4 Царств 18 глава

Четвертая книга Царств
Библейской Лиги ERV → Комментарии МакДональда

Библейской Лиги ERV

1 Езекия, сын Ахаза, иудейский царь, стал царём на третий год царствования Осии, сына Елаха, израильского царя.
2 Езекии было двадцать пять лет, когда он стал царём. Он правил в Иерусалиме на протяжении двадцати девяти лет. Его мать звали Ави, которая была дочерью Захарии.
3 Езекия делал то, что Господь считал правильным, и поступал так же, как и его предок Давид.
4 Езекия уничтожил высоты, разбил памятные камни и срубил столбы Ашеры. Он разбил на куски бронзового змея, которого сделал Моисей, потому что израильтяне по-прежнему продолжали сжигать благовонное курение в его честь. Этот змей назывался «Нехуштан».
5 Езекия верил в Господа, Бога Израиля. Такого, как Езекия, не было среди всех иудейских царей ни до него, ни после него.
6 Он был очень предан Господу и никогда не переставал следовать за Ним. Езекия соблюдал все заповеди, которые Господь дал Моисею.
7 Господь был с Езекией, и поэтому ему сопутствовал успех во всём, что бы он ни делал. Езекия отделился от ассирийского царя и перестал служить ему.
8 Езекия нанёс поражение всем филистимским городам до самой Газы и вокруг неё: от малого поселения до укреплённого города.
9 Салманассар, ассирийский царь, пошёл воевать против Самарии. Его войско окружило город в четвёртый год царствования Езекии, иудейского царя. Это произошло в седьмой год правления Осии, сына Елаха, израильского царя.
10 В конце третьего года Салманассар захватил Самарию. Он взял Самарию в шестой год царствования Езекии, иудейского царя. Это был также девятый год царствования Осии, израильского царя.
11 Царь Ассирии захватил израильтян и переселил их в Ассирию, в город Халах, стоявший на Хаворе (река Гозан), и в мидийские города
12 за то, что израильтяне не подчинялись Господу, Богу своему. Они нарушили Божье соглашение и не подчинялись заповедям Моисея, слуги Господнего. Израильтяне не слушали соглашения Господа и не исполняли его.
13 В четырнадцатый год царствования Езекии Сеннахирим, ассирийский царь, пошёл воевать против всех укреплённых городов Иудеи и захватил их.
14 Тогда Езекия, иудейский царь, отправил посланника к ассирийскому царю в Лахис с таким сообщением:
«Я виноват. Оставь меня в покое, и я заплачу тебе столько, сколько ты захочешь».
В ответ ассирийский царь велел Езекии, иудейскому царю, заплатить 300 талантов серебра и 30 талантов золота.
15 Езекия отдал всё серебро, которое находилось в храме Господа и в сокровищницах царского дворца.
16 В то время Езекия, иудейский царь, снял золото, которым он позолотил двери храма Господа и дверные столбы, и отдал его ассирийскому царю.
17 Ассирийский царь послал своих трёх наиболее важных начальников с большим войском из Лахиса к царю Езекии в Иерусалим. Они пришли к Иерусалиму и остановились у водопровода Верхнего пруда, на дороге к полю Мойщика.
18 Когда они позвали царя, к ним на переговоры вышли Елиаким, сын Хелкии, начальник царского дворца, секретарь Севна и писарь Иоах, сын Асафа.
19 Один из начальников сказал им:
«Передайте Езекии, что говорит великий царь, царь ассирийский: „На что ты надеешься?
20 Ты говорил, что у тебя есть сила и военный опыт. Но на самом деле у тебя лишь пустые слова. На кого же ты надеешься, что восстал против меня?
21 Ты надеешься на Египет, на эту „надломленную трость”! Если человек обопрётся на эту трость, она проколет ему руку и поранит его! Так и на фараона, египетского царя, полагаться нельзя.
22 Может быть, вы скажете: „Мы надеемся на Господа, Бога нашего”. Но я знаю, что Езекия разрушил высоты и алтари, где люди поклонялись Господу, дав людям Иудеи и Израиля такой приказ: „Вы должны поклоняться только перед этим алтарём в Иерусалиме”.
23 Если ты всё ещё желаешь сразиться с моим господином, ассирийским царём, то я заключу с тобой такое соглашение. Я обещаю тебе дать две тысячи коней, если ты сможешь найти для них всадников.
24 Но даже после этого тебе не одолеть ни одного из низших командиров моего господина! Так почему же ты всё ещё надеешься, что Египет даст тебе колесницы и всадников?
25 И разве не по воле Господа я пришёл разрушить Иерусалим?! Господь сказал мне: „Пойди против этой страны и уничтожь её!”»
26 Тогда Елиаким, сын Хелкии, Севна и Иоах сказали ассирийскому начальнику:
«Говори с нами по-арамейски, мы понимаем этот язык. Не говори с нами по-иудейски, потому что люди на стене могут услышать нас».
27 Но ассирийский начальник сказал им:
«Мой господин послал меня говорить не только с тобой и с твоим господином. Я также обращаюсь и к людям, которые сидят на стене! Они, как и все вы, будут страдать от недостатка воды и пищи, а также будут есть собственные испражнения и пить свою мочу».
28 Затем начальник громко крикнул по-иудейски:
«Слушайте слово великого царя, царя Ассирии:
29 „Не позвольте Езекии обмануть вас! Он не может спасти вас от руки моей!
30 Не дайте Езекии заставить вас довериться Господу, когда он говорит: „Господь спасёт нас! Этот город не будет отдан в руки ассирийского царя!”
31 Не слушайте Езекию. Примиритесь со мной и выйдите ко мне. Тогда каждый из вас будет есть свой виноград и фиги, и каждый сможет пить воду из своего колодца.
32 Живите в своих домах, пока я не приду и не уведу вас в землю, подобную вашей, где у вас будет достаточно зерна, молодого вина, хлеба, виноградников, оливковых деревьев и мёда. Тогда вы будете жить и не погибните. Но не слушайте Езекию! Он пытается обмануть вас, говоря: „Господь спасёт нас!”
33 Спас ли хоть один из богов других народов их от ассирийского царя? Нет!
34 Где боги Емафа и Арпада? Где боги Сепарваима, Ены и Иввы? Спасли ли они Самарию от моей руки? Нет!
35 Спас ли хоть один из богов других стран свою землю от моей руки? Нет! Так сможет ли Господь спасти Иерусалим от меня?”»
36 Но народ молчал. Люди не сказали начальнику ни слова в ответ, потому что царь Езекия приказал им:
«Не отвечайте ему».
37 Затем Елиаким, сын Хелкии, начальник царского дворца, секретарь Севна и писарь Иоах, сын Асафа пришли к Езекии. Одежда на них была разорвана в знак великой скорби. Они пересказали Езекии слова ассирийского военачальника.

Комментарии МакДональда

II. ЦАРСТВО ИУДЕИ ДО ПЛЕНА (Гл. 18−25)

А. Царь Езекия (Гл. 18−20)

Езекия, сын Ахаза, был царем Иудейским двадцать девять лет (716/715687/686 гг. до Р. Х.; см. 2Пар 29−32; Ис 36−39). Считается, что до этого он был соправителем Ахаза с 729/728 по 716/715 гг.

1. Праведное правление Езекии (18:1−8)

18:1−6 В Священном Писании Езекии уделяется больше внимания, чем кому-либо из царей со времен Соломона. Для того, чтобы лучше понять, какие духовные и политические победы одержал Езекия благодаря вере в Бога, полезно прочесть и параллельные повествования во 2 Паралипоменон 29−32 и Исаии 36−39.

Когда Езекия пришел к власти, Иудея была практически вассальным государством Ассирии. Он совершил великие реформы. Он вел борьбу с идолопоклонством во всех его проявлениях, уничтожив даже высоты и медного змея из Чисел 21 (потому что сыны Израилевы кадили ему). Он назвал этого змея Нехуштан, что буквально означает «медная вещь». Что касается веры в Господа Бога Израилева, то Езекия был величайшим из царей Иудейских. Иосия был величайшим из царей в плане изгнания из земли злодеев (23:24−25).

18:7−8 Езекия восстал против ассирийского ига, возможно, по причине своего военного успеха: он прогнал из земли филистимлян, от сторожевой башни (сельской местности) до укрепленного города (густонаселенной и хорошо защищенной местности).

2. Пленение Самарии (18:9−12)

В этом отрывке снова говорится о захвате Самарии ассирийцами. Возможно, эта тема повторяется здесь, чтобы показать, с какой серьезной угрозой столкнулся в то время Езекия. Кажущееся противоречие между датами в стихах 9 и 10 объясняется тем, что иудеи считали часть года за целый. Осада Самарии началась в конце четвертого года правления Езекии, продолжалась весь пятый год и закончилась в начале шестого года — отсюда «три года». Это должен был быть 725−722 гг. до Р. Х., период совместного правления, упоминаемого выше.

3. Первое вторжение Сеннахирима в Иудею (18:13−16)

У Ассирии в это время были свои проблемы; умер Саргон II, и взбунтовался Вавилон. Только в 701 г. до Р. Х. Сеннахирим, наследник Саргона, смог выступить против Палестины и Финикии. В своих летописях Сеннахирим утверждает, что захватил сорок шесть укрепленных городов и 200000 пленных в Иудее. Езекия послал ему раболепное послание, признавая, что был виновен, когда восстал. Он послушно уплатил триста талантов серебра и тридцать талантов золота (огромная сумма), чтобы предотвратить нападение на Иерусалим. В это время Сеннахирим находился в Лахисе, к юго-западу от Иерусалима, на пути в Египет.

4. Второе вторжение Сеннахирима в Иудею (18:17 — 19:34)

18:17−19 Затем Езекия начал укреплять Иерусалим (2Пар 32:5). Возможно, известие об этом заставило царя Ассирийского отправить в Иерусалим своих военачальников, требуя безоговорочной сдачи. Три иудейских офицера вышли навстречу ассирийцам, чтобы выслушать их условия. В НМВ титулы ассирийцев переведены как «главнокомандующий», «старший офицер» и «полевой командир». В НКИ они названы по-ассирийски: Тартан, Рабсарис и Рабсак. Это не имена собственные.

18:20−25 Рабсак заговорил с ними оскорбительно, на их собственном иудейском наречии. Прежде всего, он насмехался над упованием Езекии, полагающегося на укрепления Иерусалима. Потом сообщил, что знает о том, как Езекия просил помощи у Египта против Ассирии, и назвал Египет в насмешку надломленной тростью (ст. 21). В-третьих, он сказал, что Иудее нет смысла уповать на Господа, потому что Езекия уничтожил все высоты и жертвенники. Рабсак не осознавал, что это были языческие святилища, а не места поклонения Господу! Потом он предложил пари: он даст две тысячи коней Иудее, если Езекия сможет достать такое количество всадников. Он имел в виду, что у Иудеи нет большой кавалерии, и ей придется надеяться на Египет ради колесниц и коней. Наконец, Рабсак заявил, что Господь послал Ассирию разорить Иудею.

18:26−27 Иудейские офицеры тут же предложили Рабсаку говорить дальше по-арамейски, на языке дипломатии, а не по-иудейски. Они боялись, что такие высокомерные речи окажутся губительными для боевого духа иудейского народа, слушающего на стене. Но Рабсак считал, что народ должен слышать все и знать о сложившейся ситуации, о приближающемся голоде и грядущей погибели.

18:28−37 Обратившись непосредственно к народу, Рабсак предупредил их, чтобы они не обольщались словами Езекии и не полагались на избавление от Господа. Если они сдадутся, им будет позволено пожить какое-то время в Иерусалиме. Когда же царь Ассирийский вернется из египетской кампании, он возьмет их в Ассирию, «землю такую же, как и ваша земля». Никакие божества народов не смогли спасти эти народы от Ассирии; могут ли они ждать, что их Бог сделает это? Народ на стене хранил молчание, а три иудейских сановника вернулись к Езекии, весьма расстроенные.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.