Неемия 12 глава

Книга Неемии
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Вот перечень священников и левитов, которые вернулись в Иудейскую землю. Они вернулись с Зоровавелем, сыном Салафииля, и с Иисусом. Вот их список по именам: Сераия, Иеремия, Ездра,
2 Амария, Маллух, Хаттуш,
3 Шехания, Рехум, Меремоф,
4 Адда, Гиннефой, Авия,
5 Миямин, Маадия, Вилга,
6 Шемаия, Иоиарив, Иедаия,
7 Саллу, Амок, Хелкия и Иедаия. Эти люди были вождями священников и их родственниками. Они были вождями в дни Иисуса.
8 Левитами были Иисус, Биннуй, Кадмиил, Шеревия, Иуда и Матфания. Матфания и его родственники отвечали за песни, прославляющие Бога.
9 Бакбукия и Унний были родственниками этих левитов. Эти двое мужчин во время службы стояли напротив них.
10 Иисус был отцом Иоакима. Иоаким был отцом Елиашива. Елиашив был отцом Иоиада.
11 Иоиада был отцом Ионафана. Ионафан был отцом Иаддуя.
12 В дни Иоакима эти люди были вождями семей священников: Вождём семьи Сераии был Мераия. Вождём семьи Иеремии был Ханания.
13 Вождём семьи Ездры был Мешуллам. Вождём семьи Амарии был Иоханан.
14 Вождём семьи Мелиха был Ионафан. Вождём семьи Шевании был Иосиф.
15 Вождём семьи Харима был Адна. Вождём семьи Мераиофа был Хелкия.
16 Вождём семьи Адды был Захария. Вождём семьи Гиннефона был Мешуллам.
17 Вождём семьи Авии был Зихрий. Вождём семей Миниамина и Моадии был Пилтай.
18 Вождём семьи Вилги был Шаммуй. Вождём семьи Шемаии был Ионафан.
19 Вождём семьи Иоиарива был Мафнай. Вождём семьи Иедаии был Уззия.
20 Вождём семьи Саллая был Каллай. Вождём семьи Амока был Евер.
21 Вождём семьи Хелкии был Хашавия. Вождём семьи Иедаии был Нафанаил.
22 Имена вождей семей левитов и священников в дни Елиашива, Иоиада, Иоханана и Иаддуя были записаны во время царствования персидского царя Дария.
23 Вожди семей среди потомков Левия и до времён Иоханана, сына Елиашива, записаны в книге летописей.
24 Вот главы левитов: Хашавия, Шеревия, Иисус, сын Кадмиила, и их братья, которые стояли напротив, чтобы прославлять и благодарить Бога. Одна группа отвечала другой группе, как и было установлено Давидом, Божьим человеком.
25 Привратниками, которые охраняли кладовые у ворот, были Матфания, Бакбукия, Авдия, Мешуллам, Талмон и Аккув.
26 Они служили во времена Иоакима, сына Иисуса, который был сыном Иоседека, а также во времена правления областного начальника Неемии и во времена священника и книжника Ездры.
27 Народ освятил стену Иерусалима. Люди привели в Иерусалим всех левитов из городов, в которых жили. Они пришли в этот город, чтобы отпраздновать освящение стены Иерусалима, а также чтобы петь Богу хвалебные и благодарственные песни, играя на кимвалах, арфах и лирах.
28 Кроме них, все певцы тоже пришли в Иерусалим из окрестных сёл, а также из городов Нетофаф, Беф-Галгала, Гевы и Азмавефа.
29 Певцы построили для себя небольшие города вокруг Иерусалима.
30 Священники и левиты очистились в соответствии с обрядом, а затем, согласно обряду, они очистили народ, ворота и стену Иерусалима.
31 Я велел вождям Иудеи подняться и стоять на стене. Я также выбрал две большие группы певцов, чтобы благодарить Бога. Одна из групп должна была идти по стене с правой стороны, в сторону Пепельных ворот.
32 За ними следовали Гошаия, половина вождей Иудеи,
33 а также Азария, Ездра, Мешуллам,
34 Иуда, Вениамин, Шемаия и Иеремия.
35 Некоторые священники с трубами следовали за ними. Также за ними шёл Захария, сын Ионафана (Ионафан был сыном Шемаии, который был сыном Матфании, который был сыном Михея, который был сыном Закхура, который был сыном Асафа).
36 Там были и братья Асафа: Шемаия, Азариил, Милалай, Гилалай, Маай, Нафанаил, Иуда и Ханани. У них были музыкальные инструменты Давида, Божьего человека. Книжник Ездра шёл впереди этой группы людей.
37 Пойдя к воротам Источника, они поднялись по ступенькам к городу Давида на вершине городской стены. Затем они прошли над домом Давида и отправились по направлению к Водяным воротам.
38 Вторая группа певцов двигалась в другом направлении, налево. Я следовал за ними, когда они поднялись на стену. Половина людей следовала за ними. Они прошли мимо Печной башни до Широкой стены.
39 Затем они прошли над Ефремовыми, Старыми и Рыбными воротами, над башней Хананела и башней Сотни. Достигнув Овечьих ворот, они остановились у Темничных ворот.
40 Затем оба хора пошли на свои места в храме Божьем, я занял своё место, а половина приближённых встала на свои места в храме.
41 Затем свои места заняли следующие священники: Елиаким, Маасея, Миниамин, Михей, Елиоенай, Захария и Ханания. У этих священников были с собой трубы.
42 Затем следующие священники стали на свои места в храме: Маасея, Шемаия, Елеазар, Уззия, Иоханан, Малхия, Елам и Ецер. Затем оба хора во главе с Израхией начали петь.
43 В этот особый день священники принесли много жертв. Все были очень счастливы. Бог осчастливил каждого. Даже женщины и дети веселились и радовались. Далеко можно было слышать радостные звуки, доносившиеся из Иерусалима.
44 В тот день народ выбрал людей, которые несли ответственность за кладовые. Люди приносили первые плоды с деревьев и десятую часть своего урожая, а ответственные складывали всё это в кладовые. Евреи были очень рады видеть дежуривших священников и левитов и приносили в кладовые много вещей.
45 Священники и левиты выполняли работу для своего Бога. Они совершали обряды, которые очищали людей, в то время как певцы и привратники исполняли свои обязанности. Они делали всё, что приказали Давид и Соломон.
46 (Давно, во времена Давида, Асаф был начальником, и у него в распоряжении было много хвалебных и благодарственных песен Богу).
47 Так во времена Зоровавеля и Неемии все израильтяне давали ежедневную долю для содержания певцов и привратников. Люди также откладывали деньги для остальных левитов, а левиты откладывали деньги для потомков Аарона (священников).

Толкование Далласской семинарии

3. ПЕРЕЧЕНЬ СВЯЩЕННИКОВ И ЛЕВИТОВ (12:1−26)

Неем 12:1−7. Царь Давид разделил священство для отправления служения в будущем храме — на 24 череды (1Пар 24:7−19). У Неемии перечислены 22 человека, о которых сказано, что они — главы священников; возможно, имелись в виду священнические череды, стоявшие за каждым из этих имен, что подтверждается фразой и братья их в окончании стих 7.

Все это были священники и левиты, возвратившиеся из Вавилона с Зоровавелем… и с Иисусом почти за сто лет до Неемии (в 538 г. до Р. Х.). Два имени могли выпасть из списка, или по какой-то причине не были в него включены.

Неем 12:8−9. Из левитов, возвратившихся с Зоровавелем, названы 8 (стихи 8−9). Из них только двое названы Ездрой — Иисус и Кадмиил (Езд 2:40). Судя по тому, что Матфания, завершающий перечисление в Неем 12:8, был главным при славословии, т. е. руководителем левитов-певцов, все братья его тоже были певцами.

Из стиха 9 следует, что левиты из черед, возглавлявшихся Бакбукией и Уннией, были привратниками. Но сказанное в 12:25 позволяет сделать вывод, что одновременно эти левиты были музыкантами.

Совпадение имен в списках, составленных в дни Зоровавеля (12:1) и почти 100 лет спустя, при Неемии, подтверждают ту мысль, что перечисленные в них были главами священнических и левитских черед, которые и названы — по именам своих глав — в списках.

Неем 12:10−11. Многие поколения первосвященников сменили друг друга, начиная от Аарона и до Иоседека, уведенного в вавилонский плен (1Пар 6:3−15). Следующим первосвященником стал Иисус, вернувшийся из Вавилона вместе с Зоровавелем (Езд 2:1−2; Неем 11:1). Внук Иисуса Елиашив (стих 10) был первосвященником в дни Неемии (3:1; 13:4, 7, 28).

Ссылка в стихе 11 на Иаддуя (в третьем поколении после Елиашива) навела некоторых богословов на предположение, что это — вставка, сделанная в более позднее время. Вполне, однако, возможно, что правнук Елиашива родился еще при жизни Неемии и был им назван как будущий первосвященник. Ионафан, упомянутый в стихе 11, вероятно, то же лицо, что Иоханан в 12:22.

Неем 12:12−21. Следует список глав священнических семей во дни Иоакима, сына Иисуса первосвященника (стих 10). Названные здесь 20 имен более или менее соответствуют 22 именам, приведенным в стихах 1−7. Не упомянуты здесь Хаттуш из стиха 2 и Маадин из стиха 5. Харим (стих 15; сравните 10:5) — то же лицо, что Рехум в стихе 3. Миниамин (стих 17) — то же, что Мнямин в стихе 5.

Неем 12:22−26. Лица, возглавлявшие левитские роды при первосвященниках от Елиашива до Иаддуя (стих 22), вероятно, вносились в официальные списки (с необходимыми поправками) при каждом из вышеперечисленных первосвященников.

В царствование Дария Персидского были составлены списки священников. Вероятно, подразумевается Дарий II, правивший Персией с 423 по 404 гг.до Р. Х. Согласно так называемому Элефантинскому папирусу Иоханан был первосвященником в 408 году. Возможно, Неемия дожил до введения в сан первосвященника сына его Иаддуя, где-то между 408 и 404 гг.до Р. Х.

«Летописями» в стихе 23 названа книга официальных записей, куда вносились главы левитских семей, служивших до дней Иоханана.

Левиты, перечисленные в стихах 24−25, служили гораздо раньше, а именно во дни Иоакима (стих 10)… и во дни… Неемии и… Ездры (стих 26). Может быть, названный тут Хашавия и Хашавия в 3:17 — одно и то же лицо. Шеревия и Иисус упоминаются и в 12:8. Исходя из звучания слова «сын» в древнееврейском языке, полагают, что Иисус, сын Кадмиила (стих 24) следовало бы читать, как в стихе 8 «Иисус, Биннуй, Кадмиил».

Матфания и Бакбукия (сравните 11:17), отнесенные к музыкантам в 12:8, здесь выступают как привратники (стих 25). То же и Овадия, который, как полагают, соответствует Ааде из 11:17. Высказывается предположение, что левиты из этих черед выполняли обе функции. Мешуллам (упоминается и в 3:4, 30) могло быть иным написанием имени Шаллум. Этот левит, а также Талмон и Аккув возглавляли череды привратников (сравните 1Пар 9:17).

Д. Освящение стены (12:27−47)

1. ПОДГОТОВКА К ОСВЯЩЕНИЮ СТЕНЫ (12:27−30)

Неем 12:27−30. Неемия призвал всех левитов, расселившихся неподалеку от Иерусалима, придти в столицу на радостный праздник освящения восстановленной стены.

Певцы-левиты пришли с юга (из сел Нетофафских), с востока (если исходить из того, что Беф-Гаггилгал — то же, что Галгал) и с севера (из городов вениамитян — Гевы и Азмавета). Подготовка к празднеству включала церемониальное очищение (освящение), которому подверглись не только священники и левиты и весь народ, но и ворота и стена. Очищение совершалось посредством кропления кровью жертвенных животных.

2. ШЕСТВИЕ ДВУХ ХОРОВ (12:31−42а)

Неем 12:31−42а. Неемией были «поставлены» на стене два большие хора, которые в определенный момент начали торжественное шествие напротив друг друга (стих 38), вознося славу и хвалу Господу. Вполне возможно, что путь их начался от ворот Долины, где в свое время начал и закончил свою ночную инспекцию Неемия (2:13−15). Первая процессия двигалась против часовой стрелки по южной и восточной стене по направлению к Навозным воротам (12:31) и затем мимо ворот Источника (где она по ступеням поднялась на ту часть стены, что возвышалась над дворцом Давида) — к Водяным воротам.

Судя по тому, что обе процессии встретились у дома Божия (стих 40), первая могла дойти по стене до Восточных ворот (карту «Иерусалим в дни Неемии» в комментариях на начало главы 3). Эту процессию возглавлял Ездра (12:36), за ним следовал хор, за хором — Гошаия (вероятно, занимавший важный пост при Неемии) и половина всех начальствующих в Иудее; полагают, что семеро, перечисленные в стихах 33−34, были представителями священства, относительно же названных в стихах 35−36 (шествовавших с трубами и с музыкальными орудиями), которых возглавлял Захария, прямо сказано, что они были из сыновей священнических.

Второй хор двигался по часовой стрелке; он тоже, как полагают, начал шествие от ворот Долины и шел мимо нескольких ворот и башен (толкование на главу 3), пока не достиг ворот Темничных. В эту группу входил сам Неемия и другая половина руководителей народа (сравните 12:40) и семь священников с трубами (стих 41), и еще 8 человек, тоже, вероятно, священников (сравните стихи 35−36).

Неемия оставил впечатляющее описание этих двух процессий певцов и музыкантов, шествовавших параллельно друг другу. Они шли по верху стены, наглядно демонстрируя, как далек был от истины Товия, заявлявший, что стена эта рухнет, стоит лисе пробежать, махнув хвостом, мимо (4:3).

Судя по тому, что люди, торжественно шедшие по стене, не были вооружены, враги не решались более угрожать им.

3. НЕСКОЛЬКО СЛОВ О БОГОПОКЛОНЕНИИ (12:42б−43)

Неем 12:42б−43. Затем у храма, где встретились оба хора (стих 40) громко… пели певцы, среди которых главным… был Израхия. И были принесены в тот день большие жертвы. И дал… Бог собравшимся в Иерусалиме великую радость.

4. ПРИНЯТИЕ ПРИНОШЕНИЙ (12:44−47)

Неем 12:44−47. Неемия воспользовался праздничным настроением народа, чтобы сделать запасы, необходимые для упорядоченного храмового служения в дальнейшем. Кладовые комнаты (стих 44), куда сносились иудеями «начатки» и десятины, как это было установлено законом, представляли собой боковые помещения, пристроенные к храму (3Цар 6:5; 1Пар 28:11; 2Пар 31:11; Неем 10:37−39; 12:25; 13:4, 12−13).

Неемия восстановил служение священников и левитов в том виде, в каком оно было предусмотрено еще царем Давидом (1Пар 22−26) и, вероятно, впервые осуществлено при Соломоне. Музыка и пение играли важную роль в этом служении. Родоначальник многих певцов Асаф был современником Давида (1Пар 15:19; 16:4−5, 37). И вот теперь Иудеям радостно было смотреть на… священников и левитов, которые совершали службу Богу своему, и потому они с готовностью стали приносить свои части (положенные приношения) к кладовым комнатам.

В стихе 47 сказано, что все Израильтяне делали это еще со дней Зоровавеля (толкование на Неем 10:37−39); это, однако, не значит, что некоторых из них не приходилось к этому принуждать (13:10).

Е. Проведение реформ при Неемии (глава 13)

На протяжении 12 лет оставался Неемия губернатором Иудеи, с 20-го по 32-й годы правления Артаксеркса (5:14), т. е. с 444 по 432 гг. до Р. Х. Все, что нам известно из деятельности Неемии на его посту в это время, — это то, что он отстроил и освятил стену Иерусалима, что при нем народ обязался исполнять закон Моисея, и что по инициативе Неемии была восстановлена система храмового служения священников и левитов, как была она задумана Давидом и осуществлена Соломоном.

По истечении 12 лет Неемия возвратился в Персию (может быть, в город Сузы (1:1), а, может быть, в столицу империи — Персеполис). Он вернулся к царю Артаксерксу, отпустившему его в землю отцов, но, по всей видимости, оставался при нем недолго. (Сказанное в 13:6 — «по прошествии нескольких дней опять выпросился у царя» — свидетельствует об этом, хотя едва ли подразумеваются несколько дней в буквальном смысле; скорее всего, Неемия возвратился в Иудею в том же 432 году; по мнению некоторых богословов, он оставался в Персии около двух лет и вернулся в Иерусалим в 430 году.) Однако и за время его короткого отсутствия в стране произошли тревожные изменения: Неемия столкнулся с серьезными нарушениями Моисеева закона и, возможно, его некоторые дела, требовавшие своего неотложного решения, он счел более трудными чем возведение стены.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.