственного возгласа или хвалы, встречающимся в Пс 117:26, который был известен каждому иудею поскольку этот псалом был частью Аллилуии («халлеля») (Пс 112−117), которую во время праздника кущей каждое утро пел храмовый хор (7:37). Это выражение ассоциировалось с праздником обновления (10:22) и особенно с Пасхой. После восклицания «осанна» толпа провозглашала Пс 117:26, что знаменательно, потому что Пс 117, весьма возможно, был провозглашением благословения на царя из рода Давида. Иудейские толкователи псалма понимали, что стих несет мессианский смысл. «Грядущий во имя Господне» относится к Мессии, особенно в сочетании с фразой «Царь Израилев», хотя этот мессианский титул не из Пс 117.

12:14−15 В синоптических Евангелиях содержится больше информации о выборе Иисусом осла (см. Мф 21:1−9; Мк 11:1−10; Лк 19:29−38). Они передают факт, что Иисус преднамеренно хотел явиться народу таким образом в качестве исполнения мессианского пророчества Зах 9:9 (здесь процитировано). Слова «не бойся» мы не найдем в указанном месте в Захарии, они были добавлены из Ис 40:9. Только после вознесения Иисуса ученики поняли наконец значение Его торжественного входа (ср. 14:26).

12:19 весь мир идет за Ним Слово «мир» означает людей вообще, как противоположность каждому человеку в частности. Понятно, что большинство людей в мире в то время даже не знали Его, и многие в Израиле не верили в Него. Часто слово «мир» используется в этом общем смысле (ст. 47; 1:29; 3:17; 4:42; 14:22; 17:9, 21).

12:20−21 Вероятнее всего, это были языческие прозелиты, перешедшие в иудаизм, которые пришли на праздник Пасхи и которые в своем желании увидеть Иисуса являли прямую противоположность отношению вождей, хотевших убить Его. В тот самый момент, когда иудейские власти злобно замыслили убить Его, язычники начали искать Его внимания.

12:23 час Здесь говорится о времени смерти Иисуса, Его Воскресения и прославления (ст. 27; 13:1; 17:1). До этого момента «час» Иисуса всегда был в будущем (2:4; 4:21, 23; 7:30; 8:20).
Сыну Человеческому См. пояснение к 1:51.

12:24 Как посеянное зернышко умирает, чтобы потом принести богатый урожай, точно так же и смерть Сына Божьего приведет ко спасению многих людей.

12:25−26 Принцип смерти применим не только к Иисусу (см. ст. 24), но также и к Его последователям. Они тоже, как Его ученики, возможно, должны будут лишиться своей жизни за служение Ему и свидетельство (см. Мф 10:37−39; Мф 16:24−25).

12:27 Душа Моя… возмутилась Использованное здесь сильное выражение означает ужас, тревогу и волнение. Готовность Иисуса понести гнев Божий за грехи мира вызвала внезапную сильную эмоциональную реакцию безгрешного Спасителя (ср. 2Кор 5:21).

12:28 прославь имя Твое Эта просьба воплотила принцип, по которому жил и по которому умрет Иисус. См. 7:18; 8:29, 50.
прославил и еще прославлю Отец ответил Сыну слышимым голосом. Это — только один из трех случаев, которые имели место во время служения Иисуса (ср. Мф 3:17 — при Его крещении; 17:5 — при Его преображении).

12:31 князь мира сего Ссылка на сатану (см. 14:30; 16:11; ср. Мф 4:8−9; Лк 4:6−7; 2Кор 4:4; Еф 2:2; Еф 6:12). Хотя крест должен был как будто свидетельствовать о победе сатаны над Богом, на самом деле он означал поражение сатаны (ср. Рим 16:20; Евр 2:14).

12:32 вознесен буду от земли Здесь говорится о распятии Иисуса (ст. 33; 18:32). См. пояснение к 3:14.

12:34 пребывает вовек Слово «закон» использовалось достаточно широко и включало не только пять книг Моисея, но также и весь Ветхий Завет (см. Рим 10:4). Возможно, они имели в виду место из Ис 9:7, которое обещало, что Царство Мессии будет длиться вечно, или из Иез 37:25, где Бог обещал, что последний Давид будет правителем Израиля навеки (см. также Пс 88:36−38).

12:35−36 Иисус сказал им Иоанн записал последнее приглашение Иисуса, чтобы сосредоточить внимание на своей теме веры в Мессию и Сына Божьего (см. 20:30, 31).

12:37−40 В этих стихах Иоанн дал библейское объяснение такому массовому, катастрофическому неверию со стороны иудейского народа. Оно заключалось в том, что неверие не только предвиделось в Писании, но и обосновывалось Писанием. В ст. 38 Иоанн цитирует Ис 53:1, а в ст. 40 он цитирует Ис 6:10 (см. Рим 10:16), и оба места подчеркивают суверенный Божий план, допускающий ожесточение Израиля для его наказания (ср. аргумент Павла в Рим 9−11). Хотя этот суд был предопределен Богом, он не исключал ответственности и виновности людей (см. 8:24).

12:41 Исаия… видел славу Его и говорил о Нем Это — ссылка на Ис 6:1 (см. пояснения там же). Иоанн недвусмысленно отождествляет Иисуса с Богом Ветхого Завета (см. пояснение к 8:58). А поскольку ст. 41 говорит об Иисусе, Он становится возбудителем ожесточения Израиля для суда. Это соответствует Его роли как Судьи (см. 5:22, 23, 27, 30; 9:39).

12:42−43 За обвинительным актом в ст. 37−41 следует возражение в ст. 42−43 (см. 1:10−11 и ст. 1:12−13). Народ, по-видимому, шел за Иисусом с гораздо большей искренностью и рвением, тогда как вожди Израиля, уверовавшие в Него, показывали недостаточную, нерешительную, даже притворную веру (см. пояснения к 2:23−25; 6:60; 8:30−31). Вера последних была такой слабой, что они отказывались принимать любую точку зрения, которая бы угрожала их положению в синагоге. Это одно из печальнейших утверждений о духовных вождях: в своем отказе публично признать Иисуса Мессией и Сыном Божиим они поставили похвалу от людей выше похвалы Божией.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — В некот. рукописях: Лазарь умерший.
3  [2] — Римский фунт — мера веса, равная 327 г.
6  [3] — Букв.: вор.
6  [4] — Букв.: имея денежный ящик; иные переводят: (общий) мешочек с деньгами/кошель.
13  [5] — Пс 118 (117):25, 26.
15  [6] — См. в Словаре Сион.
15  [7] — Зах 9:9.
17  [8] — Букв.: свидетельствовали.
18  [9] — Или: знамении.
20  [10] — Букв.: эллины. В НЗ это слово обозначает вообще всех неевреев.
21  [11] — Букв.: хотим видеть Иисуса.
23  [12] — Букв.: быть прославленным.
24  [13] — Букв.: приносит много плода.
25  [14] — Букв.: любящий душу/жизнь свою губит/теряет ее. См. в Словаре Душа.
25  [15] — Букв.: ненавидящий душу свою; глагол «ненавидеть» здесь используется как гипербола в знач. любит меньше; ср. Лк 14:26 и Рим 9:13.
28  [16] — Букв.: Отец! Прославь Свое имя… Прославил и еще прославлю.
34  [17] — Букв.: из Закона.
36  [18] — Букв.: и уйдя, скрылся от них.
38  [19] — Друг. возм. пер.: чтобы исполнились; см. примеч. к 9:3.
38  [20] — Ис 53:1 (LXX).
40  [21] — Букв.: Он.
40  [22] — Иоанн цитирует Исайю (6:10), глубоко огорченного неверием своих современников, и ссылается он на древнего пророка с тем, чтобы показать, что неверие есть результат отвержения света, и это, в свою очередь, согласно закону, установленному Богом, постепенно делает веру невозможной. Форма, в которой Исайя описывает духовную слепоту и закрытость людей, отражает присущее иудеям того времени представление, что за всем происходящим стоит Бог, что Он совершает то, чему Он, как мы сказали бы сегодня, лишь допускает произойти вследствие определенного выбора отдельных личностей или общества.
43  [23] — Букв.: ибо полюбили славу человеческую больше, чем славу Божью.
47  [24] — Букв.: не хранит.
48  [25] — Или: будет судить.
49  [26] — Букв.: Отец Сам Мне поручение дал.
50  [27] — Букв.: поручение/заповедь.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.