Hosea 4 глава

Hosea
Luther Bibel 1545 → Толкование Далласской семинарии

Luther Bibel 1545

1 Höret, ihr Kinder Israel, des HErrn Wort; denn der HErr hat Ursach, zu schelten, die im Lande wohnen. Denn es ist keine Treue, keine Liebe, kein Wort GOttes im Lande,
2 sondern Gotteslästern, Lügen, Morden, Stehlen und Ehebrechen hat überhandgenommen, und kommt eine Blutschuld nach der andern.
3 Darum wird das Land jämmerlich stehen und allen Einwohnern übel gehen; denn es werden auch die Tiere auf dem Felde und die Vögel unter dem Himmel und die Fische im Meer weggeraffet werden.
4 Doch man darf nicht schelten, noch jemand strafen; denn mein Volk ist wie die, so die Priester schelten.
5 Darum sollst du bei Tage fallen, und der Prophet des Nachts neben dir fallen; also will ich deine Mutter hinrichten.
6 Mein Volk ist dahin, darum daß es nicht lernen will. Denn du verwirfst GOttes Wort, darum will ich dich auch verwerfen, daß du nicht mein Priester sein sollst. Du vergissest des Gesetzes deines GOttes, darum will ich auch deiner Kinder vergessen.
7 Je mehr ihrer wird, je mehr sie wider mich sündigen; darum will ich ihre Ehre zuschanden machen.
8 Sie fressen die Sündopfer meines Volks und sind begierig nach ihren Sünden.
9 Darum soll es dem Volk gleichwie dem Priester gehen; denn ich will ihr Tun heimsuchen und ihnen vergelten, wie sie verdienen,
10 daß sie werden essen und nicht satt werden, Hurerei treiben, und soll ihnen nicht gelingen, darum daß sie den HErrn verlassen haben und ihn nicht achten.
11 Hurerei, Wein und Most machen toll.
12 Mein Volk fragt sein Holz, und sein Stab soll ihm predigen; denn der Hurereigeist verführet sie, daß sie wider ihren GOtt Hurerei treiben.
13 Oben auf den Bergen opfern sie und auf den Hügeln räuchern sie, unter den Eichen, Linden und Buchen; denn die haben feine Schatten. Darum werden eure Töchter auch zu Huren und eure Bräute zu Ehebrecherinnen werden.
14 Und ich will's auch nicht wehren, wenn eure Töchter und Bräute geschändet und zu Huren werden, weil ihr einen andern Gottesdienst anrichtet mit den Huren und opfert mit den Bübinnen. Denn das törichte Volk will geschlagen sein.
15 Willst du, Israel, ja huren, daß sich doch nur Juda nicht auch verschulde! Gehet nicht hin gen Gilgal und kommet nicht hinauf gen Beth-Aven und schwöret nicht: So wahr der HErr lebet!
16 Denn Israel läuft wie eine tolle Kuh, so wird sie auch der HErr weiden lassen wie ein Lamm in der Irre.
17 Denn Ephraim hat sich zu den Götzen gestellet; so laß ihn hinfahren!
18 Sie haben sich in die Schwelgerei und Hurerei gegeben; ihre Herren haben Lust dazu, daß sie Schande anrichten.
19 Der Wind mit seinen Flügeln wird sie gebunden treiben und müssen über ihrem Opfer zuschanden werden.

Толкование Далласской семинарии

III. Пророческая весть Осии: Бог накажет Израиля, но и помилует его (главы 4−14)

Пророческая весть, содержащаяся в первых трех главах, развивается в каждой из последующих глав Книги Пророка Осии, которые могут быть разбиты на три раздела: 4:1 — 6:3; 6:4−11; 11:12 — 14:9. И хотя в каждом из трех подчеркнуто звучит тема вины Израиля и грядущего на него суда, завершает каждый позитивная нота: за «судом» последует восстановление Израиля (во Вступлении «Весть, принесенная Осией»).

А. Господь судится с Израилем (4:1 — 6:3)

Первый цикл «суд-спасение» подразделяется на три части. Глава 4 «сфокусирована» на грехах Северного царства, тогда как в 5:1−15а говорится о вине народа в целом (т. е. Израиля и Иудеи). В 5:15б−6:3 содержится провиденье покаяния со стороны Израиля.

1. ВИНА ИЗРАИЛЯ НАЛИЦО (глава 4)

Это главная тема главы. Бог выражает неудовольствие и гнев как народом, так и вождями его (пророками, правителями и особенно — священниками). Тон главы в большей ее части — обвинительный, здесь и там — стихи, возвещающие о грядущем наказании.

а. Нарушение завета (4:1−3)

Ос 4:1−2. Здесь обращение к «сынам» 10-коленного Северного царства, предъявление обвинения всем «жителям» его, которые изо дня в день нарушают завет со своим Богом. Ибо нет в них истины (в значении искренности — в словах и действиях), нет милосердия к ближним. Как нет и Богопознания. Тут еврейское даат Элогим, подразумевающее не отвлеченное богословие, не теоретическое знание о существе и свойствах Бога, а живое, повседневное приближение к Нему через веру и любовь.

Следует (стих 2) перечисление прискорбных дел, распространившихся в Израиле (под «клятвой» подразумевается дача ложных клятв); совершающие их не могут любить Бога. Они растоптали любовь к Нему, и, значит, нарушили союз с Ним. Последовал разрыв между народом и Богом, который неизбежно влечет за собой суд Божий.

Ос 4:3. Наказание постигнет всю «землю сию», со всем живущим на ней: погибнут даже звери, птицы и рыбы. Слово изнемогут (исчахнут) наводит на мысль о гибельной засухе. О действии проклятия этого рода как кары за неповиновение Богу читаем в Лев 26:19; Втор 28:23−24. Но некоторые склонны видеть тут провозвестие ассирийского нашествия на Израиль, которое приведет Северное царство к гибели.

б. О вине священников (4:4−10)

Ос 4:4. Стих труден для понимания, но подразумевается в нем, по всей видимости, следующее. Народ — весь — виновен перед Богом. Поскольку, однако, он склонен (в этом стихе Израиль как бы выступает единой личностью) к оправданию себя и «обидам» на Бога, будто бы несправедливо его наказывающего, то пророк и предупреждает его: не спорь, не сваливай вину на другого. Не уподобляйся — звучат из уст Осии слова Господа — спорящим со священником.

Эта фраза прозвучит яснее, если вспомнить, что священники в израильском сообществе были официальной властью, поставленной Богом через Моисея. Они были судьями, которым принадлежало последнее решение. Не подчинявшиеся им сурово карались (Втор 17:12). Так что в этом контексте «спор со священником» приравнивался «спору с Богом».

Ос 4:5. Падение (в значении «гибели» (будет настигать народ днем и ночью. Не устоят и пророки (ложные). Матерь тут аллегория царства и народа в целом. То есть речь опять-таки об истреблении Северного царства.

Ос 4:6. Причиной гибели народа здесь выдвигается недостаток ведения его о Боге (в толковании на 4:1 о смысле выражения даат Элогим). Хотя некоторые исследователи полагают, что речь во второй половине стиха 6 и далее (до стиха 12) идет о народе в целом и о карах, грядущих на весь Израиль, более обоснованной представляется та точка зрения, что эти стихи — преимущественно о священниках.

Это они, несущие ответственность за духовное воспитание народа и пренебрегшие ею, будут отвергнуты (отстранены) от священнодействия перед Богом; Он забудет детей их (в том, возможно, значении, что сыновья их не унаследуют отцовского сана, и, следовательно, линия священства будет прервана; сравните с 1Цар 2:27−35).

Ос 4:7−9. Если стих 7 может быть понят как применительно к народу в целом (чем более возрастает народ израильский в числе, тем более множатся грехи его), так и к священникам (умножение числа их не только не оказывает положительного действия на состояние общества, но скорее наоборот), за что славу (народа или священников) Бог обратит в бесславие, — то стих 8, несомненно, только о священнослужителях.

Это подтверждается и стихом 9. Священники, как известно, «кормились» жертвами, приносимыми народом за грехи. И поэтому умножение грехов в обществе было в их интересах (сравните с Ос 6:6 и 8:11−13). За жадность и лицемерие их, говорит Господь, им будет воздано (по делам их). Их постигнет та же участь, что и народ в целом.

Ос 4:10−11. Те, кто оставили истинное служение Господу, в алчности своей не найдут насыщения (начало стиха 10). Вторая фраза стиха 10 читается и понимается по-разному. Некоторые полагают, что речь в ней о буквальном блуде или о потворствовании ритуальному языческому блуду, который не приведет (ирония?) к возрастанию народа в числе. Другие склонны понимать этот «блуд» в духовном значении слова.

В Септуагинте стоит не не размножатся, а «не исправятся». То есть фраза, очевидно, читается в том смысле, что духовный блуд священников отнюдь не приведет к исправлению народа. В стихе 11 обвинение вновь простирается и на народ. Чувственные удовольствия, которым он предается без меры, способствуют все большему погружению его в соблазн язычества.

в. О вине народа (4:12−19)

Ос 4:12−14. Переход к ней, собственно, совершается в стихе 11. Сказанное в нем развивается в стихе 12, где обыгрываются понятия «блуда» и языческих заблуждений. Вместо того, чтобы вопрошать Бога, народ Его вопрошает своих истуканов. Вот как может быть передан горько ироничный смысл стиха 12 «Народ Мой вопрошает деревяшку, и палка дает ему ответ; ибо дух блуда ввел их в заблуждение, и распутство удалило их от Бога их». (У Осии мысль о том, что кара заложена в самом отступничестве, звучит особенно ясно: не Бог бичует грешников, но сам грех обрушивает на них «бич воздаяния», а Бог лишь создал такое положение вещей в мире, при котором «взаимосвязь» эта действует незыблемо.) Конкретно речь в начале стиха 12 идет о волхвованиях; упоминая жезл (или посох, палку), пророк мог подразумевать широко распространенные среди языческих народов гадания (в разных формах) с помощью «жезла».

На вершинах холмов, под раскидистыми деревьями сооружались (по всему Северному царству) языческие святилища (4Цар 7:10−11). И множество молодых израильтянок занималось при них ритуальной проституцией (Втор 23:17−18; 3Цар 14:24), «служа» ханаанским богам плодородия. Однако Господь не намерен наказывать этих женщин более чем отцов их (стих 14), которые не только не запрещают им блудодействовать, но и поощряют к этому. От всех этих преступлений невежественный народ гибнет! — горестно восклицает Осия.

Ос 4:15. Иуда (Южное царство) предупреждается не следовать грешными путями «сестры» ее — Израиля. Тут не имеется в виду, что иудеи имели обыкновение посещать места языческих культов на территории Северного царства; скорее это литературный прием для выражения предостережения.

Буквально слово галгал означает «колесо», «круг»; так назывались древние памятники из камней, которые сооружали, в честь того или иного события, по окружности. То же название получали затем и места, отмеченные «галгалами». В Палестине таких мест было несколько, и в Библии они упоминаются неоднократно (Втор 11:30; Нав 4:19; 12:23). Здесь предположительно имеется в виду «Галгал», находившийся между р. Иордан и Иерихоном; многие священные для евреев события совершились там (в частности, Нав 4; 5:3, 10). Но со временем Галгал стал, по всей вероятности, местом языческого культа, и именно в качестве такового назван здесь.

Беф-Авен означает «дом идолов» или «дом лжи»; город с таким названием находился неподалеку от Вефиля (Нав 7:2; 18:12; 1Цар 13:5; 14:23), и после того, как царь Иеровоам поставил в Вефиле (что значит «Дом Божий»; там, напомним, Иаков видел свой чудный сон, Быт 28:10−19) одного из своих золотых тельцов, Вефиль стали иронически называть «Беф-Авеном» (Ос 4:15 сравните с Ос 10:5 и с Ам 5:5).

Господу не угодно было, чтобы евреи, которые служили языческим идолам продолжали лицемерно взывать к Нему и клясться Его именем!

Ос 4:16. сравните этот стих с Иер 31:18. Подобно упрямой телице, не привыкшей к ярму и не желающей «подчиниться ему», противится Израиль благодатному водительству Божию, и сам лишает себя защитной силы его. Как следствие этого он перестает быть для Господа «агнцем на пространном пастбище» (образ безопасного и благословенного пребывания под покровительством Божиим).

Ос 4:17. Ефремляне были самым большим и могучим из 10 северных племен; Ефрем часто употребляется как синоним Израиля. Предполагают, что здесь обращение к Иудее (сравните со стихом 15), чтобы не следовала примеру Израиля, погрязшего в идолопоклонстве.

Ос 4:18. Продолжается обличение моральной и духовной развращенности всего израильского сообщества.

Ос 4:19. Образ убийственного ветра (скорее всего жгучего восточного сирокко), от которого нет спасения. Здесь он может быть иносказанием предстоявшего ассирийского нашествия; осознав свою беспомощность перед беспощадным «ветром», израильтяне устыдятся… жертв, которые приносили идолам, т. е. разочаруются в том, что возлагали на них надежды.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.