4 Царств 19 глава

Четвертая книга Царств
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 Когда услышал это царь Езекия, то разодрал одежды свои и покрылся вретищем, и пошёл в дом Господень.
2 И послал Елиакима, начальника дворца, и Севну писца, и старших священников, покрытых вретищами, к Исаии пророку, сыну Амосову.
3 И они сказали ему: так говорит Езекия: день скорби и наказания и посрамления — день сей; ибо дошли младенцы до отверстия утробы матерней, а силы нет родить.
4 Может быть, услышит Господь, Бог твой, все слова Рабсака, которого послал царь Ассирийский, господин его, хулить Бога живого и поносить словами, какие слышал Господь, Бог твой. Принеси же молитву об оставшихся, которые находятся ещё в живых.
5 И пришли слуги царя Езекии к Исаии,
6 и сказал им Исаия: так скажите господину вашему: так говорит Господь: не бойся слов, которые ты слышал, которыми поносили Меня слуги царя Ассирийского.
7 Вот, Я пошлю в него дух, и он услышит весть, и возвратится в землю свою, и Я поражу его мечом в земле его.
8 И возвратился Рабсак, и нашёл царя Ассирийского воюющим против Ливны, ибо он слышал, что тот отошёл от Лахиса.
9 И услышал он о Тиргаке, царе Ефиопском; ему сказали: вот, он вышел сразиться с тобою. И снова послал он послов к Езекии сказать:
10 так скажите Езекии, царю Иудейскому: пусть не обманывает тебя Бог твой, на Которого ты уповаешь, думая: «не будет отдан Иерусалим в руки царя Ассирийского».
11 Ведь ты слышал, что сделали цари Ассирийские со всеми землями, положив на них заклятие, — и ты ли уцелеешь?
12 Боги народов, которых разорили отцы мои, спасли ли их? Спасли ли Гозан, и Харан, и Рецеф, и сынов Едена, что в Фалассаре?
13 Где царь Емафа, и царь Арпада, и царь города Сепарваима, Ены и Иввы?
14 И взял Езекия письмо из руки послов, и прочитал его, и пошёл в дом Господень, и развернул его Езекия пред лицом Господним,
15 и молился Езекия пред лицом Господним и говорил: Господи, Боже Израилев, сидящий на Херувимах! Ты один Бог всех царств земли, Ты сотворил небо и землю.
16 Приклони, Господи, ухо Твоё и услышь; открой, Господи, очи Твои и воззри, и услышь слова Сеннахирима, который послал поносить Бога живого!
17 Правда, о, Господи, цари Ассирийские разорили народы и земли их,
18 и побросали богов их в огонь; но это не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень; потому и истребили их.
19 И ныне, Господи, Боже наш, спаси нас от руки его, и узнают все царства земли, что Ты, Господи, Бог один.
20 И послал Исаия, сын Амосов, к Езекии сказать: так говорит Господь, Бог Израилев: то, о чём ты молился Мне против Сеннахирима, царя Ассирийского, Я услышал.
21 Вот слово, которое изрёк Господь о нём: презрит тебя, посмеётся над тобою девствующая дочь Сиона; вслед тебя покачает головою дочь Иерусалима.
22 Кого ты порицал и поносил? И на кого ты возвысил голос и поднял так высоко глаза свои? На Святого Израилева!
23 Через послов твоих ты порицал Господа и сказал: «со множеством колесниц моих я взошёл на высоту гор, на рёбра Ливана, и срубил рослые кедры его, отличные кипарисы его, и пришёл на самое крайнее пристанище его, в рощу сада его;
24 и откапывал я и пил воду чужую, и осушу ступнями ног моих все реки Египетские».
25 Разве ты не слышал, что Я издавна сделал это, в древние дни предначертал это, а ныне выполнил тем, что ты опустошаешь укреплённые города, превращая в груды развалин?
26 И жители их сделались маломощны, трепещут и остаются в стыде. Они стали как трава на поле и нежная зелень, как порост на кровлях и опалённый хлеб, прежде нежели выколосился.
27 Сядешь ли ты, выйдешь ли, войдёшь ли, Я всё знаю; знаю и дерзость твою против Меня.
28 За твою дерзость против Меня и за то, что надмение твоё дошло до ушей Моих, Я вложу кольцо Моё в ноздри твои и удила Мои в рот твой, и возвращу тебя назад тою же дорогою, которою пришёл ты.
29 И вот тебе, Езекия, знамение: ешьте в этот год выросшее от упавшего зерна, и в другой год — самородное, а на третий год сейте и жните, и садите виноградные сады и ешьте плоды их.
30 И уцелевшее в доме Иудином, оставшееся, пустит опять корень внизу и принесёт плод вверху,
31 ибо из Иерусалима произойдёт остаток, и спасённое от горы Сиона. Ревность Господа Саваофа сделает сие.
32 Посему так говорит Господь о царе Ассирийском: не войдёт он в сей город, и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала.
33 Тою же дорогою, которою пришёл, возвратится, и в город сей не войдёт, говорит Господь.
34 Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего.
35 И случилось в ту ночь: пошёл Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот, все тела мёртвые.
36 И отправился, и пошёл, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии.
37 И когда он поклонялся в доме Нисроха, бога своего, то Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо него.

Комментарии МакДональда

19:1−7 Езекия тоже очень огорчился, услышав о насмешках Рабсака. Он послал гонцов к Исаии пророку, сообщая, что Иудея бессильна тогда, когда больше всего нуждается в силе. Он также попросил Исаию молиться об оставшихся в Иудее и Иерусалиме. Исаия ответил Езекии, что ему не стоит бояться царя Ассирийского, что Бог нашлет на него дух боязни, заставит услышать весть и возвратиться в землю свою, где он будет убит.

19:8−13 Когда Рабсак возвратился в Лахис, он нашел, что Сеннахирим напал на ближнюю крепость, Ливну.

Сеннахирим услышал, что Тиргак, царь Ефиопский из Верхнего (т. е. южного Египта) собирается напасть на него. Он тут же попытался напугать Иерусалим и вынудить его сдаться, послав царю богохульное письмо. Некоторые исследователи полагают, что весть, упомянутая в стихе 7, описана в стихе 9, — а именно, что это была весть о приближении египтян. Существует также мнение, что это было сообщение о восстании вавилонян.

19:14−20 Езекия поступил мудро: он отнес письмо в храм и развернул его перед Господом. В своей молитве он выразил глубокую веру в Иегову. Бог послал Езекии ответ через Исаию.

19:21−28 Стихи 21−28 обращены к Сеннахириму. Стихи 29−34 — к Езекии. Пророчество Исаии представляет собой насмешливую песнь против Ассирии. В ней Иерусалим изображается как девствующая дочь Сиона, которая смеется над угрозами ассирийцев. В ней Сеннахирим осуждается как богохульник, оскорбляющий святое имя Бога, как хвалящийся, что может вторгнуться в Иудею (Ливан), уничтожить правителей и великих людей (рослые кедры и отличные кипарисы), вступить во дворцы горы Сион (крайнее пристанище). Сеннахирим хвастался также другими завоеваниями, в том числе победой над Египтом. Он не понимал, что он осуществил все то, что Бог уже запланировал. Бог знал обо всем и готов был сокрушить его невежественную гордость, отправив обратно в Ассирию остатки его разбитой армии.

19:29−34 Затем, обращаясь к Езекии, Господь послал знамение о том, что ассирийцы не завоюют Иерусалим. Два года народ Иудеи не сможет выращивать зерно из-за присутствия ассирийцев, но будет есть то, что растет произвольно. На третий год они будут уже в безопасности и смогут вернуться к нормальному образу жизни. Жители Иерусалима не просто останутся живы: царю Ассирийскому не будет позволено войти в город или бросить туда стрелу.

5. Поражение и смерть Сеннахирима (19:35−37)

В ту ночь Ангел Господень пришел в ассирийский лагерь и поразил сто восемьдесят пять тысяч воинов. Когда люди встали поутру, кругом лежали только мертвые тела ассирийцев.

Сеннахирим вернулся в свою столицу, Ниневию, где был убит двадцать лет спустя (681 г. до Р. Х.). (Он на пять лет пережил Езекию.) Пророчество Исаии (ст. 7) было исполнено, когда Сеннахирима убили два его сына, а третий, Асардан, воцарился вместо него.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.