От Марка 2 глава

Евангелие от Марка благовествование
Еврейский Новый Завет → Комментарии Джона Райла

Еврейский Новый Завет

1 Спустя некоторое время Иисус* возвратился в Капернаум*. Разнёсся слух о том, что он вернулся,
2 и вокруг дома собралось столько народа, что не оставалось места даже у дверей. Когда он проповедовал,
3 к нему пришли четверо мужчин, принесшие с собой парализованного.
4 Они не могли приблизиться к Иисусу* из-за толпы, и поэтому разобрали крышу того дома, в котором он находился, проделали отверстие и опустили носилки, на которых лежал паралитик.
5 Видя их веру, Иисус* сказал парализованному: "Сын, твои грехи прощены".
6 Некоторые из сидевших там книжников* подумали про себя:
7 "Как этот человек может говорить такое? Он богохульствует! Кто кроме Бога может прощать грехи?"
8 Но Иисус*, тут же ощутив в духе, о чём они думают, сказал им: "Почему вы так думаете?
9 Что легче сказать парализованному: "Твои грехи прощены" или: "Встань, подними свои носилки и ходи?"
10 Но смотрите! Я доказываю вам, что у Сына Человеческого есть власть на земле прощать грехи". Он сказал тогда паралитику:
11 "Говорю тебе: встань, возьми свои носилки и иди домой!"
12 На глазах у всех этот человек поднялся, тут же подобрал свои носилки и ушёл. Все они чрезвычайно удивились и воздали хвалу Богу, говоря: "Мы никогда не видели ничего подобного!"
13 Иисус* вновь вышел к озеру. Весь народ собрался к нему, и он стал учить их.
14 Идя оттуда, он увидел Левия Алфеева*, который сидел в будке сборщика налогов, и сказал ему: "Следуй за мной!" И тот поднялся и пошёл вслед за ним.
15 Когда Иисус* обедал в доме Левия*, с ним находились его ученики*, а также множество сборщиков налогов и грешников, так как их было много среди следовавших за ним.
16 Увидев, что он ест с грешниками и сборщиками налогов, книжники* и фарисеи* обратились к его ученикам*: "Почему он ест со сборщиками налогов и грешниками?"
17 Но Иисус*, услышав вопрос, ответил им: "Не здоровые нуждаются во враче, а больные. Я пришёл призывать не "праведников", а грешников!"
18 Также ученики* Иоанна* и фарисеи*, постившиеся в то время, пришли спросить у Иисуса*: "Почему так происходит, что ученики* Иоанна* и ученики* фарисеи* постятся, а твои ученики* не постятся?"
19 Иисус* сказал им в ответ: "Могут ли поститься гости, пришедшие на свадьбу, пока жених всё ещё с ними? До тех пор, пока с ними будет жених, о каком посте может идти речь?
20 Но настанет время, и будет забран от них жених; и когда придёт тот день, они станут поститься.
21 Никто не пришивает к старой одежде лоскут не севшей в стирке ткани; а если пришьёт, то новая заплата оторвётся от старой одежды, и оставит после себя ещё большую дыру.
22 Также никто не вливает молодое вино в старые мехи; если же вольёт, тогда прорвутся мехи, и пропадут и мехи, и вино. Лучше вливать молодое вино в обновлённые мехи".
23 Однажды в Субботу* Иисус* шёл через пшеничные поля, и по дороге ученики* стали срывать колосья.
24 Фарисеи* сказали ему: "Взгляни! Почему они нарушают Субботу*?"
25 Он отвечал им: "Разве вы никогда не читали, что сделал Давид, когда он и находившиеся с ним, проголодались, и им нужна была пища?
26 Он вошёл в Дом Божий, а в то время Авиатар* был первосвященник*, и ел Хлеб Предложения — а это разрешено только священникам* — и дал немного своим спутникам".
27 И затем он сказал им:"Суббота* была сотворена для людей, а не люди для Субботы*; поэтому Сын Человеческий — Господин Субботы*".

Комментарии Джона Райла

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 2:1−12

1 Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.
2 Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.
3 И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;
4 и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.
5 Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.
6 Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:
7 что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?
8 Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?
9 Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?
10 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному:
11 тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.
12 Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

В этих стихах мы видим Христа опять в Капернауме. Он снова проповедует и исцеляет.

Во-первых, из этого отрывка мы узнаем, что некоторые люди обладают духовными преимуществами, но не пользуются ими.

Эта истина подтверждается тем, что происходило в Капернауме. Ни один город в Палестине Христос не посещал так часто, как Капернаум. Иисус жил в нем после того, как покинул Назарет (Мф 4:13). В нем Он совершил многие Свои чудеса, сказал много проповедей. Но ничего из происходящего или сказанного не коснулось сердец жителей города. Да, они приходили огромными толпами послушать Его, «так что уже и у дверей не было места». Да, они восхищались Его делами. Но они не обратились! Они жили под сияющим солнцем праведности, но сердца их так и остались во тьме. И Христос вынес жителям Капернаума самый суровый приговор: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе» (Мф 11:23−24).

Над этим уроком нам следует серьезно задуматься. Часто мы полагаем, что достаточно убедительной проповеди Евангелия, чтобы все слышащие ее обратились и уверовали. Но мы забываем о поразительной силе неверия и глубине человеческой враждебности по отношению к Богу. Мы забываем, что жители Капернаума слышали самые лучшие проповеди, подкрепленные удивительными чудесами, но остались мертвыми в своих преступлениях и грехах. Надо помнить, что одно и то же Евангелие для одних является запахом живительным, а для других — смертельным и что один и тот же огонь закаляет глину и плавит воск. Ничьи сердца, по всей видимости, не ожесточаются так сильно, как сердца людей, которые постоянно слушают Евангелие, но предпочитают пребывать в грехах. Никому не была предоставлена такая прекрасная возможность слышать Евангелие, как жителям Капернаума, но ничьи сердца не были так сильно ожесточены, как их. Не будем же такими, как они, но обратимся к Господу со словами: «Избавь нас, Господи, от жестокосердия нашего!»

Во-вторых, мы видим, что душа верующего может получить большие благословения через страдания.

Марк пишет о том, что некий парализованный человек был принесен к Иисусу, чтобы Господь мог исцелить его. Его, немощного и бессильного, принесли на постели четверо друзей и положили перед Иисусом. Величайший Целитель души и тела, увидев парализованного, тотчас исцелил его. И не только исцелил, но и даровал еще большее благословение — прощение грехов. Человек, который тем утром был парализован и телом, и душой, к концу дня вернулся домой здоровым и обновленным.

Нет сомнений в том, что до конца своих дней этот человек будет благодарен Богу за свою болезнь. Если бы он не был болен, он прожил бы свою жизнь в неведении и никогда не увидел бы Христа. Он пас бы своих овец на зеленых холмах Галилеи и никогда бы не услышал этих слов: «...Прощаются тебе грехи твои». Этот паралич, эта тяжелая болезнь была благословением. Невероятно, но с нее начался путь этого человека на небеса.

Люди разных возрастов могли бы засвидетельствовать, что пережили нечто подобное и в своей жизни. Несчастья обогащали их мудростью. Потери обращались приобретениями. В горе эти люди видели милость. Болезни приводили их к Исцелителю душ, направляли к Слову Божьему и учили молиться. Тысячи людей могут сказать, как Давид: «Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим» (Пс 118:71).

Не будем же роптать в печалях и скорбях. Будьте уверены, что есть необходимость в каждом кресте, который вам выпало нести. Каждое испытание послано вам для благой цели. Каждая болезнь, каждое несчастье — это дар от Бога, который помогает нам приблизиться к Нему. Будем же молиться и просить Господа, чтобы Он открыл нам, для чего мы страдаем, и не будем отвращаться от говорящего (Евр 12:25).

И наконец, в этом отрывке мы видим, что Иисус обладает властью первосвященника прощать грехи.

Мы читаем, что Господь сказал парализованному: «...чадо! прощаются тебе грехи твои». Иисус сказал эти слова с определенной целью. Он знал сердца окружавших Его книжников и Своими словами хотел показать, что Он — истинный Первосвященник, обладающий властью освобождать от греха. И хотя Христос редко делал подобные заявления, в этот раз Он высказался очень ясно: «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи». Слова «прощаются тебе грехи твои» Иисус сказал расслабленному на законном основании.

Задумаемся, как велик должен быть тот, кто может прощать грехи. Это может делать только Бог. Ни ангелы на небесах, ни человек на земле, ни Церковь, ни отдельный служитель не может избавить грешника от тяжкого груза вины и примирить с Богом. Все, что они могут сделать, это указать на Того, который может омыть любой грех — на Бога. Он может и хочет простить любого. Но сами служители или церкви в целом простить грехи не могут. Это во власти одного только Бога, который передал ее в руки Своего Единородного Сына Иисуса Христа.

Только задумайтесь, как велико то благословение, что Сам Иисус Христос является нашим Первосвященником и что мы знаем, где можно найти прощение грехов! Нам необходим Первосвященник и нам необходима жертва, примиряющая нас с Богом. Наша совесть напоминает нам, что наши многочисленные грехи нуждаются в искуплении, потому что святость Господня не приемлет ничего нечистого. Без Первосвященника, который бы принес за нас жертву, мы не можем обрести покой. Иисус Христос и есть этот Первосвященник, в котором мы так нуждаемся. Он имеет власть прощать грехи и желает спасти грешников.

Но все ли вы познали Иисуса Христа как своего Первосвященника? Пришли ли вы к Нему? Простил ли Он вам ваши грехи? Если нет, значит, вы еще пребываете во грехе. Пусть же Дух Святой однажды засвидетельствует духу вашему, что вы были у ног Христа, и услышали от Него самого: «...чадо! прощаются тебе грехи твои».

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 2:13−22

13 И вышел Иисус опять к морю; и весь народ пошел к Нему, и Он учил их.
14 Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним.
15 И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним.
16 Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?
17 Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.
18 Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?
19 И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься,
20 но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.
21 Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.
22 Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые.

Человек, который назван Левием в этом отрывке, в первом из четырех евангелий назван Матфеем. Несмотря на разные имена, перед нами один и тот же человек — апостол и автор одного из евангелий.

Во-первых, из этого отрывка мы узнаем, что Христос обладает властью призывать человека из мира и делать его Своим учеником. Левий сидел «у сбора пошлин», и стоило Христу сказать ему: «Следуй за Мной», как Левий тотчас же встал и последовал за Ним. Из мытаря он сделался апостолом, который впоследствии написал первую книгу Нового Завета, известную ныне всему миру.

Это очень важная истина. Без божественного призыва никто не может быть спасен. Мы настолько погрязли в грехах, мир настолько крепко держит нас, что сами мы никогда не пойдем за Господом, если Он не позовет. Дух Святой должен проговорить к нашим сердцам, прежде чем мы захотим обратиться к Богу. Детьми Божьими согласно 17-й статье (*Речь идет о тридцати девяти статьях англиканской церкви, принятых как вероисповедный документ в 1571 году. Этот документ является официальным вероисповеданием современной англиканской церкви. — Прим. пер.) являются те, кто призван по Божьему изволению через работу Духа Святого, произведенную в угодное Ему время. Какое благословение для нас, что дело призвания грешников находится в руках такого чудесного Спасителя, как Иисус Христос!

Господь Иисус в деле призвания грешников являет не только абсолютное всевластие, но и неизмеримую милость. Часто Он призывает к служению тех, кто, казалось бы, наименее всего расположен к тому, чтобы творить Его волю, и дальше всех отстоит от Царства Божьего. Но Он рукою крепкою разрывает цепи греховных привычек и дает человеку новое сердце. Магнит притягивает железо, и южный ветер растапливает снег, так и Христос привлекает к Себе грешников из мира и смягчает самые окаменевшие сердца. Блаженны те, кто, услышав призыв Господа, не ожесточил своего сердца.

Этот отрывок дает надежду каждому грешнику, и мы не должны считать чье-то спасение невозможным. Тот, кто призвал Левия, живет и сегодня, чтобы призывать к Себе. И хотя власть денег велика, власть Христа намного больше. Не будем же считать обреченными на вечную гибель тех, кто сидит «у сбора пошлин» и купается в роскоши этого мира. Голос, позвавший Левия, может позвать и их. Нам же следует молиться и не терять надежду. Кто может с уверенностью сказать, каковы планы Господа для этого человека или для этой семьи? Никто не плох настолько, чтобы Христос не мог позвать его, поэтому всегда молитесь и не унывайте.

Во-вторых, из этого отрывка мы узнаем, что наш Господь Иисус Христос — Врач. Книжники и фарисеи обвиняли Иисуса в том, что Он ест и пьет с мытарями и грешниками. Но Иисус, услышав это, сказал: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные...».

Некоторые думают, что Иисус пришел в мир только для того, чтобы стать Законодателем, Царем и Учителем и оставить пример для подражания. Люди не смогли бы найти утешение, если бы это было так. Диета и здоровый режим хороши для идущего на поправку, но они не помогут смертельно больному. Пример для подражания нужен человеку безгрешному, как Адаму до грехопадения. Но падшие грешники нуждаются в исцелении, прежде чем смогут найти благое в законе Божьем.

Господь Иисус Христос пришел в этот мир, чтобы быть не только Наставником, но и Врачом. Он знает, что необходимо человеку. Он видит, что все мы страдаем от смертельной болезни. Христос сжалился над нами и оставил славу небес, чтобы принести нам божественное лекарство для нашего выздоровления. Для Него нет слишком запущенной болезни. Излечение самых безнадежных случаев служит Его вечной славе. И нет никого, кто мог бы исцелять так, как Христос, кто обладал бы таким же мастерством, такой же нежностью в обращении, таким же богатым опытом лечения духовных болезней, как Он!

Но что мы знаем об этом служении Христа? Вы лично чувствовали когда-либо нужду в исцелении своей больной души? Просили ли вы Христа об этом? Если Христос не исцелил вас, то вы еще мертвы в глазах Бога. Если вы думаете, что ваша греховность не позволяет вам приблизиться ко Христу, то у вас неправильное представление о вере. Именно ощущение своей греховности и ужасного состояния перед Богом и есть первое проявление истинной веры. Человек, который ужасается собственной испорченности и ненавидит свои прегрешения, подает первые признаки духовного выздоровления. Блаженны те, которые знают о своей духовной болезни! Пусть они без промедления обращаются ко Христу, потому что Он Тот Врач, который может им помочь.

Наконец, этот отрывок учит нас тому, что соединение несовместимого приводит к печальным последствиям. «Никто, — говорит Господь, — к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани... Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие».

Мы должны понимать, что и в этом месте Иисус говорит притчами. Эти слова были ответом на вопрос, заданный фарисеями Иисусу: «Почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?» Господь ответил им, что время поститься для Его учеников еще не пришло. Его малое стадо еще не обладало достаточной верой, знаниями и опытом. Их нужно вести вперед осторожно, не взваливая на их неокрепшие плечи обязанности, которые они еще не готовы понести. Пост был приемлем для учеников того, кто был другом Жениха, кто жил в пустыне, «проповедуя крещение покаяния» и «носил одежду из верблюжьего волоса <...> ел акриды и дикий мед». Но пост не был приемлем для учеников Того, кто жил так же, как и прочие люди, хотя Сам был Женихом и принес Благую весть грешникам. Другими словами, заставить учеников поститься в этой ситуации было все равно что влить молодое вино в старые мехи. Нельзя совмещать то, что несовместимо.

В этих коротких притчах заложено правило, которое можно применять в различных ситуациях. В Церкви часто возникали серьезные проблемы, когда это правило игнорировалось, когда разливали молодое вино в старые мехи и к старой одежде пришивали заплаты из небеленой ткани.

Из послания апостола Павла мы узнаем о подобной проблеме в галатийской церкви. Там люди захотели объединить христианство с иудаизмом: к крещению они решили добавить обрезание. Они попытались сохранить церемониальный закон, совместив его с Евангелием Христа. Другими словами, они стали наливать новое вино в ветхие мехи. Апостол Павел показывает, что они сильно заблуждались.

История ранней христианской церкви говорит еще об одном случае. Вскоре после смерти апостолов некоторые попытались сделать Евангелие более приемлемым для восприятия язычников, смешав его с философией Платона. Другие постарались привлечь язычников тем, что приблизили форму поклонения и одежду священнослужителей к тому, что было в языческих храмах. Это было то же самое, что прикреплять заплату из небеленой ткани к ветхой одежде. Тем самым служители обильно посеяли семена, которые спустя некоторое время принесли недобрые всходы, — введение папства. Похожие примеры есть и в современном христианстве. Нас окружают тысячи людей, которые пытаются совместить служение Богу и служение миру, называть себя христианами и в то же время жить жизнью безбожников, быть последователями распятого Христа и в то же время сообщаться с теми, кто любит распутство и грех. Они пытаются хранить новое вино в старых мехах, но однажды они обнаружат, что это невозможно.

Прочитанный отрывок должен заставить нас всех серьезно задуматься о своем хождении перед Господом. Давайте исследуем наши сердца и вспомним, что говорит нам Писание. «Никто не может служить двум господам», «Не можете служить Богу и маммоне». Помните также и правило, о котором мы только что говорили: «Вино молодое надобно вливать в мехи новые».

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 2:23−28

23 И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья.
24 И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать?
25 Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним?
26 как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним?
27 И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы;
28 посему Сын Человеческий есть господин и субботы.

Эти стихи раскрывают перед нами прекрасную картину земного служения Иисуса Христа. Иисус и Его ученики проходили засеянными полями в субботний день, и «ученики Его дорогою начали срывать колосья». Тотчас же фарисеи пожаловались Христу на учеников, обвинив их в нарушении заповеди: «Смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать?» Христос, выслушав фарисеев, ответил им, и ответ Его был исполнен глубокого смысла. Поэтому каждый, кто хочет разобраться с вопросом соблюдения субботы, должен внимательно изучить ответ Иисуса.

Во-первых, отметим, что религиозные формалисты придают очень важное значение соблюдению мелочей.

Фарисеи были самыми большими формалистами, которых когда-либо видел свет. Они заботились исключительно о внешней стороне поклонения Богу, о том, что видно человеческому глазу. Для них важны были церемонии и ими же придуманные традиции. Благочестие фарисеев складывалось из омовений, постов, особенностей одежды, покаяние же, вера и святость оставались без внимания.

Возможно, фарисеи и не возразили бы, если бы ученики нарушили какой-нибудь нравственный закон. Они не заметили бы зависти, клятвопреступления, вымогательства или неумеренности, ведь они сами были склонны к этому. Но фарисеи быстро увидели нарушение придуманной «человеческой заповеди» о правильном соблюдении субботы и не замедлили возмутиться по этому поводу.

Нам всем необходимо просить Господа, чтобы Он не дал нам стать похожими на фарисеев. К сожалению, никогда не было недостатка в христианах, идущих путями фарисеев. Сегодня тысячи верующих больше думают о придуманных людьми церемониях и обрядах, чем о сути учения. Они больше заботятся о том, чтобы соблюдать дни святых, поворачиваться на восток при чтении символа веры, склоняться при упоминании имени Иисуса, чем о том, чтобы иметь истинную веру и отделяться от этого мира. Будем же остерегаться, чтобы фарисейский дух не проник в наши сердца. Он не может принести утешения и спасти.

Следует помнить, что, если человек уделяет больше времени обрядам, нежели проповеди Евангелия, значит, он в опасности. Такое поведение является признаком духовной болезни. Оно является большим злом и может стать причиной для угрызений совести. Такие люди часто заканчивают тем, что переходят из протестантизма в католичество. Не удивительно, что апостол Павел написал галатийцам: «Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас» (Гал 4:10−11).

Во-вторых, отметим, насколько важно знать Священное Писание.

Наш Господь отвечает на обвинения фарисеев, используя Писание. Он напоминает им о том, «что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним». Иисус спросил: «Неужели вы никогда не читали об этом?» И фарисеи вынуждены были согласиться с тем, что человек, написавший псалмы, человек, которого Бог сделал царем над Израилем по сердцу Своему, не мог служить плохим примером. Фарисеи знали, «что Давид делал угодное пред очами Господа и не отступал от всего того, что Он заповедал ему, во все дни жизни своей, кроме поступка с Урией Хеттеянином» (3Цар 15:5). Но что сделал этот муж веры? Давид, одолеваемый голодом, вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, «которых не должно было есть никому, кроме священников» *. Давид тем самым показал, что некоторые требования закона в случае необходимости можно нарушить. И наш Господь, использовав этот пример из Писания, заградил уста Своих врагов. Им было нечего возразить: меч Духа сразил их. Они умолкли и устыдились.

(*Имеются некоторые сложности в толковании этого стиха, связанные с Авиафаром, который назван первосвященником. В Первой книге царств говорится, что Давид пришел к священнику Ахимелеху. Есть несколько объяснений этого стиха.

1. Беза объясняет, что и Авиафар, и Ахимелех имели по два имени, поэтому Авиафара часто называли Ахимелехом и наоборот (в подтверждение приводятся ссылки на 2Цар 8:17 и 1Пар 18:16, 24:3 английского перевода Библии, в котором имена не совпадают с русским синодальным переводом. — Прим. пер.).

2. Лайтфут предлагает следующий вариант перевода рассматриваемого стиха: «...как вошел он в дом во дни Авиафара, сына первосвященника, и ел хлебы предложения...», полагая что Авиафар назван первосвященником потому, что он приносил ефод Давиду, и с помощью Авиафара Давид вопрошал через урим и туммим. Лайтфут также утверждает, что имя Авиафар ассоциировалось у иудеев с уримом и туммимом, поэтому сказать, что что-то произошло при Авиафаре, — все равно что сказать, что это произошло при Божьем руководстве.

3. Уитби полагает, что слово «первосвященник» означает не того, кто был первосвященником на самом деле, а просто человека высокого духовного ранга. В подтверждение он ссылается на Мф 2:4; Мф 26:3; Мф 27:62; Ин 11:47; Мк 14:10, 43.

4. Некоторые полагают, что и Ахимелех, и Авиафар были первосвященниками одновременно. В этом нет ничего необычного, например, в 2Цар 8:17 они оба названы священниками.

5. Другие думают, что при переписывании Евангелия от Марка была допущена ошибка. В одних манускриптах слова «во дни Авиафара сына первосвященника» отсутствуют, в других вместо слова «первосвященник» употреблено просто «священник». В персидском манускрипте вместо Авиафара употреблено имя Ахимелех. Тем не менее следует отметить, что подавляющее большинство манускриптов свидетельствуют в пользу того прочтения, которое есть в нашей Библии.

Некоторые из объяснений кажутся нам более правдоподобными, чем другие. Но любое из них более правдоподобно, чем предположение, что св. Марк допустил грубую ошибку. Думать так — значит отвергать богодухновенность Писания. Переписчики Библии и ее переводчики могли сделать ошибки, но оригинал непогрешим.)

Поведение Господа в данной ситуации служит примером для нас. Объяснением всех наших поступков и веры должны быть слова: «Так говорит Библия». В любых спорных ситуациях нам надлежит в первую очередь обращаться к Священному Писанию. Правильность наших поступков мы должны сверять с учением Библии. Тех же, кто будет спорить с нами, мы будем убеждать не собственными словами, но Словом Божьим. Все мы живем в мире, который противостоит нам, поэтому будем помнить о том, что ничто так хорошо не может заставить замолчать наших противников, как цитата из Слова Божьего.

Но для того чтобы использовать Библию, как это делал Иисус Христос, мы должны хорошо знать ее. Нам следует очень внимательно изучать Священное Писание, в смирении, с молитвой и усердием, чтобы в нужный момент нам пришли на помощь подходящие стихи. Чтобы успешно использовать меч Слова Божьего, мы должны уметь обращаться с ним. Знание Библии не приходит само по себе, в изучении Писания нет легкого пути. Нужно постоянно молиться над Библией, вчитываться в нее и размышлять над ней, не давая ей пылиться на полке. В трудную минуту в руках лишь у прилежных учеников окажется надежное оружие.

Наконец, мы находим в прочитанном отрывке принцип, который может разрешить любой спор, связанный с соблюдением субботы. «Суббота для человека, — говорит наш Господь, — а не человек для субботы».

Как важны для каждого верующего эти слова! На них следует обратить самое пристальное внимание еще и потому, что они больше нигде не записаны, кроме Евангелия от Марка. Давайте посмотрим, о чем говорят эти слова.

«Суббота для человека». Господь дал субботу сначала для Адама в раю, а затем еще раз израильскому народу на горе Синай. Дан она была не только иудеям, но и всем потомкам Адама и должна была служить для процветания и счастья человека. Суббота была дана для блага его тела, ума и души. По замыслу Бога суббота не должна была быть бременем для человека, напротив, она должна была стать благословением для него.

«Не человек для субботы». Соблюдение субботнего дня не накладывало на человека каких-то невыносимо суровых обязательств, исполнение которых препятствовало бы удовлетворению его насущных нужд. Заповедь святить день субботний нельзя исполнять во вред человеку или считать, что она возбраняет совершать в субботу дела милосердия. Однако фарисеи забыли об этом правиле, нарушая его своими традициями.

Тем не менее на основании слов Христа нельзя утверждать, что Он отменяет четвертую заповедь. Наоборот, наш Господь подтверждает, что суббота дана нам как прекрасный дар и благословение, и лишь определяет, как правильно пользоваться этим благословенным даром. Христос говорит нам, что необходимые дела и дела милосердия могут совершаться и в субботу. Однако Иисус нигде не утверждает, что верующему не следует помнить «день субботний, чтобы святить его».

Будем же ревностными в соблюдении этой заповеди. Я сомневаюсь, что сегодня кто-либо слишком строго подходит к ее соблюдению. Очень часто эту заповедь просто игнорируют. Будем же соблюдать эту заповедь с той тщательностью, которой от нас ожидает Христос. Я уверен, что от этого напрямую зависит благосостояние всей нашей страны и рост в благодати каждого отдельного человека *.

(*В конце этого отрывка мы находим замечательные слова: «Сын Человеческий есть господин и субботы». Эти слова истолковывали по-разному:

1. Иоанн Златоуст, Гротий, Каловий и некоторые другие считают, что словосочетание «Сын Человеческий» в данном случае обозначает не Иисуса Христа, а любого потомка Адама. Подобное толкование можно опровергнуть тем фактом, что это словосочетание нигде в Новом Завете не употребляется по отношению к потомкам Адама. Уитби говорит, что выражение «Сын Человеческий» в Новом Завете встречается восемьдесят восемь раз и всегда относится ко Христу.

2. Другие думают, что Христос этими словами хотел сказать, что имеет право освобождать от исполнения четвертой заповеди. Но это неудовлетворительное объяснение. Наш Господь однозначно заявлял, что Он пришел исполнить закон, а не нарушить его. Иудеи не смогли ничего ответить на вопрос Христа: «Кто из вас обличит Меня в неправде [в грехе]?» (Ин 8:46). Враги, приведшие Христа на суд к Каиафе, не могли обвинить Его в нарушении четвертой заповеди. Нет никакого сомнения в том, что если бы они нашли малейшее нарушение субботы в делах или словах Христа, то не упустили бы такой возможности обвинить в этом Иисуса.

Верное толкование этих слов заключается, на мой взгляд, в том, что Христос в них отстаивает Свое право очистить заповедь о субботе от всего, что привнесли фарисеи и что противоречило Божьему замыслу. Иисус заявляет, что суббота — это Его день: Он Сам установил ее, дав ее человеку сначала в раю, а потом на горе Синай, и что Он собирается восстановить ее истинное значение. Христос хочет очистить субботу от фарисейства и передать ее Своим ученикам как благословение и утешение, чем она в начале и была.

Из этих слов можно сделать два важных вывода. Во-первых, слова Христа подтверждают Его божественность. Кто, кроме Бога, может быть господином субботы? Похожее выражение есть в Евангелии от Матфея: «...здесь Тот, Кто больше храма» (Мф 12:6). Во-вторых, они дают законное основание для переноса дня покоя с седьмого дня недели на первый. Но в то время, когда говорил Иисус, оба вывода не были очевидны ни для иудеев, ни для учеников Христа, для которых вообще многое было сокрыто вплоть до вознесения Христа.

Хорошо об этом спорном стихе написано у Мэйера: «Нет сомнений, что Христос был совершенным образцом для подражания во всех вопросах вероучения. Он не преступил ни одного повеления Божьего закона и никого не подтолкнул к нарушению заповедей. Поэтому нужно согласиться с тем, что слова Христа направлены только на то, чтобы показать фарисеям их слепоту и невежество в вопросе соблюдения субботы, так как те учили чересчур строгому и формализованному соблюдению четвертой заповеди».)



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.