4 Царств 18 глава

Четвертая книга Царств
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 В третий год Осии, сына Илы, царя Израильского, воцарился Езекия, сын Ахаза, царя Иудейского.
2 Двадцати пяти лет был он, когда воцарился, и двадцать девять лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Ави, дочь Захарии.
3 И делал он угодное в очах Господних во всём так, как делал Давид, отец его;
4 он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан.
5 На Господа, Бога Израилева, уповал он; и такого, как он, не было между всеми царями Иудейскими и после него и прежде него.
6 И прилепился он к Господу и не отступал от Него, и соблюдал заповеди Его, какие заповедал Господь Моисею.
7 И был Господь с ним: везде, куда он ни ходил, поступал он благоразумно. И отложился он от царя Ассирийского, и не стал служить ему.
8 Он поразил Филистимлян до Газы и в пределах её, от сторожевой башни до укреплённого города.
9 В четвёртый год царя Езекии, то есть в седьмой год Осии, сына Илы, царя Израильского, пошёл Салманассар, царь Ассирийский, на Самарию, и осадил её,
10 и взял её через три года; в шестой год Езекии, то есть в девятый год Осии, царя Израильского, взята Самария.
11 И переселил царь Ассирийский Израильтян в Ассирию, и поселил их в Халахе и в Хаворе, при реке Гозан, и в городах Мидийских,
12 за то, что они не слушали гласа Господа, Бога своего, и преступили завет Его, всё, что заповедал Моисей, раб Господень, они и не слушали и не исполняли.
13 В четырнадцатый год царя Езекии, пошёл Сеннахирим, царь Ассирийский, против всех укреплённых городов Иуды и взял их.
14 И послал Езекия, царь Иудейский, к царю Ассирийскому в Лахис сказать: виновен я; отойди от меня; что наложишь на меня, я внесу. И наложил царь Ассирийский на Езекию, царя Иудейского, триста талантов серебра и тридцать талантов золота.
15 И отдал Езекия всё серебро, какое нашлось в доме Господнем и в сокровищницах дома царского.
16 В то время снял Езекия золото с дверей дома Господня и с дверных столбов, которые позолотил Езекия, царь Иудейский, и отдал его царю Ассирийскому.
17 И послал царь Ассирийский Тартана и Рабсариса и Рабсака из Лахиса к царю Езекии с большим войском в Иерусалим. И пошли, и пришли к Иерусалиму; и пошли, и пришли, и стали у водопровода верхнего пруда, который на дороге поля белильничьего.
18 И звали они царя. И вышел к ним Елиаким, сын Хелкиин, начальник дворца, и Севна писец, и Иоах, сын Асафов, дееписатель.
19 И сказал им Рабсак: скажите Езекии: так говорит царь великий, царь Ассирийский: что это за упование, на которое ты уповаешь?
20 Ты говорил только пустые слова: для войны нужны совет и сила. Ныне же на кого ты уповаешь, что отложился от меня?
21 Вот, ты думаешь опереться на Египет, на эту трость надломленную, которая, если кто опрётся на неё, войдёт ему в руку и проколет её. Таков фараон, царь Египетский, для всех уповающих на него.
22 А если вы скажете мне: «на Господа, Бога нашего, мы уповаем», то на того ли, которого высоты и жертвенники отменил Езекия, и сказал Иуде и Иерусалиму: «пред сим только жертвенником поклоняйтесь в Иерусалиме»?
23 Итак, вступи в союз с господином моим, царём Ассирийским: я дам тебе две тысячи коней, можешь ли достать себе всадников на них?
24 Как тебе одолеть и одного вождя из малейших слуг господина моего? И уповаешь на Египет ради колесниц и коней?
25 Притом же разве я без воли Господней пошёл на место сие, чтобы разорить его? Господь сказал мне: «пойди на землю сию и разори её».
26 И сказал Елиаким, сын Хелкиин, и Севна и Иоах Рабсаку: говори рабам твоим по-арамейски, потому что понимаем мы, а не говори с нами по-иудейски вслух народа, который на стене.
27 И сказал им Рабсак: разве только к господину твоему и к тебе послал меня господин мой сказать сии слова? Нет, также и к людям, которые сидят на стене, чтобы есть помёт свой и пить мочу свою с вами.
28 И встал Рабсак и возгласил громким голосом по-иудейски, и говорил, и сказал: слушайте слово царя великого, царя Ассирийского!
29 Так говорит царь: пусть не обольщает вас Езекия, ибо он не может вас спасти от руки моей;
30 и пусть не обнадёживает вас Езекия Господом, говоря: «спасёт нас Господь, и не будет город сей отдан в руки царя Ассирийского».
31 Не слушайте Езекии. Ибо так говорит царь Ассирийский: примиритесь со мною и выйдите ко мне, и пусть каждый ест плоды виноградной лозы своей и смоковницы своей, и пусть каждый пьёт воду из своего колодезя,
32 пока я не приду и не возьму вас в землю такую же, как и ваша земля, в землю хлеба и вина, в землю плодов и виноградников, в землю масличных дерев и мёда, и будете жить, и не умрёте. Не слушайте же Езекии, который обольщает вас, говоря: «Господь спасёт нас».
33 Спасли ли боги народов, каждый свою землю, от руки царя Ассирийского?
34 Где боги Емафа и Арпада? Где боги Сепарваима, Ены и Иввы? Спасли ли они Самарию от руки моей?
35 Кто из всех богов земель сих спас землю свою от руки моей? Так неужели Господь спасёт Иерусалим от руки моей?
36 И молчал народ, и не отвечали ему ни слова, потому что было приказание царя: «не отвечайте ему».
37 И пришёл Елиаким, сын Хелкиин, начальник дворца, и Севна писец и Иоах, сын Асафов, дееписатель, к Езекии в разодранных одеждах, и пересказали ему слова Рабсаковы.

Комментарии МакДональда

II. ЦАРСТВО ИУДЕИ ДО ПЛЕНА (Гл. 18−25)

А. Царь Езекия (Гл. 18−20)

Езекия, сын Ахаза, был царем Иудейским двадцать девять лет (716/715687/686 гг. до Р. Х.; см. 2Пар 29−32; Ис 36−39). Считается, что до этого он был соправителем Ахаза с 729/728 по 716/715 гг.

1. Праведное правление Езекии (18:1−8)

18:1−6 В Священном Писании Езекии уделяется больше внимания, чем кому-либо из царей со времен Соломона. Для того, чтобы лучше понять, какие духовные и политические победы одержал Езекия благодаря вере в Бога, полезно прочесть и параллельные повествования во 2 Паралипоменон 29−32 и Исаии 36−39.

Когда Езекия пришел к власти, Иудея была практически вассальным государством Ассирии. Он совершил великие реформы. Он вел борьбу с идолопоклонством во всех его проявлениях, уничтожив даже высоты и медного змея из Чисел 21 (потому что сыны Израилевы кадили ему). Он назвал этого змея Нехуштан, что буквально означает «медная вещь». Что касается веры в Господа Бога Израилева, то Езекия был величайшим из царей Иудейских. Иосия был величайшим из царей в плане изгнания из земли злодеев (23:24−25).

18:7−8 Езекия восстал против ассирийского ига, возможно, по причине своего военного успеха: он прогнал из земли филистимлян, от сторожевой башни (сельской местности) до укрепленного города (густонаселенной и хорошо защищенной местности).

2. Пленение Самарии (18:9−12)

В этом отрывке снова говорится о захвате Самарии ассирийцами. Возможно, эта тема повторяется здесь, чтобы показать, с какой серьезной угрозой столкнулся в то время Езекия. Кажущееся противоречие между датами в стихах 9 и 10 объясняется тем, что иудеи считали часть года за целый. Осада Самарии началась в конце четвертого года правления Езекии, продолжалась весь пятый год и закончилась в начале шестого года — отсюда «три года». Это должен был быть 725−722 гг. до Р. Х., период совместного правления, упоминаемого выше.

3. Первое вторжение Сеннахирима в Иудею (18:13−16)

У Ассирии в это время были свои проблемы; умер Саргон II, и взбунтовался Вавилон. Только в 701 г. до Р. Х. Сеннахирим, наследник Саргона, смог выступить против Палестины и Финикии. В своих летописях Сеннахирим утверждает, что захватил сорок шесть укрепленных городов и 200000 пленных в Иудее. Езекия послал ему раболепное послание, признавая, что был виновен, когда восстал. Он послушно уплатил триста талантов серебра и тридцать талантов золота (огромная сумма), чтобы предотвратить нападение на Иерусалим. В это время Сеннахирим находился в Лахисе, к юго-западу от Иерусалима, на пути в Египет.

4. Второе вторжение Сеннахирима в Иудею (18:17 — 19:34)

18:17−19 Затем Езекия начал укреплять Иерусалим (2Пар 32:5). Возможно, известие об этом заставило царя Ассирийского отправить в Иерусалим своих военачальников, требуя безоговорочной сдачи. Три иудейских офицера вышли навстречу ассирийцам, чтобы выслушать их условия. В НМВ титулы ассирийцев переведены как «главнокомандующий», «старший офицер» и «полевой командир». В НКИ они названы по-ассирийски: Тартан, Рабсарис и Рабсак. Это не имена собственные.

18:20−25 Рабсак заговорил с ними оскорбительно, на их собственном иудейском наречии. Прежде всего, он насмехался над упованием Езекии, полагающегося на укрепления Иерусалима. Потом сообщил, что знает о том, как Езекия просил помощи у Египта против Ассирии, и назвал Египет в насмешку надломленной тростью (ст. 21). В-третьих, он сказал, что Иудее нет смысла уповать на Господа, потому что Езекия уничтожил все высоты и жертвенники. Рабсак не осознавал, что это были языческие святилища, а не места поклонения Господу! Потом он предложил пари: он даст две тысячи коней Иудее, если Езекия сможет достать такое количество всадников. Он имел в виду, что у Иудеи нет большой кавалерии, и ей придется надеяться на Египет ради колесниц и коней. Наконец, Рабсак заявил, что Господь послал Ассирию разорить Иудею.

18:26−27 Иудейские офицеры тут же предложили Рабсаку говорить дальше по-арамейски, на языке дипломатии, а не по-иудейски. Они боялись, что такие высокомерные речи окажутся губительными для боевого духа иудейского народа, слушающего на стене. Но Рабсак считал, что народ должен слышать все и знать о сложившейся ситуации, о приближающемся голоде и грядущей погибели.

18:28−37 Обратившись непосредственно к народу, Рабсак предупредил их, чтобы они не обольщались словами Езекии и не полагались на избавление от Господа. Если они сдадутся, им будет позволено пожить какое-то время в Иерусалиме. Когда же царь Ассирийский вернется из египетской кампании, он возьмет их в Ассирию, «землю такую же, как и ваша земля». Никакие божества народов не смогли спасти эти народы от Ассирии; могут ли они ждать, что их Бог сделает это? Народ на стене хранил молчание, а три иудейских сановника вернулись к Езекии, весьма расстроенные.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.