Hosea 10 глава

Hosea
Luther Bibel 1545 → Толкование Далласской семинарии

Luther Bibel 1545

1 Israel ist ein verwüsteter Weinstock; seine Frucht ist eben auch also. Soviel Früchte er hatte, soviel Altäre hatte er gemacht. Wo das Land am besten war, da stifteten sie die schönsten Kirchen.
2 Ihr Herz ist zertrennet; nun wird sie ihre Schuld finden. Ihre Altäre sollen zerbrochen, und ihre Kirchen sollen verstöret werden.
3 Alsdann müssen sie sagen: Wir haben keinen König; denn wir fürchten den HErrn nicht, was kann uns der König nun helfen?
4 Sie schwuren vergeblich und machten einen Bund; und solcher Rat grünete auf allen Furchen im Felde wie Galle.
5 Die Einwohner zu Samaria sorgen für die Kälber zu Beth-Aven; denn sein Volk trauert um ihn; über welchem doch seine Kamarim sich pflegten zu freuen seiner Herrlichkeit halben; denn es ist von ihnen weggeführet.
6 Ja, das Kalb ist nach Assyrien gebracht, zum Geschenk dem Könige zu Jareb. Also muß Ephraim mit Schanden stehen, und Israel schändlich gehen mit seinem Vornehmen.
7 Denn der König zu Samaria ist dahin wie ein Schaum auf dem Wasser.
8 Die Höhen zu Aven sind vertilget, damit sich Israel versündigte; Disteln und Dornen wachsen auf ihren Altären. Und sie werden sagen: Ihr Berge, bedecket uns, und ihr Hügel, fallet über uns!
9 Israel, du hast seit der Zeit Gibeas gesündiget, dabei sind sie auch geblieben; aber es soll sie nicht des Streits zu Gibea gleichen ergreifen, so wider die bösen Leute geschah,
10 sondern ich will sie züchtigen nach meinem Wunsch, daß Völker sollen über sie versammelt kommen, wenn ich sie werde strafen um ihre zwo Sünden.
11 Ephraim ist wie ein Kalb, gewöhnt, daß es gerne drischet. Ich will ihm über seinen schönen Hals fahren; ich will Ephraim reiten, Juda soll pflügen und Jakob eggen.
12 Darum säet euch Gerechtigkeit und erntet Liebe und pflüget anders, weil es Zeit ist, den HErrn zu suchen, bis daß er komme und regne über euch Gerechtigkeit.
13 Denn ihr pflüget Böses und erntet Übeltat und esset Lügenfrüchte.
14 Weil du dich denn verlässest auf dein Wesen und auf die Menge deiner Helden, so soll sich ein Getümmel erheben in deinem Volk, daß alle deine Festen verstöret werden. Gleichwie Salman verstörete das Haus Arbeels zur Zeit des Streits, da die Mutter über den Kindern zu Trümmern ging,
15 ebenso soll's euch zu Bethel auch gehen um euren großen Bosheit willen, daß der König Israels frühe morgens untergehe.

Толкование Далласской семинарии

Ос 10:1. Образно говорится о неблагодарности Израиля и упорстве его в неповиновении Господу: чем больше благословений изливает Он на Свой ветвистый виноградник («умножая плод» его), тем больше жертвенников языческим богам возводят израильтяне, самозабвенно украшая своих идолов (кумиры).

Ос 10:2. Подразумевается «разделение сердца» израильтян между Иеговой и Ваалом.

Ос 10:3. Стих читается и толкуется неоднозначно. С русским текстом более всего согласуется такое понимание его, что с «исчезновением» из Самарии (столицы Израиля) царя ее (стих 7) израильтяне станут сетовать, что они лишились того, кто мог бы помочь им, тут же, впрочем, оговариваясь: «если мы не убоялись Господа, то что смог бы сделать для нас царь?»

Ос 10:4. Пророк говорит о нравственном климате в стране, который характеризуют безответственность и клятвопреступления, и о политической жизни ее (израильтяне заключают неугодные Богу союзы с чужеземцами). Преступления народа сравниваются в их многообразии с ядовитой травой на бороздах поля. Трава эта будет выкорчевана Богом (явится суд над ними).

Ос 10:5−6. Речь о золотом тельце в Вефиле. Не только не поможет он жителям Самарии, но они и жрецы его сами станут плакать о нем, потому что слава отойдет от него. По всей вероятности, подразумевается, что в будущем сокровища Бефавенского святилища станут достоянием ассирийцев. Они (и это явится особым унижением для поклонявшихся идолу в Вефиле) «отнесут» тельца в Ассирию. Относительно «царя Иарева» в толковании на 5:13. Какой исторический факт и какой (соответственно) из ассирийских царей имелись тут в виду, сказать трудно.

Под «замыслом» Израиля, от которого он посрамится, подразумевается его беспомощная внешняя политика (в данном случае — попытки купить благорасположение к себе Ассирии).

Ос 10:7. Образно говорится о пленении ассирийцами царя Израиля: он будет уведен из Самарии.

Ос 10:8. Авен, или Беф-Авен (Вефиль) символизирует все высоты, «увенчанные» языческими капищами, где Израиль предавался греху идолопоклонства. Они будут разрушены и порастут «тернием». В конце стиха воспроизводится вопль последнего отчаяния народа (сравните с Откр 6:16).

Ос 10:9. Прежде всего заметим, что Гива и Гаваон здесь отождествляются (по смыслу стиха); в англ. переводах Библии слова Гаваон нет, а Гива названа дважды. Первую часть стиха, включая не вполне ясную фразу, переданную по-русски как там они устояли, читают в том смысле, что со дней Гивы (сравните 9:9; Суд 19−21) Израиль не перестает грешить и совершать преступления одно хуже другого, и в этом стоит твердо.

Пророк, по-видимому, напоминает о наказании, постигшем жителей Гивы (сынов нечестия) за отвратительное преступление, совершенное ими; в свете этого последнюю фразу стиха правильнее читать как вопросительную — в том смысле, что неужели полагают они (израильтяне), что война (как явление суда, в знак возмездия) не достигнет их?

Ос 10:10. По желанию Моему значит, что Бог «желает» (чего бы то ни было), руководствуясь абсолютной справедливостью: израильтяне будут наказаны соответственно их вине. Против них «соберутся», чтобы выступить на них войной, ассирийцы (народы). Последняя фраза стиха, звучащая неясно, понимается неоднозначно.

Они будут связаны — по-видимому, образ предстоявшего плена, куда израильтян будут гнать «связанными» (в цепях). Одними толкователями двойное преступление понимается как указание на отпадение Израиля от Иеговы и от дома Давидова. Другими — как намек на преступление вениамитян в Гиве (под «вторым» преступлением, полагают они, Осия понимал те грехи, которые его сограждане совершают с той поры и по сей день).

Ос 10:11. Образность стиха 11 строится на противопоставлении молотьбы пахоте и боронованию. Дело в том, что для волов молотьба на древнем Востоке не была «трудным делом»: их гнали от снопа к снопу, из которых они валками (особыми молотилками), которые возили за собой, выбивали зерна; при этом (что имело особое значение!) им «не заграждали рта» (согласно заповеди Моисея; Втор 25:4), т. е. не надевали на них намордников, и в процессе молотьбы волы могли есть «хлеб» на току.

Применительно к Ефрему — как к «телице, привычной к молотьбе», Осия хотел сказать, что он (Ефрем, Израиль) «обучился», привык к благам, посылаемым ему свыше, и он «ожирел», «превознесся сердцем» (Ос 13:6), забыв Бога. Чтобы напомнить ему о Себе, Иегова отныне заставит его исполнять тяжелую работу. Иаков (этим именем здесь названо Северное царство) станет боронить; примечательно, что как об объекте грядущего суда пророк говорит тут и об Иуде (Южном царстве), который будет пахать.

Ос 10:12. Как бы вдруг, посреди возвещения о неотвратимом суде, звучит краткий призыв «отвратиться» от греха и «готовить себе почву» (продолжение «земледельческой» метафоры) для новой жизни. Распахивайте у себя новину и строкой выше: Сейте себе в правду. Если станете поступать так, то пожнете милость: Господь никогда не отнимает у людей возможности покаяния (сравните с Ис 1:18−20). И на «взыскующих» Его «дождем проливает праведность.»

Ос 10:13. Призыв, содержащийся в стихе 12, как бы «суммирует» в себе призывы всех истинных пророков Израиля, которые звучали на протяжении его истории. Ответом на них всегда были нечестие и беззаконие, ложь и самонадеянность. Последняя «питала» и вместе «подводила итог» всем прочим беззакониям Израиля, надеявшегося на самого себя и свою военную мощь, а не на Бога. «Отклик» его на доброжелательное отношение к нему Господа, на Его любовь и милости, подчеркивала вину Израиля перед Ним.

Ос 10:14−15. Неразумие и гордость Израиля будут наказаны разрушением всех его «твердынь» как ложных опор его самомнения. Суровость грядущего наказания иллюстрируется сравнением с неким историческим эпизодом, который современникам Осии был, по-видимому, хорошо известен. Но нам точно идентифицировать ни личность Салмана ни местонахождение Бет-Арбела не представляется возможным. Из предположений на этот счет перечислим лишь наиболее известные.

Под «Салманом» понимался: а) Салманассар III (ассирийский царь, воевавший на Западе (в Палестине) в 9в. до Р. Х.); б) Салманассар V (ассирийский царь, правивший с 727 по 722 годы до Р. Х.; однако его вторжение в Израиль имело место уже после дней Осии); и в) Салман (моавитский царь, упоминаемый в списке данников ассирийского царя Тиглатпалассара III-го; был современником Осии). Некоторые (например, Евсевий), отождествляют Бет-Арбел с современным Ирбидом (Арбелой), расположенным в северной части Трансиордании и километрах в 25 на юго-восток от моря Галилейского.

Другие полагают, что это та Арбела, которая расположена в 3 км на запад от моря Галилейского и упоминается в апокрифической 1-ой книге Маккавеев (1 Мак. 9:2). Где бы, однако, ни находилось это место, битва, разразившаяся там, очевидно, запечатлелась в памяти израильтян своей особой жестокостью. Здесь это выражено, как представляется, в пословице, как раз и отражавшей бесчеловечность в крайней ее степени (сравните с Быт 32:11). Вефиль здесь обозначает Израиль в целом.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.