Неемия 4 глава

Книга Неемии
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Когда Санаваллат услышал, что мы строим стену в Иерусалиме, он очень рассердился и расстроился, а затем стал насмехаться над евреями.
2 Санаваллат поговорил со своими друзьями и с солдатами в самарийском войске. Он сказал:
«Что делают эти немощные евреи? Они думают, что мы оставим их в покое? Они думают, что будут приносить жертвы? Может быть, они думают, что закончат строить в один день? Они не могут оживить камни из этой груды пепла и грязи!»
3 Товия, аммонитянин, который был с Санаваллатом, спросил:
«Что эти евреи строят? Даже если маленькая лиса взберётся на их каменную стену, она развалит её!»
4 Неемия помолился Богу и сказал:
«Боже наш, услышь нашу молитву. Санаваллат и Товия ненавидят и оскорбляют нас. Сделай так, чтобы беды и несчастья случились с ними. Опозорь их как людей, захваченных в плен.
5 Не снимай с них вины и не прощай грехи, которые они совершили перед Тобой. Они оскорбляли и запугивали строителей».
6 Мы отстроили стену Иерусалима вокруг всего города. Но она была восстановлена только до половины той высоты, какой должна быть. Мы смогли сделать так много лишь потому, что люди работали от всего сердца.
7 Но Санаваллат, Товия, люди из Аравии, Аммона и Азота очень сердились. Они слышали, что люди продолжают отстраивать стены Иерусалима и заделывают дыры в стене.
8 Когда все эти люди собрались вместе, они устроили заговор против Иерусалима. Они решили прийти и сразиться с городом.
9 Но мы молились нашему Богу. Мы поставили стражников на стены следить днём и ночью, чтобы быть готовыми к встрече с этими людьми.
10 И сказали в это время иудеи:
«Работники устают. Здесь слишком много грязи и пепла. Мы не можем продолжать строить стену.
11 К тому же наши враги говорят: „Прежде чем евреи узнают или увидят нас, мы будем среди них. Мы перебьём их, и это остановит работу”.
12 Затем приходили евреи, жившие среди наших врагов, и десять раз предупреждали нас: „Враги окружают нас. Они везде, куда бы мы ни повернулись”.
13 Тогда я поставил людей в самых низких местах вдоль стены и возле пробоин в стене. Я расставил их по семьям, они были вооружены мечами, копьями и луками.
14 Я осмотрел всё вокруг. Затем я встал и обратился к знатным семьям, начальникам и остальным людям с такими словами: „Не бойтесь наших врагов. Помните нашего Господина, Господа великого и могущественного! Вы должны сражаться за ваших братьев, сыновей и дочерей! Вы должны сражаться за ваших жён и ваши дома!”
15 Тогда наши враги услышали, что мы знаем об их планах и что Бог разрушил их. Затем мы все вернулись к работе по восстановлению стены. Каждый возвратился на своё место и выполнял свою работу.
16 С того дня половина моих людей работала у стены, а другая половина стояла на страже, вооружённая копьями, щитами, луками и латами. Военачальники стояли за всем народом Иудеи, который строил стену.
17 Строители и их помощники в одной руке держали инструменты, а в другой — оружие.
18 У каждого строителя, когда он работал, на боку висел меч. Возле меня стоял трубач, готовый предупредить людей.
19 Я обратился к знатным семьям, начальникам и остальным людям с такими словами: „Это очень обширная работа, и поэтому мы растянулись далеко вдоль стены. Мы находимся на значительном расстоянии друг от друга.
20 Если вы услышите звук трубы, бегите к тому месту. Мы встретимся там все вместе, и Бог будет сражаться за нас!”
21 Так мы продолжали работать над стеной Иерусалима, а половина людей держала наготове копья. Мы работали от зари до появления звёзд.
22 В то время я также сказал всем людям: „Каждый строитель и его помощник ночью должны находиться в Иерусалиме. Таким образом, они будут стражниками ночью и работниками днём”.
23 И никто из нас не снимал своей одежды: ни я, ни мои слуги, ни люди, которые стояли на страже. Мы постоянно держали оружие наизготове, не расставаясь с ним ни во время сна, ни во время походов за водой».

Толкование Далласской семинарии

1. САНАВАЛЛАТ ОБЪЯВЛЯЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ВОЙНУ (4:1−3)

Неем 4:1−3. Враги иудеев (имевшие в тех местах авторитет и силу), имена которых неоднократно встречаются в книге, — Санаваллат, Товия Аммоиитянин, Тешем Аравитянин (2:10, 19; 4:1, 3, 7; 6:1, 12, 14), — всячески пытались помешать осуществлению их планов. Санаваллат при каждом случае, в присутствии тех, кто разделял его настроения, в частности, Самарийских военных, поднимал вопрос об этих «жалких иудеях», глумясь над их усилиями «оживить пожженные… камни из груд праха».

Не вполне ясно звучат его слова: неужели им это дозволят? (В подлиннике эта фраза с трудом поддается прочтению, но по контексту и на некоторых лингвистических основаниях полагают, что в ней и двух следующих фразах Санаваллат издевается над религиозными чувствами иудеев: неужели они и в самом деле надеются на помощь своего Бога и, посредством принесения Ему жертв, думают преуспеть в этом непосильном для них деле?) «То, что они возведут, и лисица, махнув хвостом, разрушит», смеялся в унисон Санаваллату Товия.

2. НЕЕМИЯ ОБРАЩАЕТСЯ К БОГУ (4:4−6)

Неем 4:4−5. Нельзя не заметить, что в подходе Неемии к решению проблем молитва всегда играет важную роль. В психологической войне, объявленной ему Санаваллатом, он постоянно ищет помощи Божией: «Услыши, Боже наш, в каком мы презрении». Дальнейшие слова Неемии (стихи 4−5) являются примером молитвы, призывающей кары Божии на головы врагов. Мы встречаем подобные и у псалмопевца. Неемия просит Бога, чтобы грех Санаваллата и его окружения и те издевательства, которым они подвергают евреев, пали на их головы: да будут и они уведены в плен, чтобы там познать всю меру унижения!

Как следует относиться к таким молитвам христианам, особенно в свете слов Иисуса Христа о необходимости молиться за врагов (Мф 5:44; сравните Рим 12:14, 20)? Тут надо кое-что пояснить. Во-первых, «объявляя войну» иудеям, Санаваллат и его «компания» на деле объявляли войну Богу и Его планам. Во-вторых, Бог от начала осудил врагов Израиля, и молитва Неемии, по сути своей, соответствовала воле Божией (Нав 1:5).

Соответствовала она и обещанию, которое Бог дал Аврааму относительно «злословящих Его народ» (Быт 12:3). Наконец, Неемия не пытался мстить сам, как не следует пытаться это делать и христианам, ибо отмщение — функция Бога (Втор 32:35; Рим 12:19). (также комментарии на псалмы, призывающие кару, во Вступлении к книге Псалмов.)

Неем 4:6. У Неемии молитва сочеталась с собственными усилиями. Он и иудеи, чьей работой он руководил, продолжали строить стену. Это пример для некоторых христиан, которым свойственно, помолившись, сесть, сложа руки, и ждать результатов. В случае Неемии мы видим взаимодействие Божией воли с человеческой активностью.

Перед лицом своих врагов иудеи уповали как на силу молитвы, так и на фактор собственных стараний. Они работали, веря, что Бог им поможет, и сложили всю стену до половины ее высоты. Совершено это было за поразительно короткое время, возможно, недели за четыре, судя по тому, что, как, записано было Неемией (6:15), вся работа была закончена в 52 дня.

3. ПОПЫТКА САНАВАЛЛАТА ПЕРЕЙТИ ОТ СЛОВ К ДЕЛУ (4:7 12)

Неем 4:7−9. Видя, что стена, сооружаемая иудеями, растет, враги их решили, объединив усилия, действовать открыто. Санаваллат и самаряне сговорились выступить войною на Иерусалим с севера, Товия и его соплеменники Аммонитяне — с востока, Гешем (2:19) и другие Аравитяне (арабы) с юга, а с запада — филистимляне из города Азот. В ответ иудеи, укрепившись молитвою, выставили против врагов круглосуточную стражу.

Неем 4:10−12. Однако многие в среде строителей стали к этому времени сдавать — физически и душевно. Работа казалась им бесконечной, угрозы врагов — напасть на них внезапно и перебить — пугали и изматывали, тем более что слухи о готовящемся нападении подтверждались иудеями, жившими по соседству от враждебно настроенных чужеземцев (стих 12).

4. СТРАТЕГИЯ НЕЕМИИ (4:13−15)

Неем 4:13−15. К сожалению, в подлиннике смысл стих 13 не вполне ясен, и переводят его по-разному. Фраза «места сухие» (русский текст) в англ. переводе звучит как «места возвышенные». Существует предположение, что в низменных местах… за стеною (в укрытиях) Неемия установил камнеметательные машины, а на виду (на возвышенных местах) расставил хорошо вооруженных людей, по принципу «семейных отрядов». Народ, естественно, был в страхе, и Неемия старался успокоить строителей, вселить в них мужество, напоминая, что на их стороне — Господь, и что у них нет иного выбора, как сражаться за близких своих и за домы свои.

Узнав, что замысел их раскрыт, неприятели иудеев отказались от него, и строители возвратились к стене, каждый на свою работу.

5. ОКОНЧАНИЕ РАБОТЫ (4:16−23)

Неем 4:16−18а. Однако от усиленных мер предосторожности иудеи не отказались. С того дня половина молодых строителей (полагают, что здесь речь может идти о каком-то специальном «контингенте» молодежи, имевшемся в распоряжении Неемии, так как он неоднократно говорит о своих людях, служащих, слугах, стражах, сопровождавших его; 4:32; 5:10, 16; 13:19) занималась работою, а другая половина — во всеоружии охраняла их. Может быть, они так и «располагались» вдоль всей стены: группа строителей, и тут же — несколько мужчин, охранявших их. За работой и готовностью к защите неусыпно наблюдали «начальствующие» (это передано фразой, что они находились позади всего дома Иудина). Но и сами строители не выпускали оружия из рук, и работать им не только в переносном, но и в буквальном смысле приходилось одною рукою.

Неем 4:18б−20. Поскольку работавших у стены разделяло порой немалое расстояние, Неемия велел им прислушиваться к звуку трубы, чтобы немедленно собраться в то место, где внезапно нападут враги. При этом он напомнил им, что на их стороне будет сражаться… Бог.

Неем 4:21−23. Тем, которые жили за пределами города, сказано было не уходить на ночь домой, ибо это сопряжено было с опасностью, но оставаться в Иерусалиме вместе со своими… рабами; очевидно, сменяя друг друга, последние несли ночную стражу. Никто из строителей не снимал с себя одежды и не расставался с оружием; последняя фраза стих 23, включающая слово вода, не одинаково передается в разных переводах, а в Септуагинте вообще опущена. Толкуют эту фразу различно: в русском тексте она передана в том смысле, что каждый имел воду под рукою, чтобы не отлучаться со своего места; известно и другое ее прочтение: одежду строители снимали только для того, чтобы омыться водою.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.